Разработка технологической карты урока русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Горлушкина Людмила Ивановна

Научить отличать сходные формы  именительного и винительного падежей, определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте.

Определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы.

Совершенствовать умение определять падеж и правильно ставить вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор-разработчик: учитель начальных классов Горлушкина Людмила Ивановна

КГБ ОУ «Железногорская школа-интернат № 1»

Конспект урока  русского языка в 4 классе. Образовательная система «Школа 2100» (авторы учебника Р.Н. Бунеев,

Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)

Тема: «Именительный и винительный падежи»

Тип урока по ФГОС: освоение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Оборудование: компьютерная презентация, дифференцированные индивидуальные карточки, памятка – алгоритм

Технологическая карта изучения темы «Именительный и винительный падежи»

Тема

Именительный и Винительный падежи.

Тип урока

Освоение новых знаний.

Цель

Уметь определять именительный и винительный падеж имени существительного

Задачи

Образовательные:

- Подвести обучающихся через столкновение с проблемой к её разрешению.

- Развивать умение отличать сходные формы  именительного и винительного падежей, определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте.

- Определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы.

- Совершенствовать умение определять падеж и правильно ставить вопросы.

- Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе, воспитывать навык взаимо и самоконтроля. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям, воспитывать  чувство патриотизма.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;  добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь определять именительный и винительный падеж имени существительного;

использовать  алгоритм определения падежей;

знать  тонкости употребления именительного и винительного падежей.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Падежи, именительный и винительный падеж, вопросы падежей, вспомогательные слова, предлоги.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник «Русский язык»

- презентация

- тетрадь

- дифференцированные карточки с заданиями

- памятка-алгоритм

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

технология оценивания учебных успехов

(Мотивация к учебной деятельности)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Ι. Актуализация знаний.

Цель:

- актуализировать знания по определению падежа имени существительного

(Слайд 1.)

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

- Видеть Вас мы очень рады!

-Ребята, поприветствуйте гостей  улыбкой.

Мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха  на уроке,  плодотворной и эффективной работы.

– Откройте тетради, запишите дату, Классная работа.

- Какую тему мы с вами сейчас изучаем?

- Задайте вопросы друг другу по этой теме. Оцените ответы.

Эпиграф урока. (Слайд 2.) 

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- А у вас может быть какая награда в конце урока?

 - Как вы понимаете значение слова «награда»?

 - Обратимся к Словарю Ожегова.

    (Слайд 3)     НАГРАДА 

1. То, что дается, получается в знак особой благодарности, признательности.

2. Благодарность, воздаяние за что-нибудь

3. Почетный знак, орден, которым отмечают чьи-нибудь  заслуги. Высокая правительственная награда.

(Слайд 4-5)  (фото: ордена, медали…)

- За что можно удостоиться таких наград?

  - Какую дату наша страна будет отмечать в 2015 году? (70 лет со дня  Победы!)

- А в мирное время можно заслужить награду? («Заслуженный учитель России» – директор нашей школы, лучший тренер нашей школы, «Заслуженный учитель Красноярского края», «Почетный работник общего образования» - лучшие учителя нашей школы)

- Запишите новое словарное слово  награда в тетрадь.

- Исследуйте слова: (Слайд 6) 

 награжденный, награда, знак, наградить, орден, к награде, наградной, медаль, вознаграждение, награду

- Давайте проведем конкурс заданий к этим словам!

-На какие группы можно их разбить? (по форме слова, по частям речи, однокоренные, синонимы,  по составу слова….) Запишите в группы.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно он дал название одному из падежей русского языка.

-  Можно ли определить падеж слова орден? (не знаем, падеж слова узнаем в предложении)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в учебнике, словаре.

II. Формулирование проблемы.

Цель:

- создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы

 Проблемная ситуация.

- Кто придумал предложение со словом орден?

- Запишите предложения (Слайд 7) 

1. На груди у ветерана был орден.

  1. Мой дедушка получил орден.

- Определите падеж им существительных (обратная связь - планшет)

(Слайд 8)

Проверка.

 1. П.п   Р.п.  И.п.

 2. И.п.  В.п.

- Почему трудно? (совпадение вопросов у неодуш. сущ. в И.п. и В.п.)

- Может только у этого слова возникают затруднения?

(попробуем слова: медаль, знак).

- Представлены две точки зрения на определение падежа слова орден

– Что общего есть у существительного орден с существительными знак? (Являются неодушевлёнными, м.р., ед.ч.)

– Сформулируйте своими словами основную проблему урока.

(Как отличить именительный падеж от винительного, если формы совпадают и отвечают на вопрос что?)

- Какие задачи ставим перед собой?

(узнать, как различить И. и В. падежи у неодуш. имен существительных).

(Слайд 9) Ставлю ?  

В.п.   ?      И.п.

(Мотивирующий приём)

Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

(Т. Рик)

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с изучаемым материалом

 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

III. Открытие новых знаний.

Цель:

- подвести обучающихся через столкновение с проблемой к её разрешению.

1. Построение проекта выхода из затруднения.

 (работа в группах)

– Задайте друг другу вопросы об именительном и винительном падеже.

