конспект занятия 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

   конспект коррекционного индивидуального занятия по русскому языку "Буква Т"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_russkomu_yazyku.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия по русскому языку

Класс: 1 класс

Ф.И обучающегося: Полина

Учитель-стажер: Гонышкова М.Д.

Дата проведения занятия: 11.07.2022 г.

УМК: Школа России.

Тема занятия: Развитие мелкой моторики в процессе закрепления звука [т] и строчной буквы т.

Планируемые результаты:

Личностный: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой, проявляют заинтересованность к предмету русский язык.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение совместно с учителем ставить и удерживать цель, совместно с учителем планировать деятельность, выполняют координированные движения по образцу и словесной инструкции, производят эмоциональную оценку собственной деятельности), демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников, владеют диалогической формой речи), демонстрируют познавательные УУД (умение соотносить цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания совместно с учителем, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии,).

Предметный: обучающиеся выполняют звуко-слоговой анализ слов со звуком [т], [т’], используют строчную букву т при написании слогов и слов, сравнивают печатную и письменную буквы, конструируют буквы из различных материалов.

 Цель занятия: развитие мелкой моторики обучающихся в процессе закрепления звука [т] и строчной буквы т.

Задачи:

коррекционно-воспитательная: воспитывать у обучающихся положительный эмоциональный настрой, заинтересованность к предмету русский язык.

коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение совестно с учителем ставить и удерживать цель, совместно с учителем планировать деятельность, выполнять координированные движения по образцу и словесной инструкции, производить эмоциональную оценку собственной деятельности), коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников, владеют диалогической формой речи), познавательные УУД (умение соотносить цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания совместно с учителем, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии,).

коррекционно-образовательная: закрепить умение выполнять звуко-слоговой анализ слов со звуком [т], [т’], использовать строчную букву т при написании слогов и слов, сравнивать печатную и письменную буквы, конструировать букву из различных материалов.

 Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

создание положительного эмоционального подъёма;

воспитание через взаимодействие

Принципы обучения

Общие дидактические принципы:

научности;

 связи теории с практикой;

 доступности;

 наглядности;

  воспитывающего характера обучения.

Принципы системно-деятельностного подхода:

         деятельности;

         непрерывности;

         психологической комфортности.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

         разнообразные виды деятельности;

         дозированная поэтапная помощь учителя.

Методы обучения и воспитания 

Методы воспитания

1.      Методы формирования соц. опыта:

         педагогическое требование.

         создание ситуации успеха.

2.      Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

         поощрение

         игра

 Методы обучения

1.    По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, объяснение.
  • Наглядные: демонстрация.
  • Практические: упражнение.

2.      По дидактическим целям:

  • Метод взаимной проверки и оценки знаний.

3.   По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • проблемное изложение изучаемого.
  • объяснительно - иллюстративный

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • словесные.
  • методы самостоятельной работы.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Средства обучения:

Демонстрационные: Иллюстрации: гости братья Тим и Том, строчная буква т, изображения с предметами, в которых есть буква т, мяч.

   Индивидуальные: карточки с прописанными буквами; ручка; карточка с объемной буквой т, пазл заглавной буквы т, стикеры для рефлексии.

Источники и интернет ресурсы:

 Тип занятия: индивидуальное (педагог-ученик)

Структура занятия:

1). Организационный момент

2). Сообщение темы и цели занятия

3). Разминка

4). Основное содержание занятия

4.1 «Сборка пазла, элементы строчной буквы т»

4.2 «Распознание строчной буквы т»

4.3 « Пропись строчной буквы т в строке, в слогах и словах»

5). Рефлексия прошедшего занятия

6). Подведение итогов

Ход занятия

1). Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычное занятие.

-Прежде чем мы начнем, давайте немного поиграем. Посмотрите на свои ручки!  Какие они красивые, нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут  все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

- За что ты, Полина, любишь свои руки?

- Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу вам,  не тая -

Руки всем нужны, друзья.

 (Сопровождается действиями)

- А сейчас, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Я буду показывать движения, а вы за мной повторяйте.

 Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. 2 раза

 - Молодцы!

2). Сообщение темы и цели занятия

Сегодня мы отправимся в страну звуков и букв и познакомимся с жителями этой страны.  Но поедет только тот, кто правильно прицепит свой вагончик к поезду.

- Я называю слово «торт», а маленький будет тортик. Это будет наш первый вагон.

Сейчас, я буду по очереди называть слова, а вы изменять его.

