Разработка курса внеурочной деятельности "Хочу писать красиво"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Нестерова Галина Александровна

        Хороший почерк - это одна из самых распространённых проблем в современной школе. Главная задача - каждодневная работа по формированию правильного письма. Этот процесс формирует грамотность, развития  эстетических вкусов, речи,  волевых интеллектуальных качеств младших школьников.

                 Каллиграфия- вид искусства, искусства красивого письма. Как указывает Л.Я. Желтовская слово «каллиграфия» пришло к нам из древне-греческого языка и представляет собой сложение двух слов, которые переводятся на русский язык как «красота», «писать». Обучение каллиграфии положительно влияет на психическое и физическое здоровье обучающегося.

       Изучив стандартные образовательные программы, выявилось, что на изучение правильности написания 123 букв (прописные и печатные, строчные и заглавные) начальной школе отводится от 102 до 110 часов.  То есть, ученику необходимо запомнить и научиться писать и читать сразу 4 буквы- две строчные, две заглавные за один урок. За такой короткий период времени тяжело развить аккуратный почерк. Надо отметить, что в среднем и старшем звене отработка каллиграфических навыков у школьников практически отсутствует. Мы считаем актуальной и целесообразной программу дополнительного кружка в школе по каллиграфии «Хочу писать красиво».

           Программа  разработана для учащихся 1 – 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kalligrafii_hochu_pisat_krasivo.docx71.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 7»




Программа кружка для 1- 4 классов

по формированию каллиграфического почерка

«Хочу писать красиво»


Авторы: Федорова Е.Ю.

Нестерова Г.А.


2021 год.

Программа кружка

Пояснительная записка

Актуальность программы

        Хороший почерк - это одна из самых распространённых проблем в современной школе. Главная задача - каждодневная работа по формированию правильного письма. Этот процесс формирует грамотность, развития  эстетических вкусов, речи,  волевых интеллектуальных качеств младших школьников.

                 Каллиграфия- вид искусства, искусства красивого письма. Как указывает Л.Я. Желтовская слово «каллиграфия» пришло к нам из древне-греческого языка и представляет собой сложение двух слов, которые переводятся на русский язык как «красота», «писать». Обучение каллиграфии положительно влияет на психическое и физическое здоровье обучающегося.

       Изучив стандартные образовательные программы, выявилось, что на изучение правильности написания 123 букв (прописные и печатные, строчные и заглавные) начальной школе отводится от 102 до 110 часов.  То есть, ученику необходимо запомнить и научиться писать и читать сразу 4 буквы- две строчные, две заглавные за один урок. За такой короткий период времени тяжело развить аккуратный почерк. Надо отметить, что в среднем и старшем звене отработка каллиграфических навыков у школьников практически отсутствует. Мы считаем актуальной и целесообразной программу дополнительного кружка в школе по каллиграфии «Хочу писать красиво».

           Программа  разработана для учащихся 1 – 4 классов

Цель программы:

Фoрмирoвание основ оcознанного правильного каллиграфического пиcьма.

 Задачи программы:

Обучающие:

  • Учить соблюдать правильность, темп письма.
  • Формировать точного письма; умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, культуру речи; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма.
  • Прививать любовь к русскому языку, литературе, желание успешно учиться.

Программа «Хочу писать красиво» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности  по 1 часу в неделю всего 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 – 4 классах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

        Реaлизация прoграммы кружкa oбеспечивает дoстижение учащимися начальной шкoлы следующих личнoстных, метапредметных и предметных результaтов.

Личностные:

  • рaзвитие навыков сoтрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • принятие и освоение сoциальной рoли обучающего, развитие мoтивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • формирование уважительного oтношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

  • oвладение спосoбностью принимать и сoхранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и спосoбности конструктивно действовать  даже в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаковo – символических средств представления информации для создания мoделей изучаемых объектов и процессов;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, пострoения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:

  • анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным oриентирам. Составлять алгоритм предстоящих действий. Jбъяснять последовательность своих действий;
  • моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные буквы и цифры, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;
  • группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определённых элементов, по сходству, обозначаемых ими звуков;
  •  осознавать смысл написанного;
  • контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом. Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв).

Контроль и оценка планируемых результатов.

        

Текущий:

- прогностический, тo есть проигрывание всех oпераций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, тo есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в сoстав действия;

- рефлексивный, кoнтрoль, обращённый на ориентировочную oснову, «план» действия и опирающийся на понимание принципов егo построения;

- контроль по результату, кoтoрый проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

        Итоговый кoнтроль в формах:

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- конкурсы;

- выставки.

        Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Календарное планирование 1 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

1

Выявление уровня развития каллиграфическихнавыков (мелкой моторики)

1

Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Анализировать штриховку, сравнивать направления штриховки. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов. Выражать своё отношение к выполненной работе.

2

«Правильно сижу, красиво пишу!»

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат.

3

Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания

1

Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур.

4

«Путешествие в лес» (обведение рисунков по контуру)

1

Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока.  Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу.

5

«Я строитель !» (вертикальная штриховка)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат.

Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур.

6

«Живая линия!»  (рисование с использованием элементов букв)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Выражать своё отношение к выполненной работе.

7

«Путешествие с колобком» (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)

1

Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока.  Анализировать записи и находить в них новый элемент. Оценивать свою работу.

8

«Волшебный городок» (все виды штриховок и обводок)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат. Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур.

9

«Повтори за мной» (повторение заданных фигур, узора)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироваться в разлиновке тетради, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их, контролировать написание элементов и оценивать результат.

Штриховать рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур. Выражать своё отношение к выполненной работе.

10

Элементы хохломской росписи (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)

1

Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы

11

«Весёлые горки» (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой)

1

Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы

12

«Путешествие в зимнюю сказку» (знакомство с элементами: овал и полуовал)

1

Анализировать элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма элемента и последовательность движения руки при их записи, сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения. Оценивать выполнение работы

13

«Очумелые ручки» (лепка элементов букв, складывание букв)

1

Анализировать элементы. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Выражать своё отношение к выполненной работе.

14

«В гостях у Айболита» (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений.

15

«В гостях у Царицы букв» (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

16

«Кот Леопольд и его друзья» (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

17

«Весёлая карусель?» (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

18

Храбрый ёжик (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

19

Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

20

«Дюёмовочки и её дружок-жучок»  (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

21

«В гости к Чунге и Чанге» (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

22

«Змейка» (работа по клеточкам)

1

Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

23

Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы

24

«Эти важные буквы» (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ)

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

25

«Забавные смайлики»(рисование с использованием элементов букв) Соотнесение звуков и букв.

1

Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.

26

Познавательная алфавит

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений.

27

Познавательный алфавит

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений.

28

Азбука, алфавит.

1

Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученных букв, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку слов, определять их алфавитный порядок.

29

«Слушай и пиши!» Упражнение в письме под диктовку.

1

Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

30

«Пиши правильно!» .Списывание с печатного текста.

1

Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

31

«Слушай и пиши!» Упражнение в письме под диктовку.

1

Писать под диктовку, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

32

«Пиши правильно!» Списывание с печатного текста..

1

Списывать с печатного текста, регулируя свои действия в соответствии с принятой технологией. Контролировать и оценивать каллиграфическую сторону письма.

33

Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие)

1

Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.

Календарное планирование 2 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

1

«Здравствуй осенний листочек».

1

Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность.

2

«Линии в природе»

1

Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность.

3

«Разноцветный зонтик»

1

Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка

4

«По грибы, по ягоды»

1

Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков.

5

«Осенняя картина»

1

Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

6

«Ожерелье мы составим»

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение  пальчиковой гимнастики. Штриховка.Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

7

«Плавные линии»

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

8

«В гостях у Петельки»

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями.  Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек».

9

«Петелька и её друзья»

1

Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

10

Графический диктант «Змейка»

1

Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.  Графический диктант.

11

В гостях у букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г.

1

Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

12

В гостях у букв: л, м, Л, М, я, Я.

1

Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Игровая и творческая деятельность.

13

В гостях у  букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч.

1

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка.

14

В гостях у  букв: с, С, е, о, О, а, б,д.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка.

15

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

1

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность.

16

Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

17

Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

18

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

19

«В гости к Оле и Роме» (соединения ол, ом, оя, об, од, оф). 

1

Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

20

«В гостях у тётушки Совы». Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос.

1

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами  и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

21

«Ай и Ой поссорились между собой». Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

1

Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность.

22

«Путешествие в страну буквы А». Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас.

1

Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование.

23

«Синица в гости к нам прилетела». Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ.

1

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

24

«Волшебство буквы Е». Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.

1

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

25

«Правильные линии».

1

Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания.

26

«Волшебство буквы Я». Написание соединений яб, яр, яв, ят.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка.

27

«Волшебство буквы Ю». Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

28

«Господин Мягкий знак»Написание соединений ль, мь, ья,ье.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

29

«В стране больших и малых букв».

1

Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы.

30

«Прилетела к нам оса». Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны».

31

«Пиши и радуйся». Работа по устранению графических недочётов.

1

Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи.

