«Главные и неглавные слова в предложении»
план-конспект урока по русскому языку

Гермоний Дарья Эдуардовна

Тема урока: «Главные и неглавные слова в предложении»

Тип урока: «Урок открытия нового знания»

Цель: ввести понятие «основа предложения», выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому, дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «когда?», «где?».

Задачи:

- образовательная: расширить знания учащихся о главных и неглавных словах в  предложениях;

- воспитательная: воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах;

- развивающая: развивать логическое мышление детей через операции анализа, синтеза, классификации.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные: научатся выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому;

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): 

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; у
  • читывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

 Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

 Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, рабочие тетради.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_i_neglavnye_slova_v_predlozhenii.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

На тему: «Главные и неглавные слова в предложении»

Тема урока: «Главные и неглавные слова в предложении»

Тип урока: «Урок открытия нового знания»

Цель: ввести понятие «основа предложения», выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому, дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «когда?», «где?».

Задачи:

- образовательная: расширить знания учащихся о главных и неглавных словах в  предложениях;

- воспитательная: воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах;

- развивающая: развивать логическое мышление детей через операции анализа, синтеза, классификации.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные: научатся выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому;

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): 

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; у
  • читывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

 Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

 Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, рабочие тетради.

Ход  урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

1

Организационный момент 

Цель: проверить готовность к уроку

Проверяет  готовность обучающихся  к уроку.

Проверяют своё рабочее место

Регулятивные:  волевая саморегуляция

2

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности.

(2 мин.)

- Прозвенел звонок и смолк – начинается урок. 

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы. Садитесь.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

- С таким прекрасным настроением мы и начинаем наш урок

- Какие качества помогут вам добиться успеха? 

- Я уверена, что вы все на уроке будете внимательными, усидчивыми, трудолюбивыми и будете помогать друг другу.

  Приветствуют учителя, активизируют внимание, проверяют готовность к уроку.

Показывают настроение на начало урока.

(трудолюбие, внимание, усидчивость, взаимопомощь...)

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества

Личностные: самоопределение

3

Актуализация  знаний (5 мин)

Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения

Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске.

Минутка чистописания

- Проведём минутку чистописания.

но

ва

ос

- Какое слово сложили?

- Что означает слово основа?

- Где мы можем посмотреть значение этого слова?

Основа - главная часть какого-л. предмета, служащая его опорой, основанием.

- Что значит «основа предложения»?

Записывают число, классная работа.

(Основа)

(В толковом словаре)

Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего.

Регулятивные: контроль в форме сличения  результата с заданным эталоном

Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других

4

Целеполагание (5 мин)

Цель: формулирование  темы и задач урока

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Откройте учебник на странице 14.

– Рассмотрите оба рисунка в учебнике. Сравните их.

Чем они различаются?

По какому рисунку трудно составить рассказ? 

– Какое время года изображает художник? Как узнали? Рады ли птички приходу весны? Почему так думаете? Кто, кроме птичек, обрадовался приходу весны? 

Как вы догадались?

На верхней картинке птички составляют часть пейзажного целого, поэтому можно составить рассказ о каждой птице в отдельности и обо всех вместе.

Попробуйте составить рассказ.

- Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Мы строим предложение, когда хотим выразить какую-либо мысль: сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит. Из любого предложения должно быть понятно что и о чём мы хотим сказать. Следовательно, предложение – это слово или сочетания слов, с помощью которых человек оформляет свои мысли и передает их другим.

Открывают учебник

(ответы детей)

По нижнему рисунку, так как нет никаких подробностей. Об одной птице можно сказать, что она летит.

Белочка

Учащиеся составляют рассказ: «Наступила весна. Пригрело солнышко. Небо стало голубым. Вода в реке чуть-чуть потеплела. Приходу весны обрадовались птицы. Большая птица сидит на дереве. Маленькие птички весело щебечут».

Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.

Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели

Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока.

5

Работа по теме урока

(10 мин)

Цель: организовать подводящий к закреплению изученного материала диалог

 Физкультминутка

Продолжение работы по учебнику (с. 15).

Давайте прочитаем и сравним два текста в учебнике на стр 15 упражнение 1.

1. В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

- Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин.

- А теперь давайте сравним его со вторым текстом.

2. Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.

- Чем второй текст отличается от первого?

- Правильно, второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объемный и красивый, как первый.

Из чего состоит каждое предложение во втором тексте? Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов.

 Как называется пара главных слов в предложении? 

Давайте прочитаем правило Летучей Мыши!

- Без основы – нет предложения. Запомните это ребята!

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

- Какие предложения во втором тексте кажутся вам смешными или непонятными?

- Почему эти предложения кажутся вам непонятными?

- Зачем же предложению кроме главных слов ещё и другие слова - неглавные?

 Спишите из первого текста первые два предложения.

Выделите основу предложения.

- Выпишите слова с подчеркнутыми буквами, напишите проверочные слова.

- Вернитесь ко второму тексту. Докажите, что в каждом предложении оба слова – главные, оба командуют друг другом. Воспользуйтесь помощью Летучей Мыши.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Это главные слова

Учащиеся читают правило Летучей Мыши: Главные слова в предложении – это его основа.

Учащиеся выполняют упражнение.

(Звезды распухнут. Осины выбросили.)

(нет уточнений в этих предложениях)

(Эти слова дополняют, уточняют то, о чем говорят главные слова)

(Лес – леса, тетерев – тетерева)

Бормочет тетерев. Тетерев  бормочет.

Белеют березки. Березки белеют

Личностные: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез.

Коммуникативные:прислушиваться к высказыванию других.

Коммуникативные: формирование умения распределять работу с соседом по парте.

Познавательные: общеучебные – обучение работе с информацией, представленной в графической форме; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, установление причинно-следственных связей.

Личностные: осуществление самоконтроля процесса и результатов деятельности.

6

Закрепление (2 мин)

Применение имеющихся знаний

Посмотрите на экран. Что вы видите?

Составь и запиши предложения из каждой группы слов.

  • осеннем, в, тихо, лесу
  • птиц, весёлые, голоса, умолкли
  • только, по, ёж, пробежит, тропинке
  • с, белочка, ветки, перепрыгнет, ветку, на

- Можно ли сказать, что они состоят только из основы?

- Они состоят из основы - главных слов,  и других слов – неглавных.

Найдите основу в каждом предложении.

- Зачем в предложении нужны неглавные слова?

Группу слов

Тихо в осеннем лесу.

Умолкли веселые голоса птиц.

Только ёж пробежал по тропинке.

Перепрыгнет белочка с ветки на ветку.

(Нет)

(Они помогают уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова. Указывают на то, как происходит действие, когда оно происходит, указывает признаки всех действующих лиц)

Коммуникативные:

  распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

умение работать в паре.

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

7

Рефлексия деятельности  (итог урока)(5 мин)

Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности.

Расскажите, что вы сегодня узнали нового на уроке и чему научились?

- Что было самым сложным?

-Что интересным?

-Как оцениваете свою работу?

Я смог..

Я запомнил..

Мне понравилось…

Наш урок окончен. Все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.


Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных  и  личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Коммуникативные: слушать и понимать речь  других.

Регулятивные: волевая саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

Карточки Главные и неглавные слова, словосочетания ( 2 класс)

Карточки Главные и неглавные слова, словосочетания  ( 2 класс)...

Разработка урока по теме: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении.

Тема урока: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении....

Главные и не главные слова в предложении

Тип урокаОткрытие нового знанияЦель, задачиЦель: формирование понятия «основа предложения»Задачи:1. Образовательные:– развить умение находить в предложении главные члены: подлежащее ...