 - Кот, а маленький? (котик). Это наш следующий вагончик.

-  Стол, а маленький? (столик). Это третий вагончик.

- Тарелка, а маленькая? (тарелочка).

- Терем, а маленький? (теремок).

- Молодцы, вы собрали подвижной состав поезда. И теперь, мы с вами можем отправиться в страну звуков и букв.

- Итак, давайте приготовимся. Как будет звучать наш поезд?

- Давайте приготовим наши ручки. И поехали…

 - Ребята, посмотрите, кто встретился на нашем пути?  

-Этого два брата Тим и Том.

Посмотрите на них.

- Братья Том и Тим приготовили для нас интересные здания, с помощью которых, мы сможем потренироваться выделять звуки, а так же писать букву обозначающую этот звук.

- Как зовут братьев, кто запомнил? Отвечаем по поднятой руке. (Том и Тим)

- Какой звук находится в начале?

- А, какой буквой обозначен этот звук в именах Том и Тим? (заглавной буквой Т)

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуком [т])

- Кто-нибудь знает, какой буквой обозначается этот звук? (буквой Т)

- Давайте подумаем, что же мы сегодня будем делать на нашем занятии?

- Сегодня мы будем выполнять интересные упражнения вместе с Тимом и Томом, мы потренируемся  слушать и произносить звук [т], а так же, писать строчную букву т в строке, в слогах и словах.

3). Разминка

Ну что, ребята, готовы выполнять задания Тома и Тима? Хотите писать аккуратно и красиво? Тогда хлопните в ладоши один раз.

- Перед тем, как Том и Тим расскажут нам о задании. Давайте с вами вспомним, какой же может быть звук [т].

- Произнесите слово Том, выделяя в нём первый звук. (Т-т-т-ом)

- Назовите первый звук в слове Том. ([т])

- Произнесите звук [т]. Расскажите, как располагаются губы и язык при произношении звука [т]. (При произнесении звука [т] губы полуоткрыты. Между зубами небольшая щель. Кончик языка касается верхних зубов)

- Скажите, как проходит воздух через горло при произнесении звука [т]. (При произнесении звука [т] воздух встречает преграду.)

- Следуя из того, что звук [т] встречает преграду, какой можно сделать вывод? (Звук [т] согласный.)

- Определите, что слышится при произнесении звука [т]: голос и шум или только шум? (При произнесения звука [т] слышится только шум)

- Какой из этого можно сделать вывод? ([т]- глухой)

- Произнесите слово Тим, выделяя в нём первый звук. (Т-т-т-им)

- Назовите первый звук в слове Тим. ([т’])

- Как располагаются губы и язык при произнесении звука [т’]?

(При произнесении звука [т’] губы полуоткрыты. Между зубами небольшая щель. Кончик языка касается нёба)

- Определите, как проходит воздух через горло при произнесении звука [т’]. (Воздух встречает преграду)

- При произнесении звука [т’], что слышим. Голос и шум или только шум? (шум)

- Значит звук [т’] какой? (глухой)

- Давайте сделаем общий вывод.

-  С, какими звуками мы сейчас познакомились? ([т]и [т’])

- Что можно сказать про звук [т]? Какой он? (согласный, глухой)

- А, что можно сказать, про звук [т’]? (он тоже согласный, глухой)

- Том и Тим хотят в вами поиграть..

- Игра называется «Назови слово со звуком [т] и брось мяч другому». Давайте встанем в круг.

- Начнем с меня, мое слово торт. В слове торт звук [т] находится в начале слова. Я передаю мяч Наде. Надя, назови слово со звуком [т], в какой части слова находится звук [т]? Молодец, передай мяч следующему.

(творог, сторож, телевизор, тайфун, открытка, стрела, тушёнка, библиотека, треугольник, термос, молоток, принтер, ток, конфета, газета).

- Молодцы, ребята. Начнем наше Тому и Тиму нравится, как вы работаете. Они видят, что вы готовы к новым интересным заданиям.

4). Основное содержание занятия

4.1 «Сборка пазла, элементы строчной буквы т»

Для того, чтобы вспомнить, как выглядит заглавная буква Т, Том и Тим предлагают собрать нам пазл.

- Сейчас я выдам конверт. Откройте его, выньте из конверта пазл. Рассмотрите его. Можете приступить к сборке пазла. Если у вас возникнут трудности, то поднимите руку. И я подойду.

- Какие вы молодцы, у всех получилась заглавная буква «Т». Тим и Том тоже рады, что все ребята, так быстро смогли собрать букву Т.

