Методическая разработка
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Олеся Павловна Джелали

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Изменение имен существительных по падежам. Начальная форма имен существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Джелали Олеся Павловна

ФИО учителя

УМК «Школа России»

используемый УМК (учебно-методический комплекс)

Русский язык

учебный предмет

4 класс

класс

Тема:Изменение по падежам имён существительных. Начальная форма имени существительного.

Тип: открытие нