Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кузнецова Галина Николаевна

Урок русского языка во 2 класса по програмее "Начальная школа 21века" по теме "Непроизносимые согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx130.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме

«Непроизносимые согласные в корне слова»

Цельучимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с определением орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»
  • формировать умение решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса

Воспитательные:

  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
  • учить аккуратности

Тип урока: открытие нового знания.

УУД:

Личностные УУД:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать тему и цель на уроке
  • проговаривать последовательность действий на уроке
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,

слушать и понимать речь других

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний
  • отличать новое от уже изученного
  • добывать новые знания
  • находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

Ход урока

  1. Организационный этап.

- Приветствую всех на уроке русского языка. Ребята, чтобы все у нас сегодня получилось, какие качества нам пригодятся?(дружба, взаимопомощь, внимательность)

- Доложите о готовности каждого ряда. ( 1 ряд готов, 2 готов, 3 готов)

- Желаю всем удачи.

- Запишите 30 ноября

              Классная работа

  1. Чистописание.

- Начнем урок с минутки чистописания. Для этого немного разогреем руки. Возьмите карандаш и зажмите между ладонями.

Заводи мотор скорей и ладони разогрей.

Все быстрей, быстрей, быстрей – сил, приятель не жалей!

Ход немного замедляем, видно к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише  -  и мотор уже не слышен.

-Как рычит мотор в машине? (ррр)

- Именно эту букву мы и будем писать в минутке чистописания. Пропишите, сохраняя закономерность.

Рр    рр   Рр   рр  

- Прочтите слова. Что вы можете о них сказать? (однокоренные)

   радость     радостный    радоваться

- Докажите, что слова однокоренные.(один корень и смысл)

- Вспомним, к каким частям речи относятся данные слова. (сущ, прил, гл)

- Спишите слова, выделите корень. Какие еще части слова мы можем выделить в 1 слове?

-  Выделим окончание в слове радость – нет радости –и. Что такое -ость? (суффикс)

- Обозначим буквы, которые могут обозначать звонкий согласный звук. (р, д, н, й, в)C:\Users\Галина\Desktop\разное\1.jpg

  1. Словарная работа

- Посмотрите на доску. Что здесь изображено. (школа)

- Узнаете эту школу? (это наша, 18 школа им.А.С.Сергеева»

- Кто с радостью идет в школу? Почему?

- Как связана наша школа и словарные слова? - - Какое задание вы будете выполнять, предположите?

- Запишите словарные слова на тему «Школа».

(Учитель, ребята, класс, ученик, товарищ, тетрадь, береза, карандаш) 8 слов

- Проверяем, кто сколько слов записал.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу, исправьте ошибки, если они есть. (на слайде)

- Кто написал все слова?

- Кто написал без ошибок, поставьте +.

- Молодцы.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Назовите, с какими орфограммами мы уже познакомились? (парн согл и безуд гласн в корне слова)

- Запишите предложения, вставьте  подходящие  по  смыслу  слова. (1 человек у доски)

Из-за  тучи  выглянуло  яркое … .

Мамино … самое доброе на свете.

- Кому трудно подобрать слова, вам помогут картинки.

(солнце, сердце)C:\Users\Галина\Desktop\от урок\солнце.png

 - Как написали слова , прочтите по слогам? C:\Users\Галина\Desktop\от урок\сердце.png

 -Почему написали по – разному? Как  вы  думаете?

-Кто не написал согласную? Почему не написал?

- А кто написал согласную? Почему написал?

-Ребята, а кто же прав?

- Посмотрите на доску. СОЛНЦЕ СЕРДЦЕ – вот как правильно написать. Исправьте ошибки, у кого они были.

- Как  можно назвать такие согласные, которые не слышатся, но пишутся?

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

- Молодцы! Много интересных названий придумали.

- А называются такие согласные – непроизносимые. Так какая тема нашего урока? (НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ)

- Вернитесь к минутке чистописания.

- А может быть вы теперь сможете найти слово, в котором тоже есть непроизносимая согласная? (радостный)

- Итак , ребята, делаем небольшой вывод, непроизносимая согласная – это новая орфограмма.

Физкультминутка (попеременно поднимаем руки опускаем)

  1. Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте поработаем с этой орфограммой.