- А теперь, давайте вспомним, как выглядит строчная буква т и из каких элементов она состоит.

- Давайте вспомним, как пишется строчная буква т.

 - Я буду показывать на доске, а вы вместе со мной в воздухе. Приготовьте ручки. Начинаем.

- Пишу короткую наклонную линию, чуть выше середины пишу  закругление вправо касаясь верхней линии рабочей строки, пишу вторую короткую наклонную линию; чуть выше середины пишу закругление вправо касаясь верхней линии рабочей строки, пишу третью наклонную линию касаясь нижней линии рабочей строки с закругление внизу вправо не доводя её до середины. Молодцы!

- У вас на партах карточки.  Давайте их рассмотрим. Потрогайте букву, какая она? (мягкая, пушистая…)

- А сейчас самостоятельно обведите строчную букву т.

- Молодцы, ребята. Мы с вами вспомнили, как пишется строчная буква т.

4.2 «Распознание строчной буквы т»

Теперь мы можем выполнить следующее задание Тома и Тома.

- Сейчас мы с вами потренируемся находить строчную букву т вот в таких вот карточках. Рассмотрите их. Что вы здесь видите?

- Здесь перепутались буквы и легли друг на друга.

- Возьмите красный карандаш или фломастер. Среди этих букв найдите только строчную букву т, их может быть несколько.

- Когда вы найдете строчную букву т, обведите ее красным цветом. Кому не понятно задание, поднимите руку.

- А теперь в парах проверьте все ли строчные буквы т вы нашли.

 - Молодцы, ребята. А сейчас попробуйте найти строчную букву т в строчке. У вас на партах карточки, здесь представлено 5 строчек с буквами. Тим и Том хотят вас запутать. Получится ли у них вас запутать? Тогда слушайте задание. Ваша задача в каждой строке найти строчную букву т и обвести ее в кружок.

- Кому не понятно задание, поднимите руку, я расскажу еще раз.

- тогда приступайте к заданию.

- Давайте проверим, все ли строчные буквы т вы нашли. Объединитесь в пары и сравните.

- Кто нашел все буквы т, хлопните в ладоши. Молодцы ребята, Тиму и Тому не удалось вас запутать, вы уже очень хорошо знаете, как выглядит строчная буква т.

 4.3. « Пропись строРебята, а вы уже писали строчную букву т? А давайте покажем Тому и Тиму, как вы хорошо умеете писать букву т. Но сначала, давайте подготовим наши ручки. Для этого сделаем пальчиковую гимнастику.

 Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. 2 раза

 - Молодцы, теперь мы сможем красиво и аккуратно писать строчную букву т в строке, в слогах и словах.

- На столе у вас карточки, рассмотрите их. Сначала вы обводите букву т, слоги и слова а затем прописываете сами.

-Спинки выпрямили, сели как настоящие ученики.

-Молодцы, ребята. Мы потренировались писать строчную букву т в строке, в слогах и в словах.

- Мы с вами выполнили все задания Тома и Тима. И теперь мы можем отправляться с вами домой. На прощание Том и Тим приготовили для вас сюрприз за то,  что вы были такие активные и внимательные

5). Рефлексия прошедшего занятия

Ребята, вот и подходит к концу наше занятие.

- На доске, Том и Тим оставили для вас вот такие вот смайлы.

- Возьмите зеленый смайлик, если вам сегодня понравилось на занятии и было очень комфортно, а желтый возьмет тот, кому понравилось на занятии, но считаете, что вам было сложно.

- Давайте их наклеим на вот такой зонт настроения.

- Я очень рада, что вам всем понравилось занятие

6)Подведение итогов. - Вспомните, что мы сегодня с вами делали? Чьи задания выполняли?

- Что больше всего понравилось?

- Что мы сегодня с вами запланировали? Получилось ли  у нас решить задачи?

- Что вам сегодня было трудно?

- Как думаете, где нам пригодятся знания полученные на сегодняшнем занятии?

- Спасибо вам большое за занятие, мне было очень приятно с вами работать.  До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же ...

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»...

Конспект занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» по учебнику О. Холодовой «Юным умникам и умницам» для 1 класса с презентацией к занятию.

Конспект занятия в 1 классе по курсу «Юные умники и умницы» , которое способствует совершенствованию мыслительных операций: развитию различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия,...

Конспект занятия индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.4 класс УО

Тема:    Звуки [о-у].Цель: дифференциация звуков [о-у], учить слышать звуки в речевом потоке.           Тема:  Звук [т].Цель: авто...

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...