КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ. ЧОУ «ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока: Люби и знай великое русское слово

УМК «Школа Росси»

Тип урока: развитие речи.

Цели урока:

1. Воспитывать чувство патриотизма через любовь к родному языку.

2. Развивать интерес к изучению русского языка; навыки планирования учебной деятельности, её организации и самоконтроля.

3. Формировать у детей умение владеть, словом и видеть его неисчерпаемые возможности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubi_i_znay_velikoe_russkoe_slovo_3_kl_2022.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ.

ЧОУ «ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

Тема урока: Люби и знай великое русское слово

УМК «Школа Росси»

Тип урока: развитие речи.

Цели урока:

1. Воспитывать чувство патриотизма через любовь к родному языку.

2. Развивать интерес к изучению русского языка; навыки планирования учебной деятельности, её организации и самоконтроля.

3. Формировать у детей умение владеть, словом и видеть его неисчерпаемые возможности

Планируемые результаты: 

Личностные результаты формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ.

1.Вступительное слово учителя.

-Мы начинаем урок. Он посвящен русскому языку и любви к родине. Русский язык по признанию всех великих людей – самый богатейший язык в мире. Благодаря языку мы общаемся друг с другом. А когда научились читать, то узнали и об истории нашей страны.  Мы,   русские, изучаем и иностранные языки. Но красота, мелодичность, возможность выразить точность своих мыслей русский язык не имеет себе равных в мире.  Многие школы мира изучают русский язык, чтобы прочитать произведения наших классиков.

Наш язык - просто волшебный.  Я горжусь, что родился в России, владею русским языком, имею возможность читать русские былины, сказки А.С. Пушкина, басни, читать познавательные статьи и рассказы.

 О, ты, «великий и могучий»

Свободный, нежный, дорогой,

Правдивый, праведный, певучий,

Язык мой русский, мой родной!

Русский язык, несомненно, - это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение, которой исключительно велико.

        Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою Родину. «Народ, у которого такой язык, - народ великий», - говорил один из прекрасных знатоков русского языка И.С. Тургенев.

        Русский язык – это язык, на котором мы говорим с детства каждый день. Знать русский язык – это значит, не только уметь правильно говорить и писать на нём, но и знать его историю, происхождение. Русский язык очень сложный, но зато «великий и могучий». По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован.

        Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.

Русский язык – наша гордость

! А тему вы сможете определить, отгадав загадку:

Он спокоен и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.

 (язык-речь)

-А чем богаты наш язык, наша речь? (словами)

-Верно! Тема нашего урока: «Люби и знай великое русское слово».

-Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.

II. КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА.

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое —

Это все мое родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

1.Слово учителя.

Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос точно ответить не может никто. Ни один специалист, ни одна статистика. Только 2000000 русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. А в словаре Ожегова-57000 слов. А в произведениях А.С.Пушкина было использовано 20000 слов.

2.Дети читают стихи:

1. «В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена».

2. «Правит ими государь,

По прозванию Словарь!

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю».

Вывод: мы убедились, что русский язык богат и велик своими словами.

-А что значит любить русское слово? (Не засорять словами-сорняками, и иностранными словами, жаргонами, вульгарными словами).

3. « Родной язык – святой язык,

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем богатстве я постиг»!

4. «На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь».

5. « Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один».

6. «А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что я на русском говорю

Уж целых 10 лет».

7. « Суворов одобрял солдат

На русском языке.

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке»!

8. Русский язык-Один из ведущих мировых языков. Это государственный язык 145 миллионов россиян. Это язык жизни для 15 миллионов иностранцев, приехавших в Россию учиться и работать. Этот язык связан с родиной 30 миллионов наших соотечественников за рубежом. Это язык Пушкина, Лермонтова, Чехова. Он является родным для 170 миллионов людей. Это язык межнационального общения. Язык российского государства, наше национальное достояние.

3. Работа с учебной и дополнительной литературой.

Дома я просила вас поработать с дополнительными источниками информации. Каждый из вас нашёл высказывания литературных классиков о родном языке, русской речи.

