Урок по русскому языку по теме " Мягкий знак"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Сикорская Валентина Аристафовна

Урок  ознакомления с новым материалом.  Урок проводится с использованием требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_myagkiy_znak.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект урока во 2 классе

    Тема: «Мягкий знак-показатель мягкости в конце и в середине слова»

Цели: совершенствовать умение  обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.

Задачи:

  • закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков;
  • формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и в середине слова;
  • развивать  речь учащихся, их орфографическую  зоркость, образное и логическое  мышления, слуховую память  и внимание;
  • формировать у детей умения работать в парах, воспитывать чувство товарищества, аккуратности при выполнении работы, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме,

наблюдать над мягким знаком – показателем мягкости согласных,  его особенностями,

различать в речи  и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова,

сравнивать, анализировать, делать выводы.

        Ход урока

1 Орг. момент

ровные спинки, улыбнитесь  друг другу. И так мы готовы начать наш урок.

На уроке будь старательным,                                                                                                                                                            Будь спокойным и внимательным!                                                                                                                                                                Всё пиши, не отставая,                                                                                                                                            Слушай, не перебивая.                                                                                                                                                   Говорите чётко, внятно,                                                                                                                                                        Чтобы было всё понятно.                                                                                                                                                                    Если друг стал отвечать,                                                                                                                                                            Не спеши перебивать.

2. Актуализация знаний.

1) Чистописание:

ООО  Осень

Ь    ЬЬ     ЬЬЬ   Ь    ЬЬ     ЬЬЬ

2) Орфографическая минутка (работа в парах)

На столе карточка для работы в парах.

-Что будете делать? Какое задание выполнять?  (Вставлять пропущенные буквы)

-Какой орфограммой связаны слова в каждой группе?

-Что заметили? (в каждой группе  есть лишнее слово)

-Запишите лишние слова в тетрадь  в столбик. Что общего у этих слов? (ь на конце слова)

(1 ученик выполняет задание индивидуально  у доски)

уголь-  уголь-ки

конь-  конь-ки (конёк, конькобежец) –выдели корень

боль - боль-ни-ца

3. Самоопределение к деятельности.

- Я предлагаю вам сегодня побыть в роли  ученых –исследователей. Согласны?

-Известно, что в русском языке много вопросов.  И одним из самых загадочных и интересных объектов является мягкий знак.

-Для того, чтобы конкретнее узнать цель нашего исследования, посмотрите на доску. Спрячьте мягкий знак в середину каждого слова и запишите это слово, разделяя его чёрточками для переноса.  (1 ученик у доски)

-А как вы думаете конь  и коньки это однокоренные слова?

А вот и нет. Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова.  Дело в том, что раньше полозья коньков  спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в этом слове.

-А какие же слова  тогда будут однокоренными к слову коньки? (конёк, конькобежец)

- А что вы скажите о функции ь в этих словах? (функцию смягчения)

- Почему он выполняет эту функцию?(Ь стоит на конце или между согласными)

Вывод:

-Сделайте вывод, где может находиться Ь в слове?

- Как переносятся слова с мягким знаком в середине слова? (при переносе не отделяется от согласного)

Будем учиться писать слова  с буквой мягкий знак в конце и в середине слова, переносить слова с мягким знаком в середине слова.

4. Совместное «открытие» знаний. Работа по теме урока.

1) Работа в учебнике.

-Я предлагаю сравнить  наши выводы  с выводами учебника. Прочитаем тему урока.

-Какую новую информацию извлекли из правила.  (Мы знакомы с первого класса с этой темой)

-Значит мы будем упражняться, закреплять, отрабатывать полученные знания.

2) Выборочный диктант.

1 Вариант записывает слова с Ь на конце,  а 2  вариант с ь в середине слова.

1.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два. (Огонь)

2. У двух матерей по пять сыновей

Одно имя всем. (Пальцы)

3. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

4. Одну меня не съешь,

А без меня - не вкусна еда. (Соль)

5. Без ног приходит,

Без языка рассказывает. (Письмо)

6. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

7. Высокая и строгая,

Ходит пол не трогая.

Кто ни выйдет, ни зайдет,

Ручку ей всегда пожмёт. (Дверь)

8. Чтобы нам порисовать,

Его надо открывать.

И на первой на странице,

Нарисуем чудо-птицу,

А потом леса, озёра,

Ведь мы такие фантазёры. (Альбом)

9.Отгадай, что за вещица,-

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком  она

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки. (Ручка- обратить внимание на правописание ЧК- ЧН без Ь)

Взаимопроверка (обмен тетрадями) верно +, неверно -:

 Назовите слова 1 варианта, 2 варианта.  

-Сколько в каждом слове букв? А звуков? А почему так происходит?

6. Самостоятельная работа.

1. На экране:

  1. Поймал, окун..ков, на,  Игор…, пят…,  реч..ке.
  2. Сил..ная,  на,  метел…, улице,  началас…  .

Какое задание будете выполнять?  (Вставить пропущенные буквы, определить где нужен мягкий знак, а где нет, составить предложения)

2. Самопроверка (сверка с образцом на экране)

 Игорь поймал на речке пять окуньков. (обратим внимание на слово РЕЧКЕ)

На улице началась сильная метель.

7. Итог урока. Рефлексия.

Наше исследование заканчивается. Пусть ваши смайлики расскажут о вашем настроении (человечек улыбается: Все на уроке было понятно и легко;  на смайлике ротик прямой – было интересно, но встречались трудности; смайлик грустный - не все было понятно, много трудностей было на уроке и ошибок)

-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? Где пишется мягкий знак?

-Как переносятся слова с мягким знаком в середине слова?

Оценивание ответов + дом.задание  стр. 57, упр.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Анализ урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак - показатель мягкости"

Краткий анализ урока русского языка на тему: "Мягкий знак - показатель мягкости"...