Распространенные и нераспространенные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspr_i_neraspr.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «А» классе   (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 06.05.2022

Тема

Распространенные и нераспространенные предложения.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с распространёнными и нераспространенными предложениями

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

 научатся находить распространенные и нераспространенные предложения, научаться выделять главные члены предложения; устанавливать связь слов между собой по смыслу в предложении.

Личностные результаты

Аргументировано отвечать, доказывать свою точку зрения; ценить и принимать такие ценности как «добро», «семья», «природа»; оценивать свою работу на уроке, работать над ошибками.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: развивать способности коллективного/индивидуального планирования, контроля   и оценки действий в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации; формировать интерес к творческой работе; развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность; формировать  навыки  работы по плану, сверяясь с целью; развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.

Познавательные: понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осознавать ценности своего языка. развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать  навыки  работы с информацией;  

Коммуникативные: умение излагать своё мнение; умение участвовать в диалоге; умение понимать и принимать позицию другого; умение создавать устные и письменные тексты; использовать речевые средства.

Основные понятия и термины

Распространённые и нераспространенные предложения, основа предложения.

Методы, формы работы

Индивидуальная, фронтальная, практическая; словесный, наглядный.

Образовательные ресурсы

Учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-ный момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Приветствие, эмоциональный настрой, проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

-А что такое тайна?

-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

-Для начала проверим, все ли необходимое у вас имеется для урока.

-У вас на парте должны лежать: тетрадь, учебник, ручка и пенал.

-Чтобы наша работа была сегодня успешной на уроке, вспомним, какие правила нужно соблюдать ученику, чтобы хорошо учиться.

(Не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, помнить правило поднятой руки, если хотите отвечать необходимо только по поднятой руке).

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшей работы.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу.

  1. Минутка чистописания

Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма.

1.Пальчиковая гимнастика.

- Начнем урок с минутки чистописания. Но перед тем как начать писать, нужно пальчики размять.

1. Массаж кисти рук с помощью ручки.

      Карандаш в руках катаю,

      Между пальчиков верчу.

      Непременно каждый пальчик,

      Быть послушным научу. 

2. Меж еловых мягких лап              (поглаживание пальчиками по столу)

     Дождик: кап, кап, кап.               (постукивание по столу)

     Где сучок к сучку прилип            (хлопки в ладоши)

     Вырос гриб, гриб, гриб.               (поднимают руки над столом)

    Кто нашёл его, друзья, а?           (разгибают пальчики из кулачков)

    Это я, я, я, я!                                (загибают пальчики от мизинцев)

Проводит пальчиковую гимнастику, показывая её правильное выполнение.

Повторяют движения за учителем, разминают пальцы рук.

2.Упражнение  в написании букв и соединений.

- На доске написана строка буквосочетаний, внимательно посмотрите на нее и скажите, написание какой буквы мы повторим? (Заглавная и строчная буква «Лл» в соединениях  с другими  буквами)

Лл, Ла, ли

-Назовите виды соединений в каждом буквосочетании.

-Лл – нижнее соединение.

-Ла – верхнее соединение.

-ли – среднее соединение

Содействует выработке каллиграфических навыков письма у учащихся; напоминает правила посадки при письме.

Вырабатывают каллиграфические навыки письма.

3.Словарная работа.

-На следующей рабочей строке запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие.

-Сейчас я вам загадаю загадки, отгадав их, вы определите какие словарные слова  мы сегодня повторим. Запивайте слова в строчку через запятую.

Слайды

 Отгадай мою загадку:
Он зелёный, круглый, гладкий,
Он не тигр, а полосатый,
Очень вкусный, сочный, сладкий?
(Арбуз)

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение (В слове «арбуз» непроверяемая гласная «а», ударение падает на второй слог на гласную букву «у»).

 Маленький мальчишка

В сером армячишке
По дворам шныряет,

Крохи подбирает. (Воробей)

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение (В слове «воробей» непроверяемая гласная «о», ударение падает на третий слог на гласную букву «е»).

 Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи
(Капуста).

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение (В слове «капуста» непроверяемая гласная «а», ударение падает на второй слог на гласную букву «у»).

 Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку
(Заяц).

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение (В слове «заяц» непроверяемая гласная «я», ударение падает на первый слог на гласную букву «а»).

 Каждый год звонок весёлый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый ...
(Класс)

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму (В слове «класс» удвоенная буква «с»).

 Он не носит бант и платье,

Его друг – футбольный мячик.

Вы, ребята, догадались,

Кто же он? Конечно, …(Мальчик)

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение (В слове «мальчик» непроверяемая гласная «и», ударение падает на первый слог на гласную букву «а»).

 Праздник, праздник!

У ворот соберётся весь …(Народ)

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение (В слове «народ» непроверяемая гласная «а», ударение падает на второй слог на гласную букву «о»).

 Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит (Петух).

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение (В слове «петух» непроверяемая гласная «е», ударение падает на второй слог на гласную букву «у»).

 До свидания, игрушки,

До свиданья, детский сад.

Куклы, мишки и петрушки

Грустно смотрят на …(Ребята)

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение (В слове «ребята» непроверяемая гласная «е», ударение падает на второй слог на гласную букву «я»).