Почему именительный падеж получил такое название?

– Прочитайте об этом текст (Упр. 130 – представлено происхождение названия «именительный» падеж)  и ответьте на вопрос.

-Обратите внимание на выделенные слова.

 Попробуйте ответить на поставленный вопрос: почему именительный падеж получил такое название?)

- Извлеките из текста только важную информацию!

- Выделите ключевые слова (имя, именует, гл. член пр.)

Беседа после чтения.

– Что значит слово именительный? В чём преимущество этого падежа?

– Приведите свои примеры употребления имён существительных в именительном падеже.

- Сделайте вывод, каким членом предложения является существительное в И.п.

(Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим.)

- Что помогло определить падеж у этих существительных?

(вспомогательное слово + вопрос).

- Почему сложно определить падеж у этого слова? (вспомогательное слово и вопрос не помогли, т.к. форма одинаковая).

- Значит не всегда можно этим воспользоваться?

- Что делать?

- Правильно ли я вас поняла, что вы на это слово предлагаете взглянуть в предложении?

(открыть 3 предложения и дать работу в группах).

Определите падеж слова награда  (Слайд 10.) 

  1. Награда нашла своего героя.
  2. Ребята нашей школы получили награду.
  3.  В награду за победу дети получили приз.

 (Работа в группах)

- Готовы? Начинаем «исследовательскую» работу.

     1 группа:

  • Выслушиваю.
  • Спрашиваю.

- Верно, ли я вас поняла, что существительное отвечает на вопрос ЧТО? В предложении главный член, то оно стоит в И.п.!

  • Открываю (Слайд 11):

img2.jpg (24040 bytes)

      2 группа:

  • Выслушиваю.
  • Спрашиваю.

- Верно, ли я вас поняла, что существительное отвечает на вопрос ЧТО? В предложении не главный член, а второстепенный, то оно стоит в В.п.!

  • Открываю (Слайд 12):

   3 группа:

  • Выслушиваю.
  • Спрашиваю.

- Если существительное отвечает на вопрос ЧТО? Употреблено с предлогом, то оно стоит в В.п.!

  • Открываю (Слайд 13):

- Какое слово вызвало затруднение в определении И. или В. падежа (орден).

Почему? (совпали вопросы).

Какой? (ЧТО?)

Говорю и открываю (Слайд 14): 

(именно существительные, отвечающие на вопрос что? и вызывают затруднение в определение падежа В. и И.п.)

- Что получилось? (алгоритм).

- Правы ли мы? (Надо проверить по учебнику с. 120).

Правило:

       Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим, а имя существительное в винительном падеже - второстепенным членом предложения.

         В именительном падеже имена существительные всегда употребляется без предлога, а в винительном - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.

(Раздаю памятки – алгоритм):

Давайте проверим правило  в действии:

- Работа в паре (один ученик  выполняет на обратной стороне доски)

У всех на столах индивидуальные карточки с заданием. Необходимо выполнить по инструкции. (Слабым ученикам -  опорные карточки – падежи)

- Выпиши подчеркнутые существительные и определи их падеж. Пользуйся алгоритмом. Карточка: (Слайд 15)

На урок позвал веселый звонок.  Каждый ученик сел за свой стол, достал учебник.  Учебник помог ему вывести алгоритм.  Алгоритм поможет определить падеж имен существительных.

Позвал (на что?) на урок – В.п. (втор. чл.)

( что?) звонок – И.п. (гл. чл. подлежащее)

(что?) учебник – И.п. (гл.чл. подлежащее)

Вывести (что?)  алгоритм  - В.п. (втор.чл)

(что?) Алгоритм – И.п. (гл.чл. подлежащее)

Определить(что?)  падеж- В.п. (втор.чл)

- Проверка по эталону (на планшете - по порядку падежи) (Слайд 16)

- Кто не допустил ошибку? (оценка "5").

Проверка  (Пожмите друг другу руки!)

Обобщение:  ! Как отличили И.п от В.п. ведь оба слова отвечают на один и тот же вопрос и одинаковая форма слова.

(Выслушиваются ответы учеников)

Коммуникативные УУД

 Развиваем умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД

Умение удерживать цель деятельности до получения ее результата.

IV. Развитие умений.

Цель:

- актуализировать и  углубить знания об именительном и винительном падеже; закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

-Теперь я точно знаю, что вы готовы поработать самостоятельно.

Разноуровневые задания. ( Слайд 17) 

- Выберите ту карточку, с которой вы сможете справиться.

  • 1 уровень  (жёлтая)

Определи падеж им.сущ.

Въехать в деревню, рубить топором, посинеть от мороза, работать на заводе, помогать товарищу, падает снег

  • 2 уровень (зелёная)

Впиши предлоги и определи падеж им.сущ.

Добежать ___ реки, подъехал ___ заводу, встретил ___ лесу, летел ___ полем, читал  ___ животных.

  • 3 уровень  (красная)

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Топал, слон, ногой.

– Есть ли у существительных в именительном падеже предлоги?

– Сделайте вывод.

Проверка предположений.

Чтение 2-го абзаца правила (с. 120).

– Что узнали нового?

