СТАТЬЯ "ТЕХНОГИЯ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕКОЙ РАБОТЫ"
статья по русскому языку (2 класс)

Филиппова Людмила Владимировна

В рамках технологии словарно – орфографической работы доминирующая роль принадлежит методу решения орфографических задач, приёмам и разнообразным заданиям, направленным на формирование орфографических умений написания слов с непроверяемыми написаниями.

При разработке содержательной и процессуальной части технологии было выделено четыре модуля: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный.

Разработанная технология словарно – орфографической работы позволяет включать детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнение полученных фактов и первичного обобщения, что способствует не только развитию познавательного интереса учащихся, но и формированию орфографических умений при правописании слов с непроверяемыми написаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tehnologiya_slovarno-orfograficheskoy_raboty.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ТЕХНОЛОГИЯ СЛОВАРНО – ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В условиях модернизации образования особое место отводится лингвистическому образованию, так как язык является основным средством общения, средством социализации личности.

Длительное время в методике орфографии разрабатывалась идея о необходимости учитывать специфику конкретных орфографических явлений при создании оптимальной методической системы их изучения. Развитие и обогащение этой идеи связано с именами таких лингвистов и методистов, как А.М. Пешковский, Д.Н. Ушаков, М.Н. Петерсон, С.П. Редозубов, А.В. Текучев, Н.С. Рожденственский, М.Р. Львов, Н.Н. Алгазина, П.С. Жедек, М.М. Разумовская и другие [1, 11, 14].

Основа грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм, поэтому в школе ведётся огромная работа, направленная на обучение и умение пользоваться на письме орфографическими правилами.

Но существует такая категория слов, написание которых нужно запомнить. Это словарные слова. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися [5].

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок [4].

Проблемой изучения слов с непроверяемыми написаниями занимались К.Д. Ушинский, Н.М. Шанский, И.В. Пронина, Е.И. Никитина, А.Н. Кохичко, С.И. Львова, О.Н. Лёвушкина и другие.

        В настоящее время основным приёмом проведения словарно – орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в «трудных» словах и в начальной, и в средней школе [6].

        Анализ методической литературы показал, что, во-первых, нет единого упорядоченного списка словарных слов для всех учебно-методических комплексов. Во-вторых, несмотря на большое количество статей и книг по проблеме изучения словарных слов, нет научно обоснованных рекомендаций по работе с такими словами, нет системного описания методики работы со словами с непроверяемыми написаниями.

        В последнее время педагоги отмечают, что этимологический анализ и какография являются одними из эффективных методических приёмов проведения словарно – орфографической работы в начальной школе.

        Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них не только интерес и любовь к родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, но и повышает орфографическую грамотность [9].

        Использование какографии позволяет в определенной степени изменить манеру общения учителя и детей - общение становится более живым. В системе практических занятий использование какографии создает условия для контроля работы учителя со стороны ученика. Ученик находит и исправляет ошибки учителя.

        Анализ практики показывает что, эти приёмы обучения довольно редко используется в начальной школе. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно – орфографической работы с использованием этимологии «трудных» слов и какографии.

        Таким образом, было выявлено противоречие между потенциальной возможностью этимологического анализа и какографии при обучении написанию слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка и недостаточным их использованием в практике начальной школы.

        Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Технология словарно – орфографической работы с учащимися второго класса».

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы. Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику – легко и прочно их усвоить [12].

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения [13].

Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования проверить эффективность технологии словарно – орфографической работы с учащимися второго класса.

Объект исследования: процесс формирования орфографического навыка у младших школьников.

Предмет исследования: словарно – орфографическая работа с учащимися второго класса.

Гипотеза: процесс формирования орфографических умений у учащихся второго класса будет эффективным если:

  • создана и реализована технология словарно – орфографической работы для учащихся второго класса состоящая из четырёх модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного;
  • учитывать специфику конкретных орфографических явлений (свойства орфограмм);
  • включить детей  в активную учебную деятельность.

Задачи: 

1. Проанализировать состояние проблемы по формированию орфографического навыка младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе.

2. Уточнить критерии и показатели сформированности орфографических умений у учащихся второго класса, выявить исходный уровень.

3. Разработать и проверить эффективность технологии словарно – орфографической работы с учащимися второго класса.