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

33

Конкурс по каллиграфии.

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

34

Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие).

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

1

«Здравствуй осенний листочек».

1

Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Игровая и творческая деятельность.

2

«Линии в природе»

1

Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение для разминки: ритмирование. Игровая и познавательная деятельность.

3

«Разноцветный зонтик»

1

Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Штриховка

4

«По грибы, по ягоды»

1

Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для развития графомоторных навыков.

5

«Осенняя картина»

1

Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

6

«Ожерелье мы составим»

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение  пальчиковой гимнастики. Штриховка.Формирование пространственных отношений. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Игровая и познавательная деятельность.

7

«Плавные линии»

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

8

«В гостях у Петельки»

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке в письме букв с петлями.  Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Продолжение узора по образцу. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек».

9

«Петелька и её друзья»

1

Упражнения в виде росчерка, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение для разминки: ритмирование.

10

Графический диктант «Змейка»

1

Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.  Графический диктант.

11

В гостях у букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г.

1

Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения для предупреждения фонетико- графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счёт. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.

12

В гостях у букв: л, м, Л, М, я, Я.

1

Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка.Игровая и творческая деятельность.

13

В гостях у  букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч.

1

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры рук. Штриховка.

14

В гостях у  букв: с, С, е, о, О, а, б,д.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание учащимися с готового образца. Проведение пальчиковой гимнастики. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка.

15

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

1

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Игровая и творческая деятельность.

16

Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

17

Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

18

Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.

1

Работа по шаблону в тетради. Списывание с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики.

19

«В гости к Оле и Роме» (соединения ол, ом, оя, об, од, оф).

1

Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

20

«В гостях у тётушки Совы». Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос.

1

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами  и словами. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Соревнование.

21

«Ай и Ой поссорились между собой». Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ.

1

Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Творческая деятельность.

22

«Путешествие в страну буквы А». Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас.

1

Работа над формой и соединением букв. Штриховка. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование.

23

«Синица в гости к нам прилетела». Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ.

1

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

24

«Волшебство буквы Е». Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез.

1

Работа над формой и соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

25

«Правильные линии».

1

Знакомство с рациональными способами соединений букв в словах. Штриховка. Проблемные задания.

26

«Волшебство буквы Я». Написание соединений яб, яр, яв, ят.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Обрывание листа бумаги. Штриховка.

27

«Волшебство буквы Ю». Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

28

«Господин Мягкий знак»Написание соединений ль, мь, ья,ье.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа.

29

«В стране больших и малых букв».

1

Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы.

30

«Прилетела к нам оса». Написание соединений Оо, Сс, Ээ.

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Штриховка. «Клубочки», «Волны».

31

«Пиши и радуйся». Работа по устранению графических недочётов.

1

Диктовка элементов букв и их соединений. Штриховка. Проблемные задания. Работа по образцам прописи.

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка».

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

33

Конкурс по каллиграфии.

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

34

Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие).

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.

Календарное планирование 3 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

1

 «В гостях у буквы Нн, Кк» Гигиенические правила письма. Алфавит.

1

Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения разминки: соединение движения с дыханием. "Катаем шарик".Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. Знать правильное расположение тетради и   письме. Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки

2

«Необычный паровоз». Письмо букв  Бб, Вв, Юю, Дд

1

Упражнения для движения кисти слева направо и наоборот. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз). Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование.  клеточку, в тетради. Знать гигиенические навыки письма

3

«Что такое эхо?». Письмо букв Сс, Ээ, Оо, Хх

1

Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. Графические упражнения. Штриховка. Основе"Катаем шарик".Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, Знать различные способы штриховки

4

«Занимательные стихи». Письмо букв Жж, Зз, Ее, Ёё

1

Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для развития графомоторных навыков. Пальчиковые игры без предметов. Знать правила работы с тетрадью. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила

5

«Цепочка слов». Письмо букв Рр, Гг, Пп, Тт

1

Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения на расслабление. Формирование пространственных отношений. Упражнения для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки.

6

«Шифровальщики». Письмо букв Чч, Уу

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

7

«Необычные буквы». Письмо букв ъ, ь, ы

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки.

8

«Буквы озорницы». Письмо букв Лл, Мм, Аа

1

Упражнения выполняемые движением по  , в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Продолжение узора по образцу. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. «Чудесный мешочек»

9

«Морское путешествие». Письмо букв Яя, Фф

1

Упражнения в виде росчерков, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

10

«В гости к  ослику Иа»Письмо букв Йй, Ии, Шш

1

Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки.

