Рабочая программа кружка " Занимательный русский язык . 3 класс"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Артеева Галина Викторовна

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык" для обучающихся 3 класса.  Кружок проводится в рамках углублённого изучения русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arteeva_g.v._programma_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ НАО  «Средняя школа  № 4 г. Нарьян-Мара  с углубленным изучением

отдельных предметов»

        

Рабочая программа кружка

 «Занимательный русский язык»

для учащихся 3в  класса

Направление – общеинтеллектуальное

Программа составлена учителем Артеевой Г.В. на  основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык»

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» общеинтеллек- туального направления  для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

 - Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Цель программы: расширение лингвистического на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Задачи программы:

  • развитие лингвистических компетенций учащихся;
  • формирование любви и уважения к русскому языку;
  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • развитие творческих способностей младших школьников;
  • расширение кругозора учащихся.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

  • развитие речи;
  • развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной

деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Формы проведения занятий

беседа;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разно образными словарями;

⮚творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

⮚игровая;

⮚теоретическая;

⮚практическая.

Основные методы и технологии:

⮚технология разноуровневого обучения;

⮚развивающее обучение;

⮚технология обучения в сотрудничестве;

⮚проблемное обучение;

⮚моделирующая деятельность;

⮚поисковая деятельность;

⮚информационно-коммуникационные технологии;

⮚здоровьесберегающие технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Планируемые результаты освоения курса

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  1. Содержание занятий в 3 классе.

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,

«мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Содержание занятий в 3 классе.

Тема 1. Да здравствует русский язык!

Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.

Тема 2. Вежливые слова

Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.

Тема 3. Поговорки и пословицы

Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки. Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.

Тема 4. Игротека

Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса.

уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения

Тема 5. Запоминаем словарные слова

Игры со словарными словами.

Тема 6. Растения во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу»,

«дело табак».

Тема 7. Животные во фразеологизмах

Значение        и        происхождение        фразеологизмов:        «отставной        козы барабанщик»,

«показать, где раки зимуют», «мышиная возня»

Тема 8. Игротека

Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения.

Тема 9. Я не поэт, я только учусь…

Понятия        «рифма»,        «ритм».        Упражнение        в        подборе        рифмующихся        слов. Сочинение рифмовок.

Тема 10. Как морфология порядок навела

Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол

Тема 11. Игры с пословицами

Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.

Тема 12. Игротека

Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи

Тема 13. И снова животные во фразеологизмах

Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в речи.

Тема 14. Кое-что о местоимении

Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.

Тема 15. Познакомимся поближе с наречием

Наречие        –        неизменяемая        часть        речи,        обозначающая        признак        действия. Числительное – часть речи. Числительные количественные и порядковые.

Тема 16. Игротека

Повторение:  животные   во   фразеологизмах; различение частей речи:        наречие, местоимение, числительное.

Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.

Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.

Тема 18. Про корень и окончание

Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова.

Тема 19. Про суффикс и приставку

Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса. Подбор слов к схемам.

Тема 20. Игротека

Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам

Тема 21. Непроизносимые согласные

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.

Тема 22. Учимся различать приставку и предлог

Отличия между приставкой и предлогом. Упражнение в правописании приставок и предлогов.

Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами

Служебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами. Когда «не» пишется слитно с глаголами.

Тема 24. Игротека

Упражнение        в        грамотном написании        слов        с        непроизносимыми        согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами.

Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце

Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.

Тема 26. Его Величество Ударение

Роль        ударения.        Упражнение в        правильной постановке        ударения        в        словах; знакомство с омографами.

Тема 27. Поговорим о падежах

Упражнение в определении падежа имён существительных.

Тема 28. Игротека

Упражнение в написании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.

Тема 29. Сложные слова

Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.

Тема 30. От архаизмов до неологизмов

Понятия«архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.

Тема 31. По страницам энциклопедий

Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля«Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба».

Тема 32. Игротека.

Умение        грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать с энциклопедиями.

Тема 33. Повторяем…

Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.

Тема 34. Повторяем, повторяем…

Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

теория

практика

всего

3 класс

1

Фонетика

1

1

2

2

Словообразование

2,5

2,5

5

3

Лексика

3,5

5,5

9

4

Морфология

2,5

3,5

6

5

Пословицы и

поговорки

2

2

6

Игротека

10

10

ИТОГО:

9,5

24,5

34

3. Календарно-тематическое планирование по курсу

«Занимательный русский язык»

3класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Да здравствует русский язык!

1

07.09

2

Вежливые слова

1

14.09

3

Поговорки и пословицы

1

21.09

4

Игротека

1

28.09

5

Запоминаем словарные слова

1

05.10

6

Растения во фразеологизмах

1

12.10

7

Животные во фразеологизмах

1

19.10

8

Игротека

1

26.10

9

Я не поэт, я только учусь…

1

09.11

10

Как морфология порядок навела

1

16.11

11

Игры с пословицами

1

23.11

12

Игротека

1

30.11

13

Животные во фразеологизмах

1

07.12

14

Кое-что о местоимении

1

14.12

15

Познакомимся   поближе   с   наречием   и

1

21.12

числительным

16

Игротека

1

28.12

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

11.01

18

Про корень и окончание

1

18.01

19

Про суффикс и приставку

1

25.01

20

Игротека

1

01.02

21

Непроизносимые согласные

1

08.02

22

Учимся различать предлог и приставку

1

15.02

23

Учимся писать «не» с глаголами

1

22.02

24

Игротека

1

01.03

25

Имена существительные с шипящим звуком на

1

15.03

конце

26

Его величество ударение

1

29.03

27

Поговорим о падежах

1

05.04

28

Игротека

1

12.04

29

Сложные слова

1

19.04

30

От архаизмов до неологизмов

1

26.04

31

По страницам энциклопедий

1

03.05

32

Игротека

1

10.05

33

Повторение. Игротека

1

17.05

34

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык", 4 класс

Данный документ поможет учителю в составлении рабочей программы кружка "Занимательный русский язык" для 4 класса...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 2 класс

В файле представленна рабочая программа кружка "Занимательная математика"  для 2 класса...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс

Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...

Программа кружка "Занимательный русский язык" 4 класс

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.       Программа данного к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательный русский язык » в 3 класс (2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка «Занимательный русский » в 3 класс (2021-2022)...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"- 4 кл.

Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"....