Изменение глаголов по лицам и числам
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spryazhenie_glagolov.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:      русский язык

Класс:           4

Тема урока: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление.

Цели предметные: уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать   умение  распознавать  лицо  и  число  глагола, определить все или глаголы изменяются по лицам и числам;

формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Познавательные:

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

Коммуникативные:

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

Оборудование:

Учитель: карточки с заданиями; карточки для работы с текстами, интерактивная доска.

Ученик: учебник, рабочая тетрадь, карточки с цифрами 1, 2, 3.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

II.

Актуализация знаний

  1.  

Сообщение темы урока

IV.

Осознание и осмысление новой учебной информации

V.

Физминутка

VI.

Первичное закрепление

VII.

Итог урока

IX.

Рефлексия

Х.

Домашнее задание

Слайд  2

– Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте улыбнёмся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

- Урок я хочу начать со стихотворения.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

 - Расскажите, что вы  знаете о глаголе?

Слайд 3

Глагол      

- часть речи;

- отвечает на вопросы что делать? что сделать?    

- обозначает действие предмета;  

- изменяется по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и  числам  (единственное и множественное);

-  в прошедшем времени изменяется по родам;

- имеет неопределённую форму;

- в предложении чаще всего является сказуемым.

- Молодцы, вы показали хорошие знания.

И вот вам новое задание.

Слайд 4

- Прочитайте стихотворение А. Плещеева.

Уж таять снег, бежать ручьи,

В окно повеяло весною

Засвистеть скоро соловьи

И лес одеться листвою!

Чиста небесная лазурь

Теплей и ярче солнце стало

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

                                А. Плещеев

- Всё ли вам нравится в этом стихотворении?

- А что необходимо сделать, чтобы оно зазвучало правильно?

(изменить окончания глаголов)

- На что надо обратить внимание, изменяя окончания?

- Кто догадался, какова тема нашего урока? Что будем учиться делать на уроке?

- Давайте исправим ошибки, допущенные в стихотворении.

Слайд 5

Работа по вариантам

- Прочитайте ещё раз стихотворение.

- Назовите глаголы, которые в нём встретились.

- Выпишите их в тетрадь и определите время и число.

1 вариант – выписывает глаголы в настоящем времени (тает, бегут);

2 вариант – в будущем времени (засвищут, оденется);

3 вариант – в прошедшем времени (повеяло, стало, миновала).

Работа в группах

Цифровой диктант

Каждой группе даётся карточка под №1 с пронумерованными глаголами.

1 группа – выберите из данных

глаголов глаголы настоящего времени и

 запишите через запятую только номера

глаголов.

2 группа – аналогично, записывает

 номера глаголов будущего времени.

3 группа – номера глаголов прошедшего времени.

4 группа  – выписать номера глаголов в неопределённом времени.

1 – пишу                   7 – загорали    

2 – нарисуешь          8 – бегать

3 – прочитали          9 – подумаем  

4 – поём                   10 – катались

5 – смотреть            11 – рассмотрим

6 – отдыхаете          12 – латать

Наст. вр. – 1  4   6  (1 группа)

Буд. вр. – 2  9  11   (2 группа)

Прош. вр. – 3  7  10   (3 группа)

Н.ф. -   5  8   12   (4 группа)

Проверка

Звучит фонограмма припева песни С. Ротару «Родина моя»

- Какие местоимения прозвучали в отрывке песни?

(я, мы, ты, он она)

- Какие это местоимения? (личные)   

- Назовите их парами по лицам.

- А теперь будем при помощи личных местоимений задавать вопросы к глаголам и записывать вновь полученные глаголы в тетрадь, выделяя в них окончания.

Слайд 6

(Таблица «Изменение глагола по лицам и числам» - гиперссылка)

- В каком времени стояли глаголы, которые мы изменяли?

(в настоящем)

- Как изменяли глаголы?

(по лицам  и  числам)

- Какая часть слова менялась при изменении глаголов по лицам и числам?

(окончание)

- Сейчас мы проспрягали глаголы. Так кто сделает вывод – что такое спряжение?

