«Обучению детей грамоте».
методическая разработка по русскому языку

Курганская Надежда Ивановна

Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу после поступления в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяют достаточного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект семинара.

Тема: «Обучению детей грамоте».

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям" В. А. Сухомлинский

        Правила приема в школы изменились и многие из них требуют от детей, поступающих в первый класс умение читать

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники с ним будут дружить, и учиться он будет на пятерки.

Конечно, если ребенок будет уметь читать еще до школы, это положительно скажется на его развитии. Ведь в этом случае он будет получать много новой информации из книжек, разных вывесок и объявлений на улице. Да и в школе на первых порах ему будет значительно легче учиться. А еще чтение позволяет на некоторое время отвлечь малыша от баловства, шалостей и приучает к усидчивости. Поэтому, предлагаю вам ознакомиться с примерной методикой по обучению ребенка  чтению.

Как и в любом процессе обучения здесь важна определенная последовательность от простого к сложному и игровая форма занятий.

Этапы обучения чтению

предложения и текста.

Литература.  Букварь Натальи Жуковой 

В букваре вы найдете

  • Обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой.
  • Буквы алфавита в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Графически показано слияние букв в слоги – «человечек бежит к букве».
  • Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из

 Л. Маврина: Дружок: Я учусь читать

Книга «Я учусь читать». В ней собраны задания, направленные на обучение ребёнка чтению. Занимаясь по книге, малыш выучит буквы, научится складывать буквы в слоги, а слоги – в слова, научится различать гласные и согласные. Задания на раскрашивание букв и картинок сделают ваши занятия увлекательными, и малыш будет воспринимать их как игру.

Для обучения детей звуковому анализу подходит методика Колесниковой Елены Владимировны

Елена Владимировна Колесникова - воспитатель, методист, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования,  автор проектов по развивающему обучению дошкольников, в которые входит более 50 книг.

 Рабочая тетрадь "От А до Я"

Через систему увлекательных игр и упражнения. Дети познакомиться со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения.

По дороге к Азбуке. Пособие по речевому развитию детей. Часть 5
Кислова Татьяна Рудольфовна - автор книг по дошкольному развитию детей, педагог. В настоящее время занимается написанием развивающих пособий для детей.

Азбука для малышей Тетушки Совы

Если Ваш малыш только начал изучать алфавит, то ему понравиться заниматься с лесными зверями. Урок у Совы проходит в форме игры и о каждой букве.

Поэтому азбука-малышка разделена на 30 коротких мультиков, в каждом мультике идет изучение одной буквы. Малышам нравится яркость и красочность мультфильма, благодаря чему они легче запоминают материал.

 1 этап методики обучения чтению – Дать понятие детям, что такое звук и буква. Учим и запоминаем буквы;

  • Различие звуки и буквы. (Сказка).
  • Азбука  потешка.
  • Как правильно учить буквы. ( картинки. произношение).
  • Букварь, рабочие тетради.
  • Дидактические игры: дождик, кораблики, парашюты.

Дети изучают букву в стихотворной форме.

  • Начинать  с буквами А,  О, У.

2 этап методики обучения чтению - Учимся читать слоги разной степени трудности;

  • Дать понятия о гласных и согласных буквах. ( Сказка).
  • Дать понятие о плавном чтении слогов.
  • Учимся читать слоги разной степени трудности.
  • Использование таблиц и кубиков Зайцева.
  • Деление слов по слогам: хлопками, качанием головы, шагами, стуканье по парте.
  • Д/игры: « Домик» - помести слово в свой домик,

Звуковой анализ слов.

  • Для чего нужен звуковой анализ слов.
  • Определение заданного звука в слове. (Таблицы Колесниковой).
  • Сказка про Тома и Тима.
  • Определение твёрдых и мягких звуков. (Таблицы Колесниковой).
  •          Дидактические игры: дождик, Муха-Цикатуха.

Ударение.

  • Как мы определяем ударный слог, а затем гласный звук в слове?  ( мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове).
  • Сказка про ключик.
  • Запрограммированная ошибка.
  • Неправильной постановкой ударения, и оно сразу теряет свой смысл и форму. Сказка про белок.
  • Ударение падает на гласный звук.
  • Схемы.
  • Игра «Француз».

Предложения.

  • Понятие о предложении.
  • Составления предложений с 2; 3; 4 словами.
  • Составление схем предложения.
  • Виды предложений: повествовательные, восклицательные. вопросительные.

Алфавит.

Пение алфавита.

Вывод. 

Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объём знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.

         Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу после поступления в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяют достаточного внимания.

Ожидаемые результаты работы:

 - умение подчинять свою деятельность правилам, обязательных для всех;

- формирование положительной мотивации обучения;

- готовность к принятию новой социальной позиции «школьника»;

- знакомство со школой, школьными атрибутами, правилами поведения в школе, ролью и значением учителя в школе и др.;

- развитие познавательных процессов

Педагог дополнительного образования ___________ Курганская Н.И.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей грамоте с использованием моделей артикуляции звуков.

В этой статье описываются приемы работы с звуковыми моделями на уроках обучения грамоте....

Проблема обучения детей грамоте

Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение вы...

Особенности обучение детей с ДЦП грамоте

Особенности обучение  детей с ДЦП  грамоте...

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период

Использование различных методик и приемов по обучению детей грамоте в добукварный период (мастер-класс учителя начальных классов )...

Обучение к грамоте детей с нарушением интеллекта

В современном мире актуальным стал вопрос о формировании к овладению грамотой детей умственной отсталостью.  Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей...

Методическая разработка "Технология обучения детей 5-7 лет основам грамоты" (из опыта работы)

Актуальность данной проблемы обусловлена требованием современного времени и отечественного законодательства в применении универсальных технологий, предлагающих равные возможности для формирования пред...

Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста

Занятие по развитию речи Игры по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста...