Конспект урока по русскому языку. Урок факультатив.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку.

Урок факультатив.

Класс 4 

Тема урока: «Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи».

Задачи урока.

а) образовательные:

продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;

б) развивающие:

совершенствовать коммуникативные умения учащихся; развивать умения использовать фразеологизмы в собственной речи;

в) воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку, формирование интереса к живой звучащей речи народа родного края.

Оборудование:презентация по теме урока.

Литература: Фразеологический словарь русского языка для школьников./ сост. Л.А. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 412с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Урок факультатив.

Класс 4 

Тема урока: «Фразеологизмы, или устойчивые сочетания речи».

Задачи урока.

а) образовательные:

продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;

б) развивающие:

совершенствовать коммуникативные умения учащихся; развивать умения использовать фразеологизмы в собственной речи;

в) воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку, формирование интереса к живой звучащей речи народа родного края.

Оборудование:презентация по теме урока.

Литература: Фразеологический словарь русского языка для школьников./ сост. Л.А. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 412с.

Ход урока.

I.   а) Учитель. – Мы сегодня попробуем себя в роли  первооткрывателей.  Вам понадобится внимание, воображение  и чувство юмора.  А постараемся  мы раскрыть  все особенности  необычных слов. Вам придётся ответить на такие вопросы (на доске записано задание):

  Как называются эти слова и выражения? (Это фразеологизмы и фразеологические обороты).

  В чём их особенность? (Это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом).

  Как правильно употреблять такие слова в  нашей речи? (Они употребляются в готовом виде).

б) Учитель.- Послушайте меня и скажите, о каких словах   пойдёт речь  сегодня на уроке?

Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять –
Прямо так употреблять.

(Если ребята не догадаются, то пока не озвучивать тему урока).

     в) Учитель.- Ребята, прослушайте небольшой текст, а затем  выпишите  те выражения, которые вам покажутся необычными.

 Ученик зачитывает  текст вслух. - Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Совсем  от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам, чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда –руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать!

Самостоятельная работа.

Учитель. - Какие необычные выражения вы выписали? (Ребята зачитывают свои варианты ответов).

 - А вот что выписала я:

Из рук вон плохо

От рук отбился;

Рукам воли не давай;

Руку даю на отсечение;

Руки распускать.

- Вы когда-нибудь слышали эти выражения? Как эти выражения называются?(Фразеологизмы)

II. Сообщение темы  урока.

1) Наблюдение за фразеологизмами и их особенностями.

Учитель. - Кто может сказать, что же это за выражения?

- Да, эти выражения называются крылатыми или фразеологизмами.  Есть специальная  наука, изучающая фразеологизмы – фразеология.

(Фразеологизм – устойчивый оборот речи, не  переводимый дословно на другой язык).  

А теперь выясним,  в чём необычность фразеологизмов.   

- Вернёмся к нашему тексту.    

-  Что означают эти выражения? 

Из рук вон плохо – безобразно, отвратительно;

От рук отбился – стал неуправляемым, бесконтрольным; непослушным;

Рукам воли не давай – не дерись;

Руку даю на отсечение – клянусь, обещаю;

Руки распускать – драться.   

- Теперь я прочитаю текст, но без этих выражений.       

Да, ведёт он себя безобразно. Совсем стал неуправляемым. Надо бы его наказать, чтоб знал: не дерись! И тогда – клянусь – он сразу перестанет драться.   

- Смысл текста изменился? (Нет).

- Что же изменилось? (Текст стал сухим, скучным). 

- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?

(Они  делают нашу речь живой, привлекательной.)

Это первая  особенность фразеологизмов.

Плакат

- С одним только словом нос их в языке более десяти:  зарубить себе на носу, задирать носнос не доросповесить нос,  крутить носом и т.д. Такие выражения нельзя буквально  перевести на другой язык, т.к. их значение не складывается            из смысла отдельных слов, зато его легко заменить одним  словом:  как пить дать – наверняка. Это вторая  особенность фразеологизмов.

Плакат

     2) Происхождение фразеологизмов.

Учитель. – Группа ребят нашего класса, готовясь к  этому уроку, провели свои исследования о происхождении фразеологизмов. Они нам сейчас и расскажут о своей работе.

Группы фразеологизмов:

Группа фразеологизмов, возникшая на основе наблюдений человека над общественными и  природными явлениями.

С лёгким паром!   (Приветствие тому, кто только что попарился в бане или помылся)

Семь пятниц на неделе (О том, кто часто меняет свои намерения, решения, обещания).

Сколько лет, сколько зим. (Говорится при свидании – очень давно).

Убить двух зайцев. (Одновременно выполнить два дела).

После дождичка в четверг. (Никогда.)

Во всю Ивановскую.  (Громко кричать, разговаривать).

Группа фразеологизмов, связанных с мифологией.

Голая правда.