11

«По щучьему велению». Письмо букв Цц, Щщ

1

Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения предупреждения фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

12

«Буквы в огороде». Группа букв: л, м, Л, М, я, Я

1

Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал.
Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

13

«Слова-невидимки». Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч 

1

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки.  Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки..

14

«Необычный рассказ». Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б 

1

Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

15

«Эти странные буквы». Группа букв: ь, ъ, ы, в 

1

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма. Уметь составлять сочинение.  Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

16

«Загадки». Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К

1

Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

17

«Узор на окне». Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф

1

Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

18

«День рождение крокодила Гены».Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д

1

Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

19

«Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ол, ом, оя, об, од, оф

1

Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Колечки». Соревнование. Знать о правилах соединений букв. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

20

«Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ок, он, оп, ог. ож. оз, ос

1

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Уметь писать графически правильно и четко

21

«Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ое, ой, оц,ош, ощ

1

Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь писать соединения графически правильно

22

«Буква А и её друзья». Отработка написания соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае

1

Работа над формой букв. Работа над соединением букв. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно

23

«Буква И и её друзья». Отработка написания соединений: ие, ий, иц, ищ

1

Работа над формой букв. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковойгимнастики. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Уметь писать соединения графически правильно

24

«Буква Е и её друзья». Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег. еж, ез

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

25

Рациональные способы соединений в словах

1

Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах. Проблемные задания. Знать рациональные способы соединения в словах. Уметь писать соединения

26

«Буква Я и её друзья». Отработка написания соединений: яб, яр, яв, ят

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа.  Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

27

«Буква Ю и её друзья». Письмо трудных соединений: юз, юг, юж, ют, юн

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа.  Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро.

Практическая работа

28

«Господин Ь знак»Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

29

Отработка написания заглавных букв русского алфавита

1

Практикум. Работа по образцам в тетради.  Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

30

«Во саду ли в огороде». Отработка написания элементов о, б, ю, д, ф букв и их соединений

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. «Клубочки», «Волны». Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

31

Работа по устранению графических недочетов

1

Диктовка элементов букв и их соединений. Развитие умений замечать и устранять свои и чужие недочеты. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. Уметь замечать и устранять свои и чужие недочеты. Иметь навыки правильного написания соединений

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка»

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки без отрывного и правильного написания соединений

33

Итоговая работа по каллиграфии

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания соединений

34

Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие).

1

Творческая работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания букв и соединений

Календарное планирование 4 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

1

Алфавит.

1

Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения разминки: соединение движения с дыханием. "Катаем шарик".Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. Знать правильное расположение тетради и   письме. Уметь правильно держать ручку, карандаш. Знать правила штриховки

2

«Необычный паровоз». Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф.

1

Упражнения для движения кисти слева направо и наоборот. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз). Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование.  клеточку, в тетради. Знать гигиенические навыки письма

3

«Какая красота!». Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос.

1

Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. Графические упражнения. Штриховка. Основе"Катаем шарик".Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, Знать различные способы штриховки

4

«Занимательные стихи». Письмо букв Жж, Зз, Ее, Ёё

1

Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для развития графомоторных навыков. Пальчиковые игры без предметов. Знать правила работы с тетрадью. Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила

5

«Цепочка слов». Письмо букв Рр, Гг, Пп, Тт

1

Упражнения для движения кисти и предплечья. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения на расслабление. Формирование пространственных отношений. Упражнения для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек». Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки.

6

«Шифровальщики». Письмо букв Чч, Уу

1

Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

7

Словарь старинных русских слов.

1

знакомство с правилами пользования словарем.

8

«Буквы озорницы». Письмо букв Лл, Мм, Аа

1

Упражнения выполняемые движением по  , в письме букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Продолжение узора по образцу. Упражнения, повышающие энергетический потенциал. «Чудесный мешочек»

9

«Морское путешествие». Письмо букв Яя, Фф

1

Упражнения в виде росчерков, петель. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для разминки: ритмирование. Уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

10

«В гости к  ослику Иа»Письмо букв Йй, Ии, Шш

1

Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графический диктант. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки.

11

«По щучьему велению». Письмо букв Цц, Щщ

1

Отработка формы букв по группам. Каллиграфические упражнения предупреждения фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок на уроках русского языка. Письмо под счет. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

12

«Буквы в огороде». Группа букв: л, м, Л, М, я, Я

1

Работа над формой букв. Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения, повышающие энергетический потенциал.
Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

13

«Слова-невидимки». Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч 

1

Анализ формы букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Развитие мелкой мускулатуры руки.  Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки..

14

Написание графических орнаментов.