Орфографический навык – совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся; относится к числу интеллектуальных навыков. По мере обучения и тренировки, автоматизированные звенья орфографических действий занимают всё большее место; цель обучения – максимальная автоматизация письма. Однако полной автоматизации процесс письма не достигает никогда [1].

Д.Н. Богоявленский считает, чтобы решить вопрос о работе над формированием у школьников орфографического навыка, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка. Как уже было сказано, навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности. При этом нужно учитывать, что слово, «автоматизированный» означает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определённых правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося автоматизации [2].

Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство: автоматизированный навык позволяет на каждом шагу, в частности при затруднениях, вновь становиться сознательным. Навыки формируются на базе умений, т.е. умения по мере автоматизации становятся навыками. Умения в свою очередь связаны с усвоением знаний и их применением на письме. 

В школе формируются следующие виды орфографических умений: нахождение в слове орфограмм; слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями; обоснование орфограмм; исправление орфографических ошибок [7].

Т.Д. Бочкарева выделяет условия, необходимые для формирования орфографического навыка: высокий научный уровень преподавания орфографии; связь между формированием орфографического навыка и развитием речи; знание орфографических правил; знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил; упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило. Орфографический навык формируется на основе выполнения определенной системы упражнений, совершенствуется и закрепляется в процессе творческого применения в изменяющихся ситуациях [3].

Работа над орфографической грамотностью младших школьников осуществляется в контексте обогащения их словаря. При проведении словарной работы имеются в виду и задачи усвоения орфографии [8].

Словарно – орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Одним из путей рационализации словарно – орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких методов и приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся, тем самым обогащали речь младших школьников [12].

М.Р. Львов определяет словарно – орфографическую работу как изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и пр. [10].

Цель исследования: выявить уровень сформированности орфографических умений при написании слов с непроверяемыми написаниями у учащихся второго класса.

На констатирующем этапе эксперимента были выявлены критерии и показатели сформированности орфографических умений при написании слов с непроверяемыми написаниями у учащихся второго класса: умение обнаруживать орфограммы, умение классифицировать и дифференцировать орфограммы, умение владеть правилом как способом действия, умение осуществлять орфографический самоконтроль.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали преобладание среднего и низкого уровня сформированности орфографических умений у учащихся второго класса. В результате наблюдения за процессом организации и проведения словарно – орфографической работы в данных классах были установлены следующие причины орфографических ошибок у учащихся в "трудных" словах: 1) работа над непроверяемыми словами носит, как правило, бессистемный характер; 2) задания для учащихся в основном опираются на развитие памяти учащихся, а не на формирование орфографических умений младших школьников.

Основываясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, возникла необходимость разработать технологию словарно – орфографической работы, для того чтобы сформировать более прочные орфографические умения при написании слов с непроверяемыми орфограммами у учащихся второго класса.

Цель экспериментальной работы: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать технологию словарно – орфографической работы на уроках русского языка с учащимися второго класса.

При разработке технологии опирались на учение о необходимости учитывать специфику конкретных орфографических явлений при обучении орфографии – это Н.С. Рождественский, М.М. Разумовская, Т.Г. Рамзаева, П.С. Жедек, М.Р. Львов, Н.Н. Алгазина; на исследования Н.Н. Алгазиной, М.Т. Баранова, О.Н. Лёвушкиной, о развитии  лексики и организации словарной работы в школе; на лингвометодические исследования о применении элементов этимологического анализа в начальной школе (А.Н. Кохичко, С.И. Львова, О.Н. Лёвушкина).

При разработке и характеристике технологии словарно – орфографической работы опирались на классификацию Г.К. Селевко. В соответствии с заданными им параметрами технология словарно – орфографической работы обладала следующими признаками:

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: диалектическая.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, развивающая.

По основному фактору развития: социогенная (общественная, социально-культурная, свойственная членам общества).

По ориентации на личностные структуры: информационные – ЗУН, операционные – СУД.

По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная, гуманитарная.

По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-групповая.

По типу управления познавательной деятельности: традиционное обучение, дифференцирование.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная.

По доминирующему методу: решение орфографических задач.

По направлению модернизации: активизация.

По категории учащихся: массовая, младшие школьники.

