Преобразование теоретической информации на уроках русского языка в начальной школе как способ овладения знаниями
статья по русскому языку

Кожевникова Ольга Александровна

В процессе познавательной деятельности на всех этапах образования учащимся  придется нередко выполнять задания, предусматривающие преобразование информации. На уроках русского языка подобное информационное умение могло бы сделать более эффективным процесс осознавания лингвистической теории (определений понятий, правил, сведений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kozhevnikova_o.a._.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Кожевникова О. А., учитель начальных классов

Научный руководитель: Савельева Л.В.

доктор педагогических наук, доцент

РГПУ им. А. И. Герцена 

Преобразование теоретической информации на уроках русского языка в начальной школе как способ овладения знаниями

 Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.  В соответствии с требованиями  стандарта выпускники начальной школы должны приобрести первичные навыки работы с информацией, овладеть умениями осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать, перерабатывать и преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Русский язык как учебный предмет обладает  возможностями для формирования всех информационных умений, на которые ориентирует стандарт [4].

 В стандарте  представлены две междисциплинарные программы, предполагающие работу с информацией: «Чтение. Работа с информацией», «Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)».

В программе «Чтение. Работа с информацией» говорится, что выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм), смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

 Вторая междисциплинарная программа содержит информацию о группах УУД, которыми должны овладеть младшие школьники. В группу познавательных универсальных учебных действий включены действия, связанные с поиском необходимой информации для выполнения учебных заданий; использованием знаково-символические средств, в том числе моделей и схем;  построением речевого высказывания в устной и письменной форме. Предполагается, что ученик научится создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. [5]

В планируемых результатах начального общего образования отмечается, что познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации [5].

 Преобразование   - это перевод данных из одной формы в другую либо из одной структуры в другую.

Под преобразованием информации понимается умение учащихся переводить информацию, представленную в графической или образной форме, в текст (связное высказывание) и, наоборот, вербальную информацию – в графическую наглядность. Под графической наглядностью подразумеваются таблицы, схемы, рисунки.

В исследовании будут учтены подходы Е.А. Гогун к применению графической наглядности при изучении русского языка в начальной школе.  Она отмечает: «В условиях развивающего обучения формирование познавательной деятельности и овладение предметными знаниями сливаются в единый процесс. Одним из условий, способствующих осознанию учащимися системы понятий и своей мыслительной деятельности, является использование обобщающей, систематизирующей наглядности» [2, с. 48]. Е.А. Гогун раскрывает функции графической наглядности: «Графическая наглядность является в этом отношении оптимальным средством, так как отражает существенные признаки формируемых понятий, общие закономерности языка. Графическая наглядность (ГН) при обучении русскому языку — это наглядность, направленная на формирование теоретических лингвистических обобщений» [2, с. 49].

По мнению  М.В. Гамезо и И.А. Домашенко,  преобразование учебной информации путем смены модели представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий и направляющий мышление учащегося [1].

В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую, на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста.  Анализ  учебников  В.П. Канакиной в рамках изучаемой  в 3 классе  темы «Падеж имён существительных» показал, что заданий на преобразование текстовой информации в графическую в учебнике нет. Преобразование графической информации в текст предусмотрено только в одном упражнении (№ 65, на странице 37).  Учащимся предлагается прочитать таблицу «Склонение имён существительных» по заданному плану:

а) название каждого падежа;

б) падежные вопросы, на которые отвечают имена существительные в этом падеже;

в) имена существительные в данной падежной форме [3].

В процессе познавательной деятельности на всех этапах образования учащимся  придется нередко выполнять задания, предусматривающие преобразование информации. На уроках русского языка подобное информационное умение могло бы сделать более эффективным процесс осознавания лингвистической теории (определений понятий, правил, сведений). Следовательно, необходимо создавать условия для овладения данным умением при обучении русскому языку и для его переноса на другие предметные области.

Список литературы

  1.  Гамезо М.В. Домашенко И.А. Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека».  276 стр.

  2. Гогун Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка// Начальная школа. - 2002. - №7. – Стр. 48-54.
  3. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации . –М.: Просвещение, 2010
  5. Планируемые результаты начального общего образования /

[Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М.: Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе - один из способов повышения орфографической грамотности.

Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении высокого качества орфографических навыков, от степени сформированности которых зависит дальнейшее обучение ребёнка, его спос...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

«Работа с информацией на уроках русского языка в начальной школе»

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...

Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальной школе как способ формирования грамматических навыков.

Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальной школе как способ формирования грамматических навыков.Формирование грамматических навыков в начальной школе является необходи...

Урок русского языка 3 класс Школа России. Тема : "Обобщение знаний об имени существительном"

В данном материале представлен урок русского языка. На данном уроке учащимся предлагается окунуться в атмосферу зимы и выполнить задания, которые предлагаю помощники зимы - зимние месяцы....