Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Макарова Татьяна Владимировна

Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»

Цели:

- дать понятие об изменении имён существительных по числам;

- учить определять число имён существительных;

- употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:

- активизация познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;

- формирование коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные:

- определение грамматического признака имён существительных - число;

- изменять имена существительные по числам;

-использовать специальную терминологию при определении признаков части речи;

- формирование орфографической зоркости;

- развитие каллиграфического письма.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий – 2 класс, тетради, мультимедийная презентация урока, карточки для работы в парах,

Ход урока

1. Целеполагание и мотивация

а). Приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

б).Психологический настрой на урок

-Улыбнитесь друг другу.

-Пожелайте хорошего настроения.

- Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

2. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка (Слайд 1).

сон сом сор сок

- Прочитайте слова!

- Что общего у этих слов?

- Уберите из слов гласную и напишите сочетания букв!

- Какие сочетания вы написали?

- Проверим ! (Слайд 2)сн см ср ск

- Оцените свою работу!

б). Словарная работа

-Поиграем в игру «Угадай-ка».

Внимательно посмотрите на слова, записанные на экране: ЛПТ, ЛСЦ, ЛГШК, МШН, МСЦ, МДВДЬ (Слайд 3).

Отгадайте, какие словарные слова записаны?

- Запишите эти слова.

- Проверьте. (Слайд 4).

- Слова, какой части речи вы записали? Докажите.

-Данные слова можно разделить на две группы, на какие? Кто из вас догадался?

( Одушевлённые и неодушевлённые)

- Что ещё вы знаете об именах существительных. Приведите примеры.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

1. Обобщим наши знания об имени существительном (Слайд 5).

2.Исследовательская работа

а) Попробуйте вставить словарные слова: лисица, месяц, медведь в предложения.

(Слайд 6)

Декабрь, январь, февраль – зимние ….

Рыжая … выбежала на опушку леса.

Зимой в берлогах спят ….

- Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? ( Мы не можем использовать существительные - месяц, медведь, т.к. они обозначают один предмет, а в предложениях речь идёт о множестве предметов).

- Как вы поступите в данной ситуации? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов) (Слайд 7)

б) Работа в парах (по карточкам)

Карточка № 1

а) Тетрадь, окно, стол, ручка.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Тетради, окна, столы, ручки.

Вывод: существительное обозначает _________предметов


Карточка № 2

а) Город, улица, страна, река.

Вывод: существительное обозначает ________ предмет.

б) Города, улицы, страны, реки.

Вывод: существительное обозначает _________предметов

Проверка самостоятельной работы

- Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили?

(Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов). (Слайд 8)

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное , которое обозначает один предмет?

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное , которое обозначает несколько предметов?

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

-Чему хотели бы научиться? Поставьте цели урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …

попробуем …

(Слайд 9)

- Сегодня мы на уроке узнаем о единственном и множественном числе имён существительных, научимся определять число имен существительных, попробуем изменять имена существительные по числам.

4. Изучение нового материала

1. Работа по учебнику стр.61, упр. 104

- Прочитайте две группы слов.

- В чём сходство слов в разных столбиках?

- В чём различие слов?

В лексическом значении: обозначают один предмет и много однородных предметов; в графическом написании: изменилась частичка в слове - а - ы.

2. Давайте прочитаем правило на стр. 61 (Введение терминов «единственное число» и «множественное число» и определений признаков этих имён существительных).

- Объясните значения слов: один - единственное, много – множественное

3 Самостоятельная работа

Напишите в каждый столбик по 3 слова (работа в парах)

4.Проверка самостоятельной работы

Физминутка

Игра «Один - много»

Я называю имена существительные в единственном числе – хлопаете 1 раз, во множественном числе – 2 раза.

Дом, школы, щука, караси, солнце, облака, ученик, родители. Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.

5. Первичное закрепление изученного материала

1. упр. 105 стр. 61

-Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.

2.Проверка самостоятельной работы

6. Закрепление изученного материала

- Принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч. ,

имя существительное множественного числа – мн.ч..

Самостоятельная работа по вариантам упр. 65. стр. 31 в рабочей тетради

Самоконтроль (Слайд 10)

-Кто выполнил без ошибок?

-Поставьте себе +.

-Кто допустил одну ошибку?

-Если допустили одну ошибку, то - .

-Кто допустил 2-3 ошибки - выполните задание.

7. Рефлексия (Слайд 11)

- Измените число имён существительных.

Птичка, гусь, берёза, хвост, море, грибы, пчела, столы, реки, книга.

Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы целей?

Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я узнал …

научился …

могу похвалить себя ….

Оцените «смайликом» свою работу на уроке.

8. Домашнее задание: (Слайд 12) выучить правила на стр. 61

упр. 66 стр. 31 в рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 3 класса (ФГОС) по теме "Множественное число имен существительных"

Конспект урока, проведенного в 3 классе в рамках  ФГОС  по теме "Множественное число имен существительных"....

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имен существительных.

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной ре...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»  2 класс...