Учимся обозначать звук [ ы] после звука [ ц ]
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бадеева Лариса Петровна

Учимся обозначать звук [ ы] после звука [ ц ]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Урок русского языка

                                                                                 УМК «Школа 21 века»

                                                                                     Раздел « Правописание»

Тема урока:

«Учимся обозначать звук [ ы] после звука [ ц ]»

Тип урока: Урок освоения новых знаний

Учитель МБОУ «СШ №25» г. Смоленска: Бадеева Лариса Петровна

Цели урока:

-Организовать усвоение учащимися правила написания орфограммы    «Обозначение звука[ ы]после звука [ ц]  буквами и ы».

-Создать условия для формирования  умения  правописания слов с изученной орфограммой.

-Развитие культуры общения и речи, коммуникативных компетенций.

-Вызвать интерес к русскому языку.

Технологии, применяемые на уроке: Проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметный

- Каллиграфически правильно писать слова выделять орфограммы в словах

- Продолжить работу над понятием орфограммы

- Обогащать словарный запас

- Осознание языка как основного средства человеческого общения.

Личностный

-Стремление к  осознанному правильному письму.

- Интерес и любознательность .

Метапредметные:

Регулятивные

-Ставить и решать задачу под руководством учителя.

- Планировать собственную деятельность.

- Выполнять учебные действия, осуществлять самоконтроль.

Познавательные

- Ориентироваться в структуре упражнения.

-Осмысливать необходимую информацию.

- Осуществлять анализ с выделением существенных признаков.

- Проводить сравнение по данным основаниям  делать умозаключения,  подводить факты под понятия.

Коммуникативные

-Участвовать в  коллективном обсуждении  вопросов.

-Высказывать и обосновывать свое мнение.

-Дополнять и контролировать друг друга.

- Делиться открытиями и рассказывать о своих действиях.


1.Мотивация

Урок русского языка

- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок

Все ль на месте, все ль в порядке

Книги, ручка и тетрадки

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте успеха в работе.

Я желаю вам хорошей работы. Верю в вас , у вас все получится.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

 ца –ца –ца – два кольца

цо- цо - цо – умой лицо

цы- цы – цы- съели огурцы

Какой звук повторяется?

Охарактеризуй этот звук.

Какой буквой обозначается на письме?                          

 Чистописание.

Цц ца  цу цы ци

Какие слоги читаются одинаково?

Почему?( звук [ы] всегда твердый)

Убежали цыплята от курицы, вот такие они сорванцы!

Выдели орфограммы.

Все ли орфограммы можем объяснить?

Сможем  в конце урока.

Языковая разминка

- Запиши предложение. Выдели все известные орфограммы и части слова , в которых они находятся.

1 человек у доски. Все в тетрадях.

Березы и клены осень покрыла лимонной желтизной.

- В каких частях слова встретились орфограммы?

( В корне , приставке, суффиксе, окончании)

Назови  орфограммы в корне слова. ( безударный гласный проверяемый, безударный гласный непроверяемый; правописание е и после шипящих в корне слова) Назови проверочные слова.

Назови орфограммы в приставке.( по)

Назови орфограмму в суффиксе(изн) , в окончании ( ой)

- Одинаковый ли способ проверки орфограмм применяли в разных частях слова?

-Давайте сделаем вывод. Продолжи фразу : Чтобы проверить орфограмму , первым делом нужно…( определить , в какой части слова орфограмма)

Потом вспомнить и применить правило.

3.Пробное действие и фиксирование затруднения

«Давай подумаем»

Мудрая сова приготовила для вас задание.

- Какой буквой обозначим  звук  [ы] в следующих словах : ц[ ы ]фра, сини-  ц[ы], акац[ ы ]я ?

Что общего у этих слов?(звук [ы] после [ц]

Дети высказывают свои предположения.

Кто прав , узнаем сегодня на уроке и выполним задание Мудрой совы.

- Почему не можем ответить?  ( не знаем правила)

Сформулируйте тему урока:

« Обозначение звука [ы] после звука [ц]» ( слайд)

Целеполагание:

- Что узнаем на уроке? Чему научимся?

