Что такое родственные слова?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_rodstvennye_slova.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

1

Тип  урока.

Открытие нового знания

2

Класс.

2 «б»

3

Тема

« Что такое родственные слова?»

4

Образовательная программа, автор.

«Школа России»   В. П. Канакина, В . Г. Горецкий

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе.

Раздел «Слова, слова, слова…»

6

Формируемые УУД

Личностные

Имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

Регулятивные

Умеет планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнера, корректировать свою деятельность.

Познавательные

Способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником.

Коммуникативные

Могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

7

Цель:

1)Предметные умения: учить формировать  способ определения родственных слов

2)Метапредметные умения: выполнять учебные действия (нахождение родственных слов) в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

 Уметь использовать знаково - символические средства ( выделять корень). Устанавливает причинно- следственные связи.  Строить монологическое высказывание.

Задачи урока:

1.образовательные

Познакомить с понятием « родственные слова».

2. развивающие

Развивать умение доказывать являются ли данные слова родственными.

3. воспитательные

Формировать учебно- познавательный интерес к изучению родственных слов и способам определения родственных слов.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод

Частные методы и приемы

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Элементы проблемного, диалогического,  обучения.

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Самооценка, взаимооценка , оценка учителя

11

Средства

Учебник, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

12

Планируемые результаты

Личностные

учебно- познавательный интерес к изучению родственных слов и способам определения родственных слов.

Предметные

 Знать понятие родственные слова, уметь находить родственные слова и доказывать являются ли данные слова родственными.

Метапредметные

выполнять учебные действия (нахождение родственных слов) в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

 Уметь использовать знаково - символические средства ( выделять корень). Устанавливает причинно- следственные связи.  Строить монологическое высказывание.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

1.Этап мотивации ( самоопределения) к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я,

меня зовут Дыжидма Мунко-Жаргаловна.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Здравствуйте!

1 мин

2.Этап актуализация и фиксирования и индивидуального затруднения в пробном действий

 1.Минутка чистописания. 

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

Назовите буквы: Я, Ю, И, Е, Г, А. какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эту букву,  заглавную и строчную Г г.

- Пишите красиво!

- Ребята, поменяйтесь тетрадями. Посмотрите записи друг у друга, самую красивую букву, которая получилась у вашего соседа.

2. Подбор синонимов.

-  подберите синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.

1)Лес-

2)Горе-

3)Мороз-

4)Хотеть-

- Итак, какие слова мы называем синонимами?

Учащиеся записывают следующие слова:

Бор, беда, стужа, желать.

Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.

5- 7минут

3.Этап выявления места и причины затруднения.

1. Грамматическая задача.

- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»            

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница     

– О! Здравствуйте! Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.                  

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.

- Ребята, кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

– Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

- Кого же можно здесь назвать родственниками?

- Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

- Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

- Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.

- Ребята доказывают. Гуся, гусыню, гусят

- Что такое родственные слова?

5-7 минут

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

ЦЕЛЬ- определение вместе с детьми.

4 минут

5. Этап реализации построенного проекта.

Упражнение 77,+ теория

- Откройте учебники на странице 58.

- Прочитайте текст упражнения 77.

-Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

- А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

- Какая общая часть в этих словах?

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать?

-Какие слова записали? Почему?

Читает ученик с хорошим навыком чтения.

Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята

-гус

Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина

Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение.

7 минут

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Упражнение 78, 79

- В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными?

- Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так:

Упражнение 79 с. 59

-Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.

Общая часть – брат, барабан, рыб.

4 минут

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Упражнение 80

- мама, сын, дедушка, тетя они не являются родственными словами, т. к. они  не близкие по значению и нет общей части.

Дедушка-дед, деда, дедуля

Тетя- тетушка

Мама- мамочка, мамуля.

4-5 минут

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

- Вам даны карточки:

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

- В каждой группе  зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

- Проверьте работу  у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -.

Упражнение 82.

 Прочитайте .

Все ли слова в каждой строчке можно назвать родственными? Почему? Запишите только родственные слова. Выделите в них общую часть

знаком  «корень».

  1. Печется
  2. Сосна
  3. Чайка
  4. лестница

1. лететь

2. горевать

3. сырость

4 мин

9.Рефлексия учебной деятельности

-Продолжите фразы

Теперь я знаю…      

Теперь я умею…

Мне было интересно…

На уроке хорошо работали…

Самым трудным было…

Спасибо всем за работу.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое родственные слова?»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе....

"Что такое родственные слова"

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...

Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...

Что такое родственные слова?

Методическая разработка урока по русскому языку для второго класса...

Что такое родственные слова?

Конспект  урока по русскому языку "Что такое родственные слова?"...