Разработка урока русского языка. 2 класс. Тема: " Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Федосеева Елена Михайловна

Подробно описывается каждый этап урока. Выстроена система вопросов и заданий. Используются разные формы организации деятельности обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова»во 2 «б» классе. 05.10.2021. Федосеевой Е.М.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Задачи урока

  1. Образовательные: дать понятие об однозначных и многозначных словах;
  2. Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
  3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Основные понятия

Однозначные слова, многозначные слова

Оборудование

Тетради, учебники, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку «Однозначные и многозначные слова»; раздаточный материал: листы с заданиями для игры «Найди пару»; раздаточный материал: карточки с вариантами домашнего задания. 

Методы

1. Методы организации и осуществления  учебной  – познавательной деятельности учащихся:
а) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение);
б) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем.

2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание   ситуации успеха для каждого ребёнка);
в) волевые (предъявление учебных требований);
г) социальные (демонстрация работы учащихся).

3. Методы контроля и самоконтроля:
рефлексия

Планируемые результаты

предметные

уточнить представление об однозначных и многозначных словах,
- учить различать эти слова в речи,
- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.
- Упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
- уметь различать слова разных тематических групп
- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам   

метапредметные

Личностные УУД:
- формировать положительное  отношение к учебе;
- определять общие правила поведения;
- формировать умения  работы в парах, в группах;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- учить планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать правильно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- формирование умения самооценки.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать информацию;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-  учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент 

- Ровно встали, подтянулись. Тихо сели. Настроились на работу.
- Открываем тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

Тихо сели.
Открывают тетради и проговаривают стихотворение.

- Запишите в тетрадях число и «классная работа».

записывают в тетрадях число.

2

Актуализация знаний

1. Чистописание

Угадайте по описанию, какую букву будем писать.
- Эта буква служит для мягкости согласных, может обозначать два звука, стоит последняя в алфавите.

Чистописание

 

 

- Эту букву и будем сегодня писать.

прописывают букву я

 

 

Ребята, напомните ещё раз, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
Какие ещё буквы могут обозначать два звука?

2. Словарная работа.

Сейчас будем отгадывать загадки, записывать отгадки, поставим ударение в словах и обозначим орфограммы.

Е, ё, ю

 

 

Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.

Всегда он в работе,
Когда мы говорим;
А отдыхаем,
Когда мы молчим.

Начинает календарь

Месяц с именем...

Вкусный сочный мячик,
Красноват бочок.
В самой серединке
Притаился червячок.

Найдите среди этих слов лишнее и объясните, почему?
Молодцы!

Слайд 1
ягода

Слайд 2
язык

Слайд 3
январь

 

 

 

Слайд 4
яблоко

 

 

Ответы учащихся.

3

 

Самоопределение к деятельности 

 

- Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах.
Прочитаем стихотворение.  И подумайте, как вы назовёте это стихотворение?

Есть хвост

У падающих звёзд,

И у семян

Бывает хвост,

У птиц,

У самолёта —

Он нужен для полёта.

      Хвостом корова

      Бьет т слепней,

      Когда они кусаются.

      Для скорпионов

      Хвост важней:

      Они хвостом сражаются!

                                                                                         (Ю. Коринец)

- Ребята, а как мы можем озаглавить это стихотворение?
- О каких носах говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических  значений.

 

 

«Разные хвосты», «хвост».
- хвост – след от падающей звезды

- хвост – часть тела

- хвост – часть самолета

4

Открытие новых знаний 

- Откройте учебник на с. 47.
Упр. № 58, с. 47
- Прочитайте задание про себя.
- Прочитайте задание вслух.
- Что нужно сделать в этом упражнении?
- Что изображено в верхнем ряду?
- Что объединяет все эти рисунки?
- Если у слова 
иглы несколько значений, то, как его можно назвать?
- Почему, словом 
иглы названы все эти предметы?
- Что изображено в нижнем ряду?
- Что объединяет все эти рисунки?
- Если у слова 
шляпа несколько значений, то, как его можно назвать?
- Почему, словом 
шляпа названы все эти предметы?

Упр. № 58, с. 47
- Чтение про себя.
- 1 чел. читает
рассмотреть рисунки и прочитать
швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа
на всех рисунках изображены иглы
многозначным
все они имеют схожую форму
соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя
на всех рисунках изображены шляпы

многозначные
все они имеют схожую форму

Ответы учащихся

 - Составьте нераспространённое предложение с любым из этих слов.
- А что нужно сделать, чтобы предложение стало распространённым? Придумайте его!
Запишем это предложение. Подчеркни главные члены в этом предложении. Как по-другому называются главные члены в предложении?