Задачи  урока ( слайд)

1.Обозначать звук [ ы ] после звука [ц] в словах

2. Научимся писать слова с этой орфограммой

3. Обогатим словарный запас словами с новой орфограммой

4.Этап построения выхода из затруднения

Наблюдение:

Понаблюдаем за словами ( слайд)

цирк                    синицы              секция

циркуль              скворцы             акация

цифра                 птенцы              станция

- Что общего ты заметил  в словах  первого столбика?

( во  всех словах  звук[ ы]   обозначен буквой  и,

во всех словах орфограмма в корне.

-Какой буквой обозначен звук[ ы] после [ц] в корне слова? (буквой и)

-В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика

-Какой буквой обозначен звук[ ы] после [ц] в окончаниях слов?(буквой ы)

-Какое общее буквосочетание  есть на конце  слов третьего столбика?(-ция)

- Что объединяет слова третьего столбика?

( в словах на - ция пишется и)

Вывод:

От чего зависит выбор буквы ы или и?

( От того , в какой части слова находится орфограмма?)

физминутка

Обобщение результатов наблюдения

Рубрика «Тайны языка»

Проверим наши предположения ( чтение правила фронтально)

5.  Реализация построения проекта (составление алгоритма)

Давайте подумаем, как будем действовать чтобы правильно писать слова со звуком [ ы ] после звука [ц]

Cоставление алгоритма применения правила

Что делаем сначала?

1.Определим  какой части слова орфограмма.

Если орфограмма в корне как поступим?

2.Если орфограмма в корне ,проверим, не является ли  слово исключением или родственным ему.

Если не исключение пишем и .

Если исключение - ы.

Если  звук безударный, проверь его.

3. Есть ли слово заканчивается на- ция, обозначь звук [ ы ] буквой и (акация)

4.Если орфограмма в окончании, пиши букву ы

6.     Этап  первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Будем пользоваться алгоритмом.

Вернемся к заданию Мудрой совы.

Образец рассуждения в учебнике. Прочитай , используй при объяснении.

Один ученик рассуждает вслух :

Цифра

-орфограмма в корне

Это не слово исключение ,значит пишем и

второй ученик

Синицы

орфограмма в окончании пишем ы

3 ученик

Акация

оканчивается на- ция пишем букву и

Мудрая сова вами довольна и   хочет предложить еще одно задание .

Групповая работа.

Распредели слова по столбикам.

Каждая группа получила набор слов.

1 и 2 группе необходимо выбрать слова с буквой и в корне слова

3 и 4 группе необходимо выбрать слова - исключения с буквой ы в корне слова

5 и 6 группе выбрать слова с окончанием ы

Проверка (доска)

циркач             цыпленок          спицы

циклон        цыган                  куницы

нарцисс        цыплячий            рукавицы

цилиндр         цыкать            зайцы

                        концы

- Какие слова не выписали?

( традиция, акация) Что общего у слов этой группы? Какая в них пишется буква?

Какие слова были непонятны? Толкование циклон, цилиндр (слайд)

7.    Этап  самостоятельной  работы с проверкой по эталону

Орфографический тренинг

Рабочая тетрадь упр.№3

Прочитай задание.

Проверь задание. ( Слайд)

-Назови слова, соединённые с буквой и

- Назови слова, соединённые с буквой ы

- Запишите слова первого столбика в тетрадь- 1 вариант

Слова 2 столбика -2 вариант

Пальчиковая гимнастика

8.  Включение в систему знаний и повторения

Р.т. (упр.№5 )

Проверка :                                                                                                           ------Какие орфограммы вспомнили? ( «Буква о - ё после шипящих в корне слова». (подбор родственных слов). Отработка изученной орфограммы.)

9. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока подведем с помощью кластера.

Дополни кластер. Проверка. (слайд)

- Какие задачи ставили ?

Удалось ли решить? Где применим новые знания?

Оцените свою работу на уроке.

Зеленый кружок - получил новые знания, все было понятно. Можно продолжать движение.

Желтый кружок – Внимание! Надо остановиться и еще раз повторить материал урока.

Красный –Стоп! Возникли затруднения.

Домашнее задание уч. Упр №3. По желанию составить рассказ , употребив , как можно больше слов с изученной орфограммой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс

Русский языкТема:  Учимся обозначать звук [ы] после звука  [ц].Цели: Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.Закрепить правила ...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

«УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц” Задачи:Самостоятельно определять тему и цель урока.Самостоятельно планировать учебную де...