О роли русского языка хорошо сказала Анна Андреевна Ахматова:

 «Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки»!

Вывод: мы теперь уверены в том, что действительно нужно любить русский язык.

IV. ФИЗМИНУТКА.

V. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗНАЧЕНИИ СЛОВА (ВИКТОРИНА).

-Любить русское слово, это значит всё о нём знать. И эти знания мы сейчас проверим.

1.Игра-разминка (Устно)

а) В каких словах скрыто слово «сто»? (тесто, стон, вместо, столб, стол, стоять, сторож, стоянка, сток, столетие)

б) В каком слове скрыто слово «сорок» (сорока)

в) Чем заканчивается как «день», так и «ночь»? (ь знаком)

г) Первый слог-нота, второй-тоже, а целое на горох похоже? (фасоль)

д) только два предлога, а волос в них много? (ус)

е) Мой первый слог найдёшь тогда, когда в ведре кипит вода, местоименье-слог второй, а в целом- школьный столик я ? (парта)

Какой частью речи являются эти слова? Что вы о них знаете?

Задание: найди «лишнее четвертое» существительное.

Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки

Молодежь, кофе, санки, молоко.

Почему они «лишние»? Определите род имён существительных второй строчки.

2. Фонетическое задание.

Звонят во все колокола.

Что это? Что такое предложение? Прочитайте его. Сколько слов в предложении? Что есть и чего нет в этих словах? Подчеркните основу. Что заметили?

3. Словарная работа.

Прочитайте. Чем являются эти предложения?

а) Слово скажешь, как узлом завяжешь.

б) Слово не сдержишь, честь потеряешь.

Что они означают? Какие пословицы вы еще знаете? О чём они? Запишите в тетрадь любую пословицу.

4. Работа в парах.

Морфологическое задание.

Какие части слова вы знаете?

Запишите слово, в котором приставка такая, как в слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффикс такой, как в словах «малиновый», и «зарывать». Окончание, такое как в слове «фантазирует». Какое слово получилось? (истолковывает). Какой частью речи является это слово? Что вы знаете о глаголах?

5. Что такое «крылатое выражение

Задание: замените выражение одним глаголом.

а) зарубить на носу (запомнить)

б) клевать носом (засыпать)

в) ломать голову (думать)

г) дать стрекоча (убегать)

6. Орфографическое задание.

Прочитай текст. Исправь ошибки. Поставь знаки препинания. Какие орфограммы встретились?

Красив руский лес земой. Белые кружева застыли на бирёс-ках. Блистят пушыстые шапки на виковых соснах. Вот и солнышко заглинуло влес. Заискрились шышки на ветках ёлки. На лисной трапе затаилась рысь. На полянку вылител рябчик. Он уселся на дериво. Витерок весило играл с бирёсками. Лител белый пух зимы. Лес запел песьню. Очём она?

6. РЕФЛЕКСИЯ.

- У каждого на парте лежит светофор. Поднимите красный цвет, если скучали на уроке и ничего нового не узнали. Поднимите жёлтый цвет, если было интересно, но что-то не совсем понятно и знакомо. Поднимите зеленый цвет, если удалось справится с заданиями, урок понравился.

   Дети делают выбор

Вы сегодня - молодцы! На уроке были активными, старательными учениками. Благодарю за вашу активность!   Спасибо за работу!

Учитель:  Дьякова Ольга Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку, 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

тема урока "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"

Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....

конспект урока по русскому языку 2 класс. Слог. Начальная школа 21 века

Цель: развивать умение учащихся делить слова на слоги, речь, мышление; учить находить ударный слог, помочь выяснить значение ударения в словах; обогатить словарный запас.Планируемые результаты предмет...

Конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС УМК "Школа России" Изменение глаголов по числам"

Урок открытия новых знаний из раздела “Части речи” разработан в соответствии с ФГОС, рабочей программой по русскому языку для 3 класса В Канакиной с опорой на программу авторов УМК “Школа России”, пос...

Конспекты уроков по русскому языку 2 класс (I полугодие) Школа России

Данный материал поможет учителям начальных классов в подготовке и проведении уроков по русскому языку во 2 класссе...