Авгиевы конюшни.

Голубь мира.

Ящик Пандоры.

Всемирный потом.

Отогреть змею за пазухой (на груди).

Вышедшие из песен, сказок, загадок, литературных произведений.

Баба-Яга. (Старая, сврливая, безобразная женщина).

Аника – воин. (Задира, хвастающийся своей силой, но неизменно терпящий поражение).

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, сказка будет впереди.

А Васька слушает  да ест. (Один человек упрекает, а другой не обращает на это внимание).

Группа фразеологизмов, связанных с историей:

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Москва слезам не верит.

Ломать шапку.

По Сеньке и шапка.

Шиворот – навыворот.

Врёт, как сивый мерин.

3) Правила употребления в речи фразеологизмов.

- Существует несколько «нельзя» в употреблении  фразеологизмов:

1). Слова во фразеологизме нельзя переставлять местами. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба».

2). Нельзя заменять устаревшие слова современными.   Например: «как зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза».

3). Нельзя заменять число. Например, нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».  

4).Нельзя заменять словами синонимами. Например, вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».   

III. Упражнение в использовании фразеологизмов в речи.   

1. Добавить в стихотворение слова, которые образовывают фразеологические сочетания.  

Глеб у доски повесил … (нос),

Краснеет до корней … (волос).

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь … (землю провалиться).

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши … (бил) с утра?

2. Определить, из каких произведений взяты тексты, подчеркнуть фразеологизмы, объяснить их смысл. (Работа в группах).

1-я группа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть.

И. Крылов. «Мартышка и очки»

Ответ: по пальцам  перечесть (об очень небольшом количестве кого- или чего-нибудь назвать, перечислить).

2-я группа.

- Эх, эх, - ей Моська отвечает, -

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

И.Крылов «Слон и Моська»

Ответ: духу придаёт (вселяет бодрость, уверенность).

3-я группа.

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство».

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ответ: белены объелась (совсем обезумела, перестала соображать).

4-я группа.

У кумушки глаза и зубы разгорелись.

И во весь дух

Пошли зайчишки. А я им: у-х!

Живей, зверишки!

Н.Некрасов «Дедушка  Мазай и зайцы»

Ответ: во весь дух (изо всех сил).

5-я группа.

«Пришёл Иван домой, а лягушка и спрашивает: «Что это ты голову повесил?»

Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

Ответ: голову повесил (грустный, печальный).

3. Узнай фразеологизмы по рисунку.

 Объяснение смысла.

IV. Составление рассказа.

    Учитель. – Давайте поучимся использовать  фразеологизмы в своей речи. Вы должны будете  составить небольшой текст, используя фразеологизмы.

(Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает тему   рассказа и опорные фразеологизмы.)

1). Мой друг.

(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)

2). На уроке.

(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)

3). На субботнике.

(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)

4). Домашнее задание.

( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)

5). На перемене.

(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)

Проверка.

V. Физкультминутка.

VI. Соревнование «Кто больше?» (по группам)

     Учитель: - Запишите как можно больше устойчивых   оборотов со словами: голова и глаза.

         Голова                                                                                                       

Отвечаешь головой, с больной головы на здоровую  сломя голову, не сносить головы, морочить голову,  человек с головой, вскружить голову, голова идёт кругом,                       как снег на голову, потерять голову.

      Глаза

Мозолить глаза, хлопать глазами, глаза строить, пускать  пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколи, как   бельмо на глазу, смотреть чужими глазами, открыть глаза,  говорить в глаза, с глазу на глаз.

Подведение итогов.

VII. Итог урока.

Учитель:- Ребята, вы знаете немало фразеологизмов.   Вы и дальше будете совершенствовать свои знания,  работать над тем, чтобы свою речь сделать богатой, красивой. Я хочу вам показать три  книги, общение с которыми будет для вас не только поучительным, но занимательным и интересным. 

– Перед вами «Фразеологический словарь русского языка» Издательство: СПб.: ООО «Виктория плюс», 2010 г.  Составитель: Степанова М.И. Он содержит около 1 2 000 фразеологизмов с толкованием их значения и указанием происхождения.

Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей». – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. Словарь содержит около 400 фразеологизмов. Его особенность в том, что к каждому  фразеологизму приведён пример его использования в литературе и рисунок, наглядно отражающий его смысл,    что очень важно для более лёгкого освоения детьми.

В. Волина «Почему мы так говорим»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку "Урок 11. Описание внешности. Повторение слоговых таблиц".

Задачи урока:1. Формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность; повторить работу со слоговыми моделями, умение писать имена собственные.2. Развивать речь...

Презентация к уроку по русскому языку "Урок 11. Описание внешности. Повторение слоговых таблиц".

Задачи урока:1. Формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность; повторить работу со слоговыми моделями, умение писать имена собственные.2. Развивать речь...