 Грамматическая основа

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

 

5

Первичное закрепление 

 - Пользуясь схемой на доске, расскажите, какие бывают слова?
- Почему слова так называются – однозначные и многозначные.

Слайд 8
- однозначные и многозначные
- Однозначные слова имеют только одно значение.

- Многозначные слова – это слова, имеющие два или несколько лексических значений.

6

Самостоятельная работа с взаимопроверкой 

Приготовили линейку и карандаш. Разделите страницу тетради на два столбика так, чтобы в каждом столбце было 4 строчки.
На доске записаны слова.
Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова.
 Запишите самостоятельно в два столбика:
букварь, очки, платье, кнопка, фонарь, звезда, мальчик, стол.
- На какие 2 группы вы их разделили?
взаимопроверка
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на доске.
Обменялись тетрадями.
- Поднимите руку те ребята, кто правильно распределил слова по группам.
- Поднимите руку те ребята, у кого была одна ошибка.
- Есть такие ребята, кому сложно было выполнять задание и кто допустил две ошибки или более?

Слайд 9
- работа в тетрадях

 

 

 

однозначные и многозначные

 

Слайд 10

сверяют запись с доской

7

Включение новых знаний в систему знаний 

 Работа в парах, игра «Найди пару»
- Прочитайте слова. Обсудите с соседом, есть ли среди них многозначные слова? Выпишите их.
Кисть, ручка, бабочка, петушок, серёжки, труба, карта.

Слайд 11

Какие слова вы выписали?
Проверьте себя с записями на доске.
- Как называются все эти слова?
- Почему?

Ответы учащихся
Слайд 12

многозначные

Вспомните и запишите ещё 2 любых многозначных слова, о которых мы ещё не говорили сегодня на уроке.
Какие слова записали?

- Проверка с доской, самооценка.

8

Рефлексия 

- Чему учились на уроке?
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Сейчас мы  оценим  свою работу

Самооценивание «Светофор»
Я хорошо выполнил свою работу на уроке   (поднимают вверх  зеленую карточку).
Я мог выполнить работу значительно лучше – (желтый цвет карточки).
Я не доволен собой на уроке – используем красный сигнал.
- Скажите словами:
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?

 

9

Домашнее задание

- А сейчас давайте запишем домашнее задание.

Для всех: выполним задание в РТ на стр  17. Устно повторить словарные слова
Для тех, кто пожелает: вспомнить и записать 10 многозначных слов.

Слайд 13
- запись домашней работы в дневник
Слайд 14
МОЛОДЦЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Во дворе я - королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна.

Слайд 2

Как назвать нам эту птичку, Что похожа на синичку: Тем же ходом и размером, Только цветом - буро-серым?

Слайд 3

Настолько здорово поёт, Что каждый сразу узнаёт. А с виду – маленькая птичка: Невзрачная и невеличка.

Слайд 4

Одета скромно эта птица. Она как будто ученица: Бело-чёрный весь наряд. Воровка, люди говорят. Всё блестящее хватает Не спросив и улетает. Вижу я её с порога Сидит на дереве…

Слайд 5

Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдаёт. Он и чертит, и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом.

Слайд 6

Я могу любое слово на бумаге написать. Помогу тебе задачки очень трудные решать. Не забудь меня, мой друг, Без меня ты как без рук.

Слайд 7

Носуха

Слайд 8

Слова Однозначные Многозначные (Однозначные слова имеют только одно значение) (два или несколько лексических значений)

Слайд 9

Раздели слова на 2 группы и запишите в два столбика Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, дорога, рис.

Слайд 10

Проверьте себя однозначные многозначные книга шорты фломастер рис ключ язык корень дорога

Слайд 11

Прочитайте слова. Обсудите с соседом, есть ли среди них многозначные слова? Выпишите их. Кисть, ручка, бабочка, петушок, серёжки, труба, карта.

Слайд 12

Проверьте себя Кисть ручка бабочка петушок серёжки труба карта

Слайд 13

Домашняя работа Для всех: РТ стр. 17 По желанию: Вспомнить и записать 10 многозначных слов

Слайд 14

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме Однозначные и многозначные слова 3 класс

Презентация к уроку русского языка  по теме Однозначные и многозначные слова 3 класс УМК Школа России...

Конспект урока русского языка "Что такое однозначные и многозначные слова", 2 кл

Цель урока:Предметные:·         создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;·...