Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Лексическое значение слова. Слово и его значение

Тип: изучение нового материала

Задачи:

*развивать умение определять лексическое значение слов по словарю;

*учить распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

*учить употреблять в речи слова в прямом и переносном значении.

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять значение слова, пользуясь толковым словарем;
  • распознавать однозначные
    и многозначные слова;
  • распознать слова в прямом
    и переносном значении;
  • анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
  • употреблять в тексте слова в прямом
    и переносном значении.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • работать с разными словарями;
  • составлять план действий согласно поставленной задаче;
  • выполнять действия по плану;
  • проводить самопроверку и самооценку;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения для поставленных задач.

Личностные:

  • уважительно относится к истории родного края, своего народа.

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая программа

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает послушать рассказ, определить о каком слове идет речь, уточнить, где можно проверить свое предположение.

Раньше в каждую тетрадь вкладывали листок мягкой бумаги. Им дети промокали непросохшие чернила или кляксы. Такой листок назывался…

Бумага для промокания исчезла, а вместе с ней исчезло интересное слово.

  • Предлагает назвать другие слова на тему «Школа».
  • Просит назвать тему урока, помогает сформулировать учебную задачу.
  • Слушают текст. Предполагают, что речь идет о промокашке. В современной школе этот предмет уже не используется, слово вышло из активного употребления. Говорят о том, что можно проверить по толковому словарю.

  • Приводят примеры.
  • Называют тему, определяют учебную задачу – учится находить лексическое значение слов, обогащать свою речь новыми словами.

Актуализация необходимых значений

  • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 64 в учебнике.
  • Читают и выполняют задание. Проводят самопроверку написанных слов.

Организация познавательной деятельности

  • Создает условия для работы в парах по заданию к упр. 64
    в рабочей тетради.
  • Предлагает прослушать стихотворение А. Шибаева, определить значение повторяющегося слова. Нацеливает на определение однозначности и многозначности слов.

И солнце играет

(Лучами на речке),

И кошка играет

(Клубком на крылечке),

И Женя играет

(Есть кукла у Жени),

И мама играет

(В театре на сцене),

И папа играет

(На медной трубе),

И дедушка (с внуком)

Играет (в избе).

  • Создает условия для работы в парах по заданию к упр. 65 в учебнике.
  • Организует наблюдение за употреблением многозначных слов в прямом и переносном значении в упр. 66 в учебнике.

  • Предлагает выполнить упр. 67 в учебнике. Обращает внимание на то, какие слова и выражения автора использует для описания листопада.

  • Предлагает выполнить творческое задание – упр. 68 в учебнике, спланировать свои действия.

  • Обращает внимание на домашние задание – упр. 62 в рабочей тетради.
  • Читают задания в парах. Определяют слово по лексическому значению. Доказывают правильность сделанного выбора.
  • Слушают стихотворение. Называют повторяющееся слово играть, определяют его значение. Делают вывод о том, что это слово многозначное. Проверяют вывод по словарю. Вспоминают, что слова могут быть однозначными и многозначными.

  • Читают и выполняют задание – находят однозначные и многозначные слова. Обсуждают в парах.
  • Читают словосочетания, сравнивают, называют, какие слова употреблены, в прямом, а какие - в переносном значении. Обосновывают свое мнение.
  • Читают задание. Определяют последовательность действий. Выполняют задание. По окончании обсуждают выбранный заголовок, называют слова, которые автор употребил в переносном значении.
  • Читают задание. Планируют, как можно подготовиться к описанию: вспомнить, какой листопад видели осенью; подумать, с чем можно сравнить опавшие осенние листья, какие звуки слышали; подобрать слова и выражения, которые помогут описать листопад и передать свое отношение к нему. Составляют текст, пересказывают, корректируют, записывают в тетрадь. Проводят самопроверку. По желанию читают сочетания в классе. Оценивают работы друг друга.
  • Читают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

  • Предлагает оценить результаты деятельности на уроке, определить, чему планировали учиться и чему научились, когда и где могут пригодиться полученные знания.
  • Соотносят поставленную задачу с результатами урока, делают выводы.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 113, задание 9).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 65 в рабочей тетради.

Дополнительное творческое задание: составить текст «Приключение осеннего листа», используя слова в переносном значении.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...