 Лежит — молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт
(Собака)

- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение (В слове «собака» непроверяемая гласная «о», ударение падает на второй слог на гласную букву «а»).

-Словарь: арбуз, воробей, капуста, заяц, класс, мальчик, народ, петух, ребята, собака.

Проверяет у учащихся знание словарных слов и орфограмм.

Вспоминают словарные слова и орфограммы, записывают их.

  1. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников; определить тему.

1.Введение в тему урока

- Открываем учебник на стр. 35, упр. 39

- Прочитайте текст, определите, на какие две группы можно распределить предложения?

-Кто догадался, поднимаем руку

- предложения только с главными членами,

и предложения с главными и второстепенными членами.

 Как можно назвать предложения только с главными членами? (- Нераспространенные)

- А предложения, которые состоят не только из главных, но и с второстепенными членами? (- Распространенные)

Обеспечивает мотивацию учения школьников; подводит к теме урока.

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на уроке

2.Определение темы и задач урока.

Какова тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Учиться различать распространённые и нераспространенные предложения.

- Учиться составлять предложения

Помогает сформулировать тему и задачи урока.

Определяют тему и задачи урока.

  1. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление т первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

1.Знакомство с правилом.

- Давайте закрепим наши знания, прочитав правило на стр.35.

- Что мы сейчас прочитали в правиле?

Читает правило, задает вопрос учащимся по прочитанному правилу.

Читают правило, отвечают на вопрос учителя.

2.Работа по учебнику.

 Запишем предложения:

Кружатся листья.

В воздухе кружатся золотые листья.

- Подчеркните главные члены предложения.- О чем говориться в первом предложении? Что говориться о листьях? Как вы думаете, какое это предложение распр., или нераспр.? Почему?(  О листьях, что они кружатся. Нераспр., потому что есть только главные члены.)

-О чем говориться во втором предложении? Что говориться о листьях? Как вы думаете, какое это предложение распр., или нераспр.? Почему? (О листьях, что они кружатся. Распр., потому что есть не только главные члены, но и второстепенные.)

- Назовите их.

- Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы?

- Молодцы!

- Открываем учебник на стр. 36, упр. 41. Давайте прочитаем задание

- Давайте сравним каждую пару предложений.

-В чем их сходство, а в чем различие этих предложений?( В нераспр. предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.)

- Кто догадался, поднимает руку

Помогает в выполнении задания.

Задает вопрос по прочитанному правилу.

Читают условие задания; выполняют задание устно.

Читают правило, отвечают на вопрос учителя.

3.Конструиро-вание предложений.

 Открываем учебник на стр. 35, упр. 40.

-Прочитайте про себя слова, и составьте самостоятельно предложения из этих слов, затем мы с вами проверим ваши предложения с моими предложениями, которые я составила.

Формулирует учебную задачу и определяет алгоритм действий.

Читают предложение, вставляют в предложение подходящие по смыслу слова.

Физминутка

  Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнений.

Выполняют упражнения по образцу учителя.

.

  1. Закрепление изученного.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.

1.Упражнение 41(самостоятельно).

- Найдите в учебнике упражнение 41. Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух)

- Выполним задание самостоятельно

Обеспечивает закрепление нового материала с помощью выполнения упражнения на закрепление.

Выполняют задание, требующее применений знаний в знакомой ситуации.

2.Игра «Не ошибись»

Игра «Не ошибись»:

- Читаю предложения, а вы карточкой сигнализируете – предложение распространённое или нераспространённое:

-желтая карточка распр., зеленая нераспр.

Наступила осень.

Птицы улетают в дальние края.

Осень одела деревья в разноцветный

наряд.

Идут дожди.

Наступает листопад.

На берёзке дрожит последний лист.

Читает предложения, следит за правильностью ответов

Отвечают на вопросы учителя. Играют в игру

  1. Подведение итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса.

1.Обобщающая беседа.

- Что вы сегодня нового узнали о предложениях?

- Какие бывают предложения?

- Что такое основа предложения? (Слова, в которых заключен смысл предложения или главные члены)

- Вы довольны своей работой на уроке?

Выставление оценок.

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока; выставляет оценки за урок.

Соотносят самооценку с оценкой учителя

2.Рефлексия.

Оцените свою работу.

Прикрепите жёлтый лист, если на уроке вам всё было понятно, вы смогли выполнить все задания.

Прикрепите красный лист, если вам что-то было не понятно.

Прикрепите зелёный лист, если на уроке возникли большие трудности.

Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения.

Принимают причины успеха и неуспеха на уроке.

3.Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание  Упр. 42. стр. 36

Диктует домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространенные и нераспространенные предложения

Понятия о распространённых и нераспространённых предложениях....

Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занковва Тема::«Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения»

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2  класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Распространенные и нераспространенные предложения

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАРаспространенные и нераспространенные предложения...

Урок русского языка по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Урок русского языка во 2 классе  по РО Л. В. ЗанковаУрок по теме «Распространенные и нераспространенные предложения» третий в разделе «Как образуются предложения» Учащиеся знают такие понятия как...

«Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку .«Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении» 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

«Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения».

Конспект урока по русскому языку .«Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения» 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...