Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вагнер Анна Васильевна

Конспект урока по русскому языку  "Глагол как часть речи"

Цель урока – формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в речи; развивать речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_chast_rechi_.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (Вагнер Анна Васильевна)

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема: Глагол как часть речи

Цель урока – формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в речи; развивать речь.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть «Школа России», презентация, компьютер, проектор, карточки.

Этап урока, его цель, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результат этапа

  1. Организационный момент  

Цель – создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

Задачи – психологически настроить детей на урок; создать доброжелательную обстановку на уроке.

- Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

-  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Принимают установку учителя.

Эмоционально настраиваются на урок.

Записывают число, классная работа.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний

Цель –  организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия.

Задачи – определить границы знания и незнания; актуализировать опорные знания и изученные способы действий; подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания.

Минутка чистописания.

то   тер  тув  ве   ва   вы   

-Что написано? Докажите, что это слоги.

-Выпишите только слоги, где есть буквы, обозначающие мягкие согласные.

-Составьте слово. 

-Объясните лексическое значение этого слова.

-Составьте предложение к данной схеме.

 (Что делает? Какой? Что?) 

-Запишите это предложение.

- Найдите существительное.

- Определите его число.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание на доске

(тер, ве)

(Ветер)

(Явление природы, движение воздуха)

(Дует холодный ветер)

(Ветер)

(ед.ч.)

Повторение знания об имени существительном.

  1. Работа по теме урока. Открытие нового знания

Цель – формулирование с учащимися темы, цели и задач урока в ходе обсуждения.

Постановка учебной задачи и ее решение

Введение в тему урока.

-  Ребята, отгадайте загадку, которая нам подскажет, о чем мы с вами будем говорить на уроке.

Он отвечает

на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пришел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется...

-Ребята, так о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?

-Предположите тему сегодняшнего урока

-С чем познакомимся?

-Чему будем учиться?

Станция «Глагольная»

- Давайте вспомним, что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает?

Алгоритм нахождения глагола (КАРТОЧКИ НА ДОСКУ)

1)Обозначает действие предмета.

2)Отвечает на вопросы что делает? что сделает?

А вот какое определение дает в толковом словаре В.Даль  (Слайд1)

Глагол – это речь человека, разумный говор, язык.

                                                                            В.И. Даль

Отвечают на вопросы;

Усваивают материал.

(глагол)

(о глаголе)

(глагол)

(с глаголом)

(находить глаголы в тексте и вставлять глаголы в предложения)

(часть речи)

(действия предметов)

(что делает ? и т.д.)

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

  1. Физкультминутка.     

Цель – обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности.

Задачи – снятии усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда.

- А теперь давайте немного отдохнём!

(Слайд2) Видеоролик с физкультминуткой.

Повторяют движения.

Эмоционально заряжаются.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

  1. Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.

Цель – закрепление усвоенных новых знаний и способов действий.

Задачи –  организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации); установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; повторить и закрепить ранее изученное на уроке.

-  Давайте сравним наши предположения с правилом из учебника на стр.68

и выполняется упр.116

- Рассмотрите рисунки

Что делает мальчик? Назовите слова, обозначающие действие предмета.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-ЧТО ДЕЛАЕТ?

- К какой части речи они относятся?

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.

-Составим предложение по любому рисунку.

-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

-Какой частью речи выражено подлежащее?

-Какой частью речи выражено сказуемое? 

- Сегодня мы с вами будем наблюдать над словами, обозначающими действие предмета.

– Давайте потренируемся в определении глагола. Я буду говорить слова, а вы должны будете найти и записать только глаголы. (Пишем в строчку.)

(К доске по очереди)

- Звон, звонит, звонкий.

- Ходит, ход, походка.

- Холод, холодный, похолодало.

- Старик, старый, стареет.

- Бег, бегун, бежать.

- Свет, светить, светает.

- Ленивый, ленится, лентяй.

- Бездельник, безделье, бездельничает.

Упр.118 в учебнике (СЛАЙД)

-Прочитайте отрывок из стихотворения К.Чуковского.

-Кто увидел ошибки?

-Что неправильно записал автор?

-Как называется стихотворение?

-Давайте попробуем распутать эту путаницу.

- Кто из животных, какие действия выполняет?

Упр. 119

-Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Доказать, что написаны глаголы)

-Как это сделать? (Поставить вопрос, посмотреть, что слово обозначает)

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

(ГЛАГОЛУ)

Дают определение глаголу

Читают правило в учебнике, анализирую

Сравнивают правило с полученными на уроке знаниями

Составляют предложение по любому рисунку

(пр: Мальчик моет посуду)

Находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;

ставить вопросы к глаголам;

понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении; составлять словосочетания с глаголами;

пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;

развивать речь обучающихся,

- составлять          предложения с глаголами;

развивать речь обучающихся, коммуникативные навыки;

  1. Подведение итога.

Рефлексия. 

- О какой части речи сегодня говорили на уроке?

- Давайте вспомним, что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

Давайте попробуем сами оценить свою работу на уроке.

Сделать это нам помогут карточки на парте: солнышко и тучки

Но будьте внимательны:

- если новый материал понятен, и вы, можете о нём рассказать другим, покажите солнышко

-  если тема понятна, но вы затрудняетесь рассказать о глаголе - солнышко с тучкой

-  а если вам было трудно и вы не уверены, что поняли тему урока, покажите тучку

(о глаголе)

(часть речи)

(действия предметов)

(что делает? и т.д.)

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс 2 часть...

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку «Глагол как часть речи»

Цели деятельности учителя: формирование представления о глаголе, о том как нужно его употреблять в речи.Планируемые результатыПредметные: знать, что такое глагол, на какие вопросы он отвечает; ум...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"

Конспект урока в помощь учитею начальных классов....