Слайд 7

Вывод: изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Чтение правила в учебнике на стр. 75.

Почитали? Пописали?

И, наверно вы устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Слайд 8

Электронная физминутка для рук и ног Л.Г. Масько. 

- Проверим вашу внимательность. Назовите, какие действия вы сейчас выполняли?

(шагали, приподнимались, качались, подпрыгивали, кружились, наклонялись, подтягивались)

- А какие действия упоминались в песне?

(прыгать, танцевать, не видеть, не замечать, сверкает, греет, целовались, похлопали, потопали, держались, не бойся, не говори, поднимайте)

Игра «Узнай лицо»

- У каждого из вас на столе лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду называть глаголы, которые вы сейчас назвали, только изменив их, а вы будете показывать карточку, соответствующую лицу глагола.

Прыгаю, приподнимаешься, качаюсь, подпрыгивают, кружимся, наклоняетесь, подтягиваешься, танцуем, замечу, сверкает, греет, хлопаю, топаете, держимся.

- Как вы определяли лицо глагола?

- А теперь мы будем изменять глаголы не только по лицам, но и по числам. Как называется изменение окончаний по лицам и числам?

Слайд 9

Работа с интерактивной таблицей

«Спряжение глаголов» и доской.

Один ученик спрягает глагол у доски, второй у интерактивной доски. Меняются местами, сравнивают результат.

Класс выполняет работу в тетрадях.

Работа в группах

- У каждой группы на столах лежит  карточка №2. Прочитайте текст на карточке. Выпишите глаголы. Определите время, лицо и число.

Проверка.

Слайд 10

- Для того, чтобы узнать как вы усвоили урок, проведём небольшое тестирование. Я буду называть задание, а вы показывать карточку с правильным утверждением.

  1.  Глаголы:
  1. склоняются
  2. спрягаются

  1.  У глаголов при спряжении изменяется
  1. окончание
  2. основа

  1.  Лицо глагола определяй:
  1. по местоимению
  2. окончанию
  3. по предлогу

  1.  Что называется спряжением?
  1. изменение глагола по падежам
  2. изменение глагола по лицам и числам
  3. изменение глагола по родам и числам

- Чему научились на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Что вызвало затруднения?

- И в заключении я предлагаю вам ещё раз поработать в группах. Возьмите карточку под номером 3. Прочитайте высказывания известных людей и скажите, как вы их понимаете.

1 группа – 3 группа

«Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие». (А. Югов.)

2 группа – 4 группа

«...По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы - в глаголе, ибо глагол - это действенность характера». (Ю. Бондарев.)

Слайд 11

Домашнее задание по выбору:

  1. Упр. 426.
  2. Проспрягать 5 глаголов.
  3. Сочинить сказку о глаголе.

Спасибо за урок!

Эмоционально положительный настрой на урок

Создание ситуации успеха, доверия Мотивационный компонент урока

Нацеливание на работу.

Повторение ранее полученных знаний

Постановка проблемы

Формулирование темы и целей урока

Воспитание чувства взаимопомощи

Развитие концентрации и устойчивости внимания

Подготовка к изучению нового материала

Снять утомляемость, поддержать положительный эмоциональный настрой

Задание на развитие внимания

  Закрепить умение изменять глаголы по лицам и числам (спрягать)

Закрепление умения работать в группе

Дифференцированное задание

Проверить концентрацию внимания учащихся на протяжении всего урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени

Минутка чистописания, знакомство с новым словарным словом, объяснение нового материала, работа по учебнику, самостоятельная работа....

Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам

Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...

Презентация "ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...

Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов)

Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени  (спряжение глаголов) Цели предметные: Ø  уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением...

Фрагмент урока русского языка в 4 классе. Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

Данный конспект позволит подготовиться к уроку русского языка по теме  "Спряжение"....

Русский язык. 3 класс. Изменение глаголов по лицам. Второе лицо глагола.

Данная презентация разработана для  объяснения учителем нового материала. Система задания подводит учащихся к самостоятельному выводу по теме....