Работа над пересказом в начальной школе
статья по русскому языку

Анастасия Алексеевна Забалкина

Одной из основных задач в начальной школе является научить детей грамотно и красиво излагать свои мысли. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_pereskazom_v_nachalnoy_shkole.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над пересказом в начальной школе

Одной из основных задач в начальной школе является научить детей грамотно и красиво излагать свои мысли. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Ведь о развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли и знания. «Чем раньше начнётся развитие речи, тем больше достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям». Но в современной школе возникает такая проблема, что количество трудностей в обучении школьников возрастает. Большинство учащихся начальных классов испытывают затруднения на уроках по развитию речи.

С тех пор как общество достигло конкретного уровня овладения речью, стали цениться люди, которые обладали способностью четко и ясно формулировать свои мысли, доступно и последовательно излагать идеи. Могли увлечь слушателей, повести их за собой, с помощью слова открыть непознанный ранее мир. Такие люди всегда были и остаются востребованы.  

Путем формирования у учащихся совокупности коммуникативно-речевых умений решается задача речевого развития детей в школе, которая позволяет воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.

В методической литературе рассматривается два подхода к развитию речи у учащихся: одни ученые предлагают отталкиваться от мыслей, чувств самого ребенка и, постепенно корректируя их высказывания, приобщать к литературным нормам, образцам (иными словами, в основу системы по развитию связной речи учащихся положены такие виды работ, как рассказывание и написание сочинений); другие специалисты в области методики говорят о необходимости овладения учащимися сначала репродуктивной деятельностью – пересказ, написание работ «по образцу» (изложение), – а затем уже осуществлять переход к творческим видам деятельности – рассказыванию и сочинениям.

В современном обществе всё чаще используется второй подход, так как в силу разных ограничивающих причин не каждый ребенок способен выстроить свое собственное монологическое высказывание.

Причины могут быть самые разнообразные: в некоторых семьях наблюдается дефицит общения, так как многим взрослым некогда, не хочется или не хватает сил общаться с собственным ребенком после рабочего дня и выполнения домашних обязанностей.

В век технического прогресса дети с малых лет увлекаются различными компьютерными играми, создающими иллюзию общения, что тоже не способствуют развитию речи. Как правило, речь таких детей бедна, сам текст небольшой, предложения внутри текста часто не связаны по смыслу, есть повторы, проглатываются слова, смысловые связи нарушаются, что, безусловно, препятствует полноценному восприятию речи слушающим его человеком.

Поэтому работу по развитию речи учащихся необходимо начинать с устного и письменного пересказа, так как ученики, расширив свой словарный запас, освоив на доступном им уровне структуру высказывания, поняв причинно-следственные отношения, наблюдая за тем, как строят текст выдающиеся писатели, затем смогут сами составить небольшой текст, высказывание на определенную тему.

Пересказ и изложения широко используются в школьной практике как средства, необходимые для реализации коммуникативных задач в разных жизненных ситуациях общения, что, естественно, предусматривает наличие большого количества и разнообразия видов устного и письменного пересказа.

Рассмотрим классификация устного пересказа, разработанную М. Р. Львовым. Ученый выделяет четыре группы пересказов: подробные, выборочные, сжатые и творческие пересказы, уделяя большое внимание творческим пересказам. Так как именно они, по его мнению, несут в себе огромный потенциал для самостоятельной работы учащихся, поэтому он относит к творческому пересказу те его виды, где перед учащимися ставится задача по перестройке или дополнению текста.

– пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего это замена 1 лица, от имени которого ведется повествование, на 3 лицо), что влечет за собой не только грамматические изменения, но и значительные перестройки в содержании.

– пересказ от лица одного из персонажей (для его успешного выполнения необходимо, чтобы учащиеся «перевоплотились» в героя рассказа, чтобы смогли понять его «…характер, его точку зрения, взглянуть на мир его глазами…».

– пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами или деталями, продолжение рассказа.

– инсценирование рассказа, то есть «составление на основе прочитанного художественного произведения диалога (чтение в ролях или даже сценическое воплощение), составление сценария по рассказу».

– словесное рисование, или иллюстрирование.

Очевидно, что М. Р. Львов довольно тщательно разработал классификацию творческих пересказов, так как он рассматривает их как подготовку к написанию сочинений.

Как уже ранее было сказано, в основе устного пересказа лежит репродуктивная деятельность учащихся, так как она связана с воспроизведением готового, «чужого» текста, и главная функция состоит в том, чтобы приучить учащихся без искажения передать чужую речь. Но вместе с тем сохранить для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизировать как воспроизводящее, так и творческое мышление, поскольку, опираясь на образы и обобщения, которые возникают в процессе чтения текста, учащиеся самостоятельно ищут и находят словесные формулировки, необходимые для связной передачи мысли.

Пересказ представляет собой монологическое высказывание и имеет определенную структуру текста, скопированную с исходного текста, либо построенную учеником самостоятельно в процессе мыслительной деятельности. Для того чтобы пересказать текст, его сначала надо воспринять, провести его смысловую обработку, осознать содержание текста, затем уже воспроизвести текст, реконструируя его в зависимости от собственных возможностей, задания учителя и т.д. В итоге мы получаем новый текст, созданный ребенком, где просматривается не только структура текста, но и само высказывание выдерживается в определенном стиле, который совпадает со стилем исходного текста. Использование языковых средств исходного текста способствует расширению словарного запаса учащегося, включение все новых и новых слов в активное пользование, более глубокому пониманию содержания текста, выбору адекватных теме слов. Тем более учащимся нужно не просто выдать набор слов или предложений, нужно связать их воедино так, чтобы была видна смысловая завершенность текста, подчиненность всех частей высказывания основной мысли, грамматическая связь частей текста. А без понимания содержания, умения пользоваться определенными коммуникативно-речевыми навыками такая работа представляет определенную трудность, так как предполагает большую нагрузку на память (не знаю, как пересказать, – надо выучить). Однако такой выход приемлем не для всех учащихся, только для тех учеников, которые обладают хорошей памятью. Поэтому так важно научить пересказывать текст не механически, а осознанно, что, в свою очередь, предусматривает обучение способам деятельности, необходимым для работы над текстом.

Вывод:

Итак, пересказ – это сложный сознательный речевой процесс, основанный на восприятии исходного текста, его смысловой переработке и собственно воспроизведении. Пересказ позволяет решать задачу комплексного обучения разным видам речевой деятельности (чтению, письму, слушанию, говорению).

Сочетание работы как над отдельными речевыми компетенциями (находить тему, основную мысль, умение озаглавливать текст, связно и последовательно \выражать мысли и т.д.), так и над комплексом речевых умений (составление плана, написание изложения, самостоятельная подготовка пересказа) ведет к совершенствованию монологических высказываний учащихся, повышает уровень формирования их коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Технологии обучения пересказу в начальной школе

Материалы презентации  содержат описание современных  технологических приёмов  для обучения пересказу учащихся начальной школы....