 Запишите предлоги винительного падежа.

Личностные результаты

1.  Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

(Рефлексия деятельности)

Цель: обобщить полученные знания и сделать выводы;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Напомните мне, в чем возникло затруднение? (определить В.п. и И.п.)

Сделайте вывод!  (Слайд 18)

И.п.

В.п.

Роль в предложении

гл. чл.

втор. чл.

Вопросы

кто? что?

кого? что?

Вспомогательное слово

существует

вижу

Предлоги

-

в, на, за, под, про, через

?

?

?

- Как, по-вашему, работал весь класс?

- Оцените себя по «Лестнице успеха» (Слайд 19) 

  • Всё понял!
  • Умею различать…
  • Еще трудно…

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»),

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

VI. Домашнее задание.

(Слайд 20)1. Предлагаю задание на выбор. 

Составить с любым из слов 2 предложения так, чтобы в 1 предложении существительное стояло в Именительном падеже, во 2 предложении в Винительном падеже.   (Ветер, голос, море).

2. Правило с опорой на схему (с. 120).

(Слайд 21) СПАСИБО!

Раздаточный материал к уроку.

Выпиши подчеркнутые существительные и определи их падеж. Пользуйся алгоритмом.

На урок позвал веселый звонок.

Каждый ученик сел за свой стол, достал учебник.

Учебник помог ему вывести алгоритм.

Алгоритм поможет определить падеж имен существительных.

Выпиши подчеркнутые существительные и определи их падеж. Пользуйся алгоритмом.

На урок позвал веселый звонок.

Каждый ученик сел за свой стол, достал учебник.

Учебник помог ему вывести алгоритм.

Алгоритм поможет определить падеж имен существительных.

1 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в деревню,  

рубить топором,

посинеть от мороза,  

падает снег,

работать на заводе,    

 помогать товарищу

1 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в деревню,  

рубить топором,

посинеть от мороза,  

падает снег,

работать на заводе,    

 помогать товарищу

1 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в деревню,  

рубить топором,

посинеть от мороза,  

падает снег,

работать на заводе,    

 помогать товарищу

1 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в деревню,  

рубить топором,

посинеть от мороза,  

падает снег,

работать на заводе,    

 помогать товарищу

1 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в деревню,  

рубить топором,

посинеть от мороза,  

падает снег,

работать на заводе,    

 помогать товарищу

1 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в деревню,  

рубить топором,

посинеть от мороза,  

падает снег,

работать на заводе,    

 помогать товарищу

  • 2 уровень

Впиши предлоги и определи падеж им.сущ.

Добежать ___ реки,  

подъехал ___ заводу,

встретил ___ лесу,

летел ___ полем,

читал  ___ животных.

  • 2 уровень

Впиши предлоги и определи падеж им.сущ.

Добежать ___ реки,  

подъехал ___ заводу,

встретил ___ лесу,

летел ___ полем,

читал  ___ животных.

  • 2 уровень

Впиши предлоги и определи падеж им.сущ.

Добежать ___ реки,  

подъехал ___ заводу,

встретил ___ лесу,

летел ___ полем,

читал  ___ животных.

  • 2 уровень

Впиши предлоги и определи падеж им.сущ.

Добежать ___ реки,  

подъехал ___ заводу,

встретил ___ лесу,

летел ___ полем,

читал  ___ животных.

  • 2 уровень

Впиши предлоги и определи падеж им.сущ.

Добежать ___ реки,  

подъехал ___ заводу,

встретил ___ лесу,

летел ___ полем,

читал  ___ животных.

  • 2 уровень

Впиши предлоги и определи падеж им.сущ.

Добежать ___ реки,  

подъехал ___ заводу,

встретил ___ лесу,

летел ___ полем,

читал  ___ животных.

  • 3 уровень

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Топал, слон, ногой.

  • 3 уровень

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Топал, слон, ногой.

  • 3 уровень

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Топал, слон, ногой.

  • 3 уровень

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Топал, слон, ногой.

  • 3 уровень

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Топал, слон, ногой.

  • 3 уровень

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Топал, слон, ногой.

Проверка: 1 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в деревню – В.п.

рубить топором – Т.п.

посинеть от мороза – Р.п.

падает снег  –  И.п.

работать на заводе – П.п.

 помогать товарищу – Д.п.

Проверка: 2 уровень

Впиши предлоги и определи падеж им.сущ.

Добежать  до  реки – Р.п.

подъехал  к   заводу – Д.п.

встретил в лесу – П.п.

летел  над  полем – Т.п.

    читал  про  животных – В.п.

Проверка: 3  уровень

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

   (П.п.)  

В зоопарке было весело и  шумно.

(Р.п.)               (И.п.)                               (В.п.)  

Из  клетки   медведь  выпрашивал  кусочки.

(И.п.)            (Т.п.)

      Слон топал ногой.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка во 2 классе на тему: «Главные члены предложения»

Тип урока:   Урок «открытия» нового знанияЦели урока:   Дать понятие о главных членах предложения как смысловой основе предложения; научить школьников выделять подлежащ...

Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка во 2 классе, программа "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языкаво 2 классе по программе "Перспектива"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе...

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....