Технологическая карта урока, 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предмет Русский язык
Класс 3
УМК: «Перспектива»
Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: Дидактическая цель: Создать условия для открытия новых знаний по теме, создать условия для формирования у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).
Задачи урока:
Личностные: развивать внутренние позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, формировать умение выражать собственное мнение.
Метапредметные: формировать умения организовывать свое рабочее место, определять цель и план деятельности, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
Предметные: способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, умения находить слова, стоящие в предложном падеже по его признакам, понимать для чего служит предложный падеж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
(Тартмина Елена Анатольевна)
Предмет Русский язык
Класс 3 Б
Дата 17.02.22
УМК: «Перспектива»
Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Учитель: Тартмина Елена Анатольевна
Тема | Предложный падеж имён существительных. | ||||
Цель | Дидактическая цель: Создать условия для открытия новых знаний по теме, создать условия для формирования у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении). | ||||
Задачи урока | Личностные: развивать внутренние позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, формировать умение выражать собственное мнение. Метапредметные: формировать умения организовывать свое рабочее место, определять цель и план деятельности, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать. Предметные: способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, умения находить слова, стоящие в предложном падеже по его признакам, понимать для чего служит предложный падеж. | ||||
Формируемые УУД | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование ученической компетентности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Познавательные: формулирование познавательной цели, анализ, синтез, сравнение, создание алгоритмов деятельности, структурирование знаний. Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение аргументировать свое предложение, рефлексия своих действий. | ||||
Основные понятия | Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?). Используемые предлоги: о (об), в, на, при. В предложении играет роль второстепенного члена. | ||||
Планируемые результаты обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: Название падежа. Вспомогательное слово. Вопросы падежа. Предлоги падежа. Член предложения. Алгоритм определения предложного падежа (маршрутный лист): | ||||
Оборудование | У учителя – мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Power Point, карточки-помощники с названиями падежей, падежных вопросов, маршрутный лист. У учащихся — учебник, тетрадь, раздаточный материал для работы в парах, оценочный лист, «смайлики». Учебник «Русский язык.3 класс. Часть 2» Л.Ф Климанова, Т.В.Бабушкина. | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Методический комментарий | Формируемые УУД | ||||
1.Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой. | Эпиграф урока. Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом… (М. В. Ломоносов) - С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? - Как вы понимаете значение слова «награда»? - Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.) | Слушают учителя. Объясняют собственное понимание слова | Включение учащихся в работу Слайд 1 | Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу. | |
2.Актуализация знаний. Проблемная ситуация. | 1 Минутка чистописания. (На доску c помощью проектора проецируется страница из тетради по чистописанию). 2 - Посмотрите на доску. Что вы заметили? Предлагает разобрать «Путаницу» и навести порядок с падежами. (На доске на карточках расположены падежные вопросы, название падежей вразброс, не хватает П. п.) - Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? Как вы считаете? | В тетрадях прописывают буквы. Вспоминают падежи русского языка, падежные вопросы, правильно расставляют их по местам. | Напоминается правило посадки при письме. Падежи, падежные вопросы. Слайд 2 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, структурирование знаний. | |
3. Постановка учебной задачи. (Формулирование темы урока.) | - Какая тема сегодняшнего урока? Формулируют тему урока самостоятельно. -Давайте определим цель и задачи урока, составим маршрутный лист нашего движения к новым знаниям (заполняют бланк маршрутного листа) Маршрут движения. 1. Название падежа. 2. Вспомогательное слово. 3. Вопросы падежа. 4. Предлоги падежа. 5.Член предложения. 6. Чему научимся? | Определяют цель и задачи урока, заполняют маршрутный лист. | Слайд 3 Маршрутный лист | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов. | |
4. Освоение нового содержания.
| 1. Работаем по 1 пункту маршрутного листа. - Не случайно я взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия. - Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? 2 Работа по учебнику. - Откройте учебники на стр.36. Найдите сведения профессора Самоварова. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже, используя карточки-помощники. 2. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. - Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? - Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой падеж только с предлогами? | Работают по маршруту движения. Находят, какой падеж имен существительных всегда употребляется без предлога, а какой только с предлогами. | Портрет М.В. Ломоносова Слайд 4 | Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, учатся решать проблему, аргументировать ответы, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы. | |
Динамический момент. | Физкультминутка (подвижная под музыку). | Дети выполняют упражнения вместе с мультипликационным героем. | Интерактивная физминутка. | Личностные УУД: формирование установки на здоровый образ жизни. | |
5.Организация познавательной деятельности | Работа по учебнику. - Найдите упражнение 65 на странице 36 учебника. - Работаем «цепочкой». Найдите в предложениях существительные в предложном падеже. - С какими словами они связаны по смыслу? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает? | Выполняют задание из учебника с помощью маршрутного листа, комментируют все выполняемые действия по цепочке. | Маршрутный лист Учатся определять предложный падеж имен существительных с помощью маршрутного листа. | Познавательные УУД: смысловое чтение, построение логической цепочки рассуждений. | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1. Работа в парах по карточкам. - Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги. I вариант Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из леса, построил дачу. II вариант Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку. - Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». | Выполняют задание на карточках по вариантам, затем обмениваются и выполняют самопроверку по эталону. | Работа в парах. Взаимопроверка и самопроверка. Слайд 5 - 6 | Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу, умение договариваться, взаимоконтроль. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | |
7.Включение новых знаний в систему знаний и повторение | - Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает? - Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает. Я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю, Очень я люблю мечтать, Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о (корона). Буду в ней сидеть на (трон). Я мечтаю о (слон), Чтоб кататься при (луна). Я мечтаю о (серёжки) Вечерами в (полутьма). Я мечтаю об (орёл).. Буду с ним летать на (воля), Буду я учиться в (школа). Ой, мечтаю я уже О предложном падеже! - В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами? | Ставят имена существительные в скобках, в форму предложного падежа, задают вопросы, выделяют предлоги. | Слайд 7 | Регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | |
8.Подведение итогов урока. Рефлексия (Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса). | - Какие учебные задачи стояли на уроке? - Можете ответить на поставленные вопросы? - Мы достигли цели урока? Проанализируйте свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежит «смайлик». Оцените свою работу. - Оцените свои успехи в оценочных листах. Оценочный лист Мне понравилось работать на уроке. Мне было трудно. У меня остались пробелы в знаниях. | Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | Слайд 8 - 9 Определяют успехи по изученной теме. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. | |
9. Домашнее задание. | - Запишите домашнее задание. Для учащихся, испытывавших трудности на уроке, допускавших ошибки: Выучить падежи и падежные вопросы, используя карточки – помощники, упр. 67 с. 37 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-1003175-1517160020.jpg)
Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/04/picture-1487944-1696423269.jpg)
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-469205-1408452444.jpg)
Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"
урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...