1

Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

15

«Эти странные буквы». Группа букв: ь, ъ, ы, в 

1

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки. Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма. Уметь составлять сочинение.  Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

16

«Загадки». Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К

1

Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

17

«Узор на окне». Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф

1

Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

18

«День рождение крокодила Гены».Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д

1

Работа по шаблону в прописи. Списывание учащимися с готового образца. Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись, уметь дифференцировать звуки. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

19

Словарь синонимов.

1

знакомство со словарем синонимов. Правила соединения букв. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма. Проведение пальчиковой гимнастики. Упражнение «Колечки». Соревнование. Знать о правилах соединений букв. Уметь создавать рисунок из геометрических фигур, знать различные способы штриховки

20

«Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ок, он, оп, ог. ож. оз, ос

1

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Уметь писать графически правильно и четко

21

«Буква О и её друзья». Отработка написания соединений ое, ой, оц,ош, ощ

1

Работа над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице. Проведение пальчиковой гимнастики. Уметь писать соединения графически правильно

22

«Буква А и её друзья». Отработка написания соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае

1

Работа над формой букв. Работа над соединением букв. «Физкультминутка для волшебных пальчиков». Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно

23

«Написание графических орнаментов

1

Работа по письму графических орнаментов. Работа над формой букв. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковойгимнастики. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Уметь писать соединения графически правильно

24

«Буква Е и её друзья». Безотрывное написание соединений: ел, ем, ег. еж, ез

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

25

Рациональные способы соединений в словах

1

Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах. Проблемные задания. Знать рациональные способы соединения в словах. Уметь писать соединения

26

«Буква Я и её друзья». Отработка написания соединений: яб, яр, яв, ят

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа.  Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

27

«Буква Ю и её друзья». Письмо трудных соединений: юз, юг, юж, ют, юн

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа.  Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро.

Практическая работа

28

«Господин Ь знак»Безотрывное написание соединений: ль, мь, ья, ье

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

29

Упражнение в развитии ритмичности.

1

Развитие навыков правильного и четкого написания соединений. Практикум. Работа по образцам в тетради.  Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование. Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

30

«Во саду ли в огороде». Отработка написания элементов о, б, ю, д, ф букв и их соединений

1

Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. «Клубочки», «Волны». Уметь писать соединения графически правильно, четко и достаточно быстро

31

Написание соединений в стихотворении

1

Безотрывное и правильное написание соединений в стихотворении. Развитие умений замечать и устранять свои и чужие недочеты. Проблемные задания. Работа по образцам прописи. Уметь замечать и устранять свои и чужие недочеты. Иметь навыки правильного написания соединений

32

Творческая мастерская «Волшебная ручка»

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки без отрывного и правильного написания соединений

33

Итоговая работа по каллиграфии

1

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания соединений

34

Викторина «Ай да буквы»! (итоговое занятие).

1

Творческая работа с элементами моделирования, штрихования. Иметь навыки правильного написания букв и соединений

Контроль и оценка планируемых результатов.

        Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

        Итоговый контроль в формах:

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- конкурсы;

- выставки.

        Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

        1. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа.

        2. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.

        3. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).

            4.  Карнаухова Г. И. Красиво   писать   —   красоту   творить   //Начальная школа. — 1997. №5. С. 37-39

        5. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.

        6. Альбомы для штриховки.

        7. Линейки – трафареты с геометрическими фигурами, шаблоны фигурок.

        8. Карточки с алгоритмом букв, буквами и элементами букв для дидактических игр.

        9. Доска.

        10. Цветные мелки для учителя.

        11. Цветные карандаши для учащихся.

       12. Вьюнки для развития мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Писать красиво нелегко!"

Как помочь ребёнку в формировании навыков письма?  Советы для родителей....

Что делать, чтобы научить ребёнка писать красиво?

Ни для кого не секрет, что почерк может многое рассказать о человеке. Характер, жизненная позиция, текущее настроение – все это прочитают графологи в палочках, кружочках и крючочках, оставленных нашей...

Как научить детей писать красиво

         Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это зад...

Учимся писать красиво и правильно

Красивый почерк - это визитная карточка любого современного человека. Школьник, студент, чиновник, служащий и даже доктор должны не только грамотно выражать свои мысли, но и уметь красиво их оформлять...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО»

Современные дети приходят в школу с недостаточно развитой устной речью, их речь преимущественно диалогическая. Ребёнок может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его слабо развита.Яз...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся писать красиво"

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных,метапредметных и предметных результатов.В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального госуд...

Конспект занятия по внеурочной деятельности («Учусь писать красиво») для 2 класса на тему:

Цель: формирование умения проверить написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.Задачи:1.      Образовательная:упражнение в написании слов с глухими и звонк...