В рамках технологии словарно – орфографической работы с учащимися второго класса доминирующая роль принадлежит методу решения орфографических задач, приёмам и разнообразным заданиям, направленным на формирование орфографических умений написания слов с непроверяемыми написаниями у учащихся второго класса.

При разработке содержательной и процессуальной части технологии было выделено четыре модуля: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный (Таблица 1).                                                                                                                                                                                                    

         Таблица 1

Схема педагогической технологии словарно – орфографической работы для учащихся второго класса.

Целевой модуль

Цель: формирование орфографических умений при написании слов с непроверяемыми написаниями у учащихся второго класса.

Задачи:

  1. 1. Формировать умения обнаруживать орфограммы; умения классифицировать и дифференцировать орфограммы; умения владеть правилом как способом действия; умения осуществлять орфографический самоконтроль.
  2. 2. Развивать память, речь учащихся.
  3. 3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Содержательный модуль

I блок – изучение словарных слов с безударными гласными.

II блок – изучение словарных слов с удвоенными согласными, непроизносимыми согласными, непроверяемыми парными согласными.

Процессуально –деятельностный модуль

Этапы работы

1. Подготовительный этап – формирование умения обнаруживать орфограммы; умения классифицировать и дифференцировать орфограммы.

2. Основной этап – формирование умения владеть правилом как способом действия и умения осуществлять орфографический самоконтроль у учащихся второго класса.

3. Заключительный этап – закрепление и совершенствование орфографических умений  при написании словарных слов.

Участники образовательного процесса: учащиеся второго класса, учитель.

Средства: учебники и учебные пособия, этимологический словарь, раздаточный материал.

Методы: беседа; наблюдение; практические методы (упражнения), поисковые методы (частично-поисковый). Методы повышающие орфографическую грамотность (метод языкового анализа и синтеза, иммитативный метод, метод решения орфографических задач).

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока.

Диагностико- результативный модуль

Результат: повышение уровня сформированности   орфографических умений у учащихся второго класса.

Мониторинг: сформированности орфографических умений у учащихся второго класса: исходный (на начало эксперимента), текущий, промежуточный (после реализации содержания каждого блока), итоговый (по завершению экспериментальной работы).

Диагностические методы: проверочные (диагностические) задания, тестирование.

На подготовительном этапе проводились различные упражнения для формирования умения обнаруживать орфограммы и умения классифицировать и дифференцировать орфограммы. Например, на каждом уроке русского языка проходили пятиминутки по работе со словарными словами, где учащимся предлагалось собрать «рассыпанные» словарные слова и в данных словах подчеркнуть «опасные» места; списать словарные слова с доски, пропустить непроверяемую гласную. Использовались различные диктанты: зрительные, с комментированием, объяснительные выборочные (по орфограммам), диктант «Проверь себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети узнают, как пишется слово, и только потом вставляют нужную букву.

На основном этапе для формирования орфографических умений написания слов с непроверяемыми написаниями у учащихся второго класса был разработан содержательный модуль технологии словарно – орфографической работы. Разработка содержательного модуля технологии, осуществлялась с учетом диагностики констатирующего этапа эксперимента и опиралась на критерии и показатели сформированности орфографических умений у учащихся второго класса.

Все изучаемые слова во втором классе разделены по группам:

- группировка слов с сочетанием -оро-: воробей, ворона, сорока, город, корова, мороз, скоро, хорошо;

- группировка слов, имеющих непроверяемую безударную гласную А: завод, капуста, машина, народ, пальто, платок, работа, спасибо, фамилия, карандаш;

- группировка слов, имеющих безударную Е: берёза, дежурный, деревня, медведь, медведица, пенал, петух, ребята, тетрадь, ученик, учитель, весело, ветер;

- группировка слов, имеющих безударную гласную О: коньки, молоко, Москва, одежда, посуда, собака, урожай, ягода, товарищ, быстро, девочка, товарищ;

- группировка слов, имеющих непроверяемую безударную гласную Я: заяц, язык.

- группировка слов, имеющих безударную гласную И: лисица, Родина, товарищ.

- группировка слов с двойными согласными, непроизносимой согласной и непроверяемой парной согласной: класс, суббота, русский, здравствуй (-те), вдруг.