 Приглашаю помощников к доске. Остальные в тетрадях.

- Запишем транскрипцию слов: солнце, сердце

         Солнце – сонцэ , 6б, 5 зв.  

         Сердце – с,эрцэ, 6б, 5 зв.

           

             - Почему букв больше, чем звуков?

- Определим количество букв и звуков.

- Почему звуков меньше, чем букв?(некоторые звуки не произносим)

- В какой части слова находятся непроизносимые согласные?(корень)

- Придумайте однокоренные слова. Солнышко Сердечный .

- Четко ли мы слышим теперь непроизносимые согласные? (да)

- Давайте сделаем вывод: чтобы верно написать слово с непроизносимой согласной, надо подобрать какое проверочное слово? (чтобы её стало отчётливо слышно)

- Какие буквы нам помогли услышать непроизносимую согласную – подчеркнем их? (гласные и буква Н)

- На какое правило похож способ проверки? (на парную согласную в корне слова)

- Обратимся к учебнику, стр.116 и прочитаем правило.

- Какие буквосочетания опасны ? стн    и   здн

  1. Первичное закрепление.

а) работа в парах

- Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточка .

Прочитайте столбики слов. Найдите столбик, где записаны слова с непроизносимыми согласными. Докажите.

травка          звездный         трава

грядка          известный      зелёная

дождь           опасный          звезда

- В каком столбике записаны слова с непроизносимой согласной. ( 2 столбик)

- Какая орфограмма объединяет слова 1 столбика? (парная согласная в корне слова)

- Третьего?(безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)

- Какое слово можно назвать лишним во втором столбике? Почему?

Давайте запишем слова 2 столбика и подберем к ним проверочные.

Звезда -  звездный

Известие – известный

Опасен – опасность

- Выделим орфограмму.

- Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать непроизносимые согласные. Какие этапы работы вы предлагаете?

1.Произносим слово

2.Находим опасное место

3.Подбираем слово, в котором этот звук слышится четко

4.Правильно записываем слово с непроизносимым согласным.

б)  самостоятельная работа по учебнику.

- Для закрепления выполним упражнение №3 стр.115.

- Читаем задание. Спишите пары слов, подчеркните букву,  обозначающую звук, который не произносится.

- Проверяем. Какую букву вы подчеркнули?

  1.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Дома вы выполните упражнение №…. Из тетради «Пиши грамотно»

  1. Рефлексия

- А теперь вы попробуете собрать памятку, которая пригодится в дальнейшем на уроках русского языка. Для этого соедините название орфограммы и правило ее написания. 2 человека у доски.

- Проверяем, как вы справились с заданием.

Парная согласная в корне слова

Подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным.

Непроизносимая согласная в корне слова

Подбираю проверочное слово, в котором после парного согласного стоит гласный звук или буквы л,м,н,р,й,в.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Подбираю однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо и после него стоит гласный

- Давайте вернёмся к теме урока? Назовите тему.

- Каким было наше общение на уроке? Выберите только те слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока: радостный, честный, грустный, прекрасный, прелестный, опасный, чудесный, счастливый.

- Продолжите предложения, выбрав фразеологизм, который больше подходит для вашей работы на уроке:

Сегодня я

Шевелил мозгами

Слушал краем уха

Хлопал ушами

Считал ворон

Работал не покладая рук

Свернул горы

Палец о палец не ударил

Трудился в поте лица

- Урок окончен. Всем спасибо.

                 

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

травка

 грядка

дождь  

звездный  

известный

опасный          

земля        

зелёная

звезда

Парная согласная в корне слова

Подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным.

Непроизносимая согласная в корне слова

Подбираю проверочное слово, в котором после парного согласного стоит гласный звук или буквы л,м,н,р,й,в.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Подбираю однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо и после него стоит гласный

Парная согласная в корне слова

Подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным.

Непроизносимая согласная в корне слова

Подбираю проверочное слово, в котором после парного согласного стоит гласный звук или буквы л,м,н,р,й,в.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Подбираю однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо и после него стоит гласный

Парная согласная в корне слова

Подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным.

Непроизносимая согласная в корне слова

Подбираю проверочное слово, в котором после парного согласного стоит гласный звук или буквы л,м,н,р,й,в.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Подбираю однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо и после него стоит гласный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....