Конспект открытого урока по теме: "Повторение изученного материала по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Фаттахова Анна Сергеевна

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klasse.docx64.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Повторение изученного материала по теме: "Имя прилагательное".

Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста,  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и умения.

- Садитесь.

- Пусть наш урок пройдет под девизом:  «Упражнения рождают мастерство».

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Запишите число. Классная работа.

2.Самоопределение к деятельности.

– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

- Ребята, а что нам поможет в нахождении точного значения слова? (толковый словарь)

- Сегодня  вы, ребята, попробуете себя в роли журналиста.

– Журналист - это человек, который  должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из толкового словаря Ожегова.

 ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

– У вас есть план урока, на этом плане даны названия работ, которые мы должны выполнить. После выполнения задания, вам необходимо напротив поставить либо + (если вы это задание выполнили хорошо и без ошибок), - (если выполнить задание вам не удалось) или ? (если у вас останутся вопросы)


3. Минутка чистописания.

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

   ая               ой          ее             ый           ое            яя           ий

- Что  вам напоминают данные сочетания букв? (Окончания имён прилагательных в единственном числе).

- Распределите их на группы. (1гр. Окончания имён прилагательных женского рода. -ая, -яя 2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода. -ий,  -ый,  -ой 3 гр. Окончания имён прилагательных  среднего рода -ое,  -ее).

4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.

- Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока? (Повторение материала по теме: "Имя прилагательное"). 

- Используя опорную запись, поставьте цели урока.

  • Закрепить………
  • Упражняться……….
  • Задуматься ……..

(Закрепить знания об  имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.

5. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.

Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)

Словарная работа  

(В...сток, п...сс...жир, ж...лезо, т...л...фон, св...бода)

Самопроверка. Сравни работу в тетрадях и на экране.

- Преобразуйте словарные слова в имена прилагательные: 1 ряд - мужской род,  2 ряд – женский род, 3 ряд – средний род. Выделите окончания. (3 ученика работают у доски. Проверка.)  

- Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского,  среднего  и женского рода)

6. Актуализация знаний.

-Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.

Работаем в парах.  Посмотрите на тесты,  которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)


                                                           Тест

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Прилагательное это:

а) часть слова           и) член предложения          о) часть речи.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

л) предмет        к) признак предмета          м) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

у) кто? что?         а) что делает? что сделает?         о) какой? какая? какие?

  1. Как изменяется имя прилагательное?

п) по родам и числам      н)по родам, числам, падежам     р)по падежам

  1. Как определить род прилагательного?

щ) по вопросу         ч) по существительному с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

о) –ая, -яя        а) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

и) с существительным          а) с глаголом           ы) с наречием.

  1. Прилагательных больше всего в текстах -

я) повествованиях      е) описаниях    ю) рассуждениях

-Какое ключевое слово вы получили? (Окончание)

7. Постановка проблемы и выход из нее 

Склонение имени прилагательного.

Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. Их основной рабочий инструмент – слово. Журналист должен не только разбираться в определении лексического значения слова, но и правильно использовать его формы.

Выполнение упр.102 (стр.47) + доп.задание - определить падеж.

Возникает проблема : как написать окончание прил.?

Дети отвечают: по алгоритму.

Алгоритм:

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание.

Сделайте вывод:

Имя  прилагательное всегда находится в том роде, числе и падеже, в котором находится  имя существительное, с которым оно связано.

8. Физминутка.


9. Продолжение работы по теме.

- Журналист собирает материал, чтобы написать статью. И мы с вами попробуем собрать из слов предложение.

По овражкам заиграли первые весенние ручейки.

 - Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены?

 - Определите, какое это предложение по цели высказывания? (повеств.)

- По интонации? (невосклиц.)

- По количеству грамматических основ? (простое)

- По наличию второстепенных членов? (распр.)

- Что вы можете сказать о словах первые и весенние? (прил., мн.ч., И.п.)

- Выполните разбор слова по составу по вариантам. (Два ученика у доски.)

1в. – овражкам              2в. – ручейки

10. Задание Корректоры». Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.) 

 - Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

Прочитайте текст. Впиши в места пропусков необходимые по смыслу прилагательные в нужных падежах. Выделите их окончания.https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-07/1625715930_12-phonoteka-org-p-kaktus-art-milii-krasivo-13.jpg

Кактус - «котёнок».

У меня была _____________ мечта: посадить дома _____________ кактус. И вот в один _____________ день мне подарили _____________   отросточек - _____________ бусинку, покрытую _____________ пухом. Я посадил отросток в горшочек, но кактус не спешил расти.

Однажды перед сном я подошёл к _____________ кактусу и сказал:"Расти, мой _____________  цветок, возьми себе силу _____________ воды, тепло _____________  солнца.

Утром _____________ бусинка превратилась в _____________ «котёнка». Это был _____________ кактус, усыпанный _____________  иголками. Я заметил, что у цветка есть глаза, нос -______________ шишечка - и рот, который улыбается.

13. Рефлексия урока.        Заполнение листов достижений

Отметки за урок. Комментирование отметок.

- По какой теме мы работали?

- Продолжите предложение и выразите свое мнение по данному уроку:

Сегодня на уроке я повторил ...


- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите черный камень.

Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.

  

14. Домашнее задание. (стр.50 упр.2)

Спасибо за работу!


План урока.  Задания

+       -       ?

Минутка чистописания

Словарная работа

Тест

Выполнение упражнения из учебника

Работа над предложением.

Разбор слова по составу

Задание «Корректор»

Самооценка

7 баллов - «5»

5-6 баллов - «4»

4 -3 балла - «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике "Закрепление изученного материала"

Открытый урок по математике «Закрепление изученного материала».Цель:  Закрепить вычислительные навыки по теме; совершенствовать умения решать уравнения, задачи; познакомить с задачами науки эколо...

Открытый урок по математике "Повторение изученного материала"

Урок направлен на формирование у учащихся способности решать задачи, тренировать навыки устных вычислений, развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности, инте...

Открытый урок по математике.Повторение изученного материала.

На данном уроке закрепляется умение воспроизводить последовательность чисел от 0 до 20; умение сравнивать выражения; умение решать задачи различных видов....

Конспект открытого урока по математике Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». 1 класс

Конспект открытого урока по математике  Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». 1 класс...

Конспект открытого урока по английскому языку на тему: Повторение изученного материала. «Мир моих увлечений» во 2 классе

Здесь представлен конспект урока, раздаточный материал (карточки), презентация...

Открытый урок по математике "Закрепление изученного материала"

Открытый урок по математике "Закрепление изученного материала"...

Конспект урока по теме: «Повторение изученного материала»

Конспект урока по теме: «Повторение изученного материала»Тип урока: обобщение и систематизация знанийЦель: систематизировать знания учащихся о написании гласных после шипящихЗадачи: 1) раз...