Для поэтапной реализация каждого блока занятия проводились с одной группой слов во время уроков русского языка на протяжении восьми дней.

Рассмотрим как проходит словарно – орфографическая работа на примере изучения группы слов с сочетанием -оро-: воробей, ворона, сорока, город, корова, мороз, скоро, хорошо.

1 день

На этапе введения нового материала учащиеся знакомятся с группой слов: воробей, ворона, сорока, город, корова, мороз, скоро, хорошо. Даётся задание: списать слова в алфавитном порядке, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы. Выясняется, что общего в данных словах. Эти слова содержат полногласие -оро-, в котором не бывает буквы а. Проводится звуко-буквенный анализ слов. Устно составляются предложения. Одно наиболее удачное записывается. На данном этапе учащиеся находят и повторяют ещё одну орфограмму, которая встретилась в данной группе слов (звонкие и глухие согласные), т. е. формируются умения обнаруживать орфограммы, умения классифицировать и дифференцировать орфограммы. Подбирают к этим словам проверочные слова.

2 день

Проводится этимологический экскурс, который учащиеся подготовили заранее. Слова записываются, ставится ударение, выделяются орфограммы (Приложение 5).

3 день

Проводится работа с фразеологизмами, с пословицами и поговорками, где встречаются данные слова. Выясняется их смысл.

4 день

Устный диктант изучаемых слов (учитель один раз произносит слово орфоэпически), дети три раза проговаривают слово орфографически. Например, учитель диктует: (орфоэпически) марос. Дети проговаривают: мо-роз, мо-роз, мо-роз.

Комментированное письмо. Дети придумывают словосочетания с использованием всех изученных на этой неделе словарных слов и пишут под диктовку учителя наиболее удачные. Например, шустрый воробей, сильный мороз, рыжая корова, широкая дорога, болтливая сорока, большой город, чёрная ворона. Ставят ударение, выделяют орфограммы. Взаимопроверка. Сверка с доской. Самооценка выполненного задания.

5 день

После того, как учащиеся напишут по памяти словарные слова изучаемой группы, будут подбирать и записывать синонимы и антонимы к изучаемым словам (если возможно). Слово сорока: антоним – белобока. Слово город: антонимы – деревня, посёлок, село́. Слово корова: синоним – бурёнка, антоним – бык. Слово скоро: синоним – вскоре, антоним – нескоро. Слово мороз: синонимы – стужа, холод; антоним – жара.

6 день

Учащимся предлагается исправить ошибки, в изучаемых словах (используется приём какографии): сарока, морос, ворабей, скора, горад, сорока, Ворона, карова. Проверка коллективная. Учащиеся делают вывод, что во всех изученных словах имеется сочетание -оро, все эти слова имеют в своём составе полногласие -оро-. Обращается внимание на написание парных согласных на конце слов. Подбираются проверочные слова.

Для закрепления и совершенствования орфографических умений написания слов данной группы второклассникам предлагаются задания, которые будут формировать у учащихся умение обнаруживать орфограммы; умение классифицировать и дифференцировать орфограммы; умение осуществлять орфографический самоконтроль. 1 задание: в словах подчеркни «опасные» места: воробей, ворона, сорока, город, корова, мороз, скоро, хорошо. 2 задание: распредели слова в два столбика: 1. С непроверяемой безударной гласной в корне слова. 2. С проверяемой парной согласной на конце слова. 3 задание: запиши в первый столбик проверочные слова, а во второй столбик проверяемые слова: мороз, морозы, морозец; города, город, городки, городок.

7 день (промежуточный контроль)

Дети пишут контрольный словарный диктант по изученной группе слов. Слова записываются, ставится ударение, выделяются орфограммы.

- Запишите синоним к слову бурёнка.

- Какое слово произошло от старинного слова -ворна-? Запишите.

- Запишите слово, которое является антонимом к слову жара.

- Нижневартовск – это…

- Эта птица может с лёгкостью из-под носа любой птицы утащить зёрнышко или крошку.

- Продолжи фразу: трещит как…

- Продолжи предложение. Все дети должны учиться…

- Вставь пропущенное слово. Скоро слово молвится, да не … дело делается.

8 день

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Работа над ошибками проводится по памятке.

На закрепительном этапе, для совершенствования и закрепления орфографических умений написания слов с непроверяемыми написаниями, работа осуществлялась следующим образом: 1. Словарная работа сочеталась с изучением основных программных тем. Например, при изучении темы «Имя существительное», учащимся нужно было распределить словарные слова в два столбика. В первый столбик словарные слова, отвечающие на вопрос (кто?), во второй столбик словарные слова, отвечающие на вопрос (что?). При изучении темы «Имя прилагательное» предлагалось следующее задание: к данным словам подобрать подходящее по смыслу словарное слово. Написать составленные словосочетания. Вкусное - …, чистая - …, жёлтый - …, тракторный - …, зеленая - …, новая - … . Во время изучении темы «Безударная гласная в корне слова» учащимся предлагалось такое задание: вставить пропущенные буквы в слова с.ва, в.сна, с.рока, з.ма, вычеркнуть лишнее слово. 2. С изученными словами проводилась разнообразная работа, способствующая закреплению и совершенствованию орфографических умений второклассников. Например, комментированный диктант, диктанты с опорой на этимологию: а) объяснительный диктант с лексическим заданием. Например: Как называется лиственное дерево с белым стволом? Запись в тетради ученика: береза (берза); б) узнай слово по полной этимологической справке. Например, это слово произошло от общеславянского ДОР, что значит "расчищенное место" (дорога); от общеславянского КОР - "рог" (корова); исконно русского хорс - "чистый, убранный" (хороший). Словарные слова также включены в упражнения по развитию речи. Например, к данным словам нужно подобрать противоположное по значению словарное слово: грустно - …, медленно - …, прощай - …, плохо - … . Использовались упражнения в конструировании словосочетаний и предложений. Например, дописать предложения, вставить подходящие по смыслу словарные слова. 1. Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда. 2. Заяц, … - это звери, а …, … - это птицы. 3. Морковь, …, … - это овощи. 3. Постоянный контроль за усвоением написания слов с непроверяемыми написаниями. Контроль проходил один раз в неделю. Учащимся предлагался словарный диктант или тест. Например, в каком слове пропущена буква -о-: а) пл.ток б) п.суда в) р.бота г) к.пуста.

Разработанная технология словарно – орфографической работы с учащимися второго класса позволяет включать детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнение полученных фактов и первичного обобщения, что способствует не только развитию познавательного интереса учащихся, но и формированию орфографических умений при правописании слов с непроверяемыми написаниями.

На контрольном этапе опытно-поисковой работы была проведена диагностика. Объективность и достоверность полученных результатов доказана с помощью методов математической статистики χ2 (хи-квадрат) с k степенями свободы К. Пирсона. В нашем исследовании на контрольном этапе χ2 набл. (7,5) больше чем χ2 крит. (6,0) следовательно, анализ результатов проведенной работы дает основание говорить о повышении уровня сформированности орфографических умений у учащихся второго класса. Таким образом, разработанную технологию словарно – орфографической работы с учащимися второго класса можно считать эффективной.

Литература

  1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков. Пособие для учителя [Текст] / Н.Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. –  1976. – № 4.
  3. Бочкарёва, Т.Д. Предупреждение ошибок [Текст] / Т.Д. Бочкарёва // Начальная школа. – 2001. – № 3.
  4. Гафитулин, М. Слово о словарном слове [Текст] / М. Гафитулин // Начальная школа. – 1997. – № 1.
  5. Дубовец, З.В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи [Текст] / З.В. Дубовец // Начальная школа. – 2004. – № 3.
  6. Канакина, В.П. Работа над трудными словами в начальных классах [Текст] / В.П. Канакина. – М: Просвещение, 1991.
  7. Копытова, Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы [Текст] / Л.Н.  Копытова  // Начальная школа. – 2004. – № 3.
  8. Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах [Текст] / О.Н. Лёвушкина. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  9.  Лёвушкина, О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся [Текст] / О.Н. Лёвушкина. – Ульяновск, 2000.
  10.  Львов, М. Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М. Р.  Львов. – М: Просвещение, 1990.
  11.  Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка [Текст] / М.Р. Львов. – М.: Академия, 1999.
  12.   Савельева, Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе [Текст] / Л.В. Савельева // Начальная школа. – 2002. – № 7.
  13.  Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998.
  14.   Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А.В. Текучев – М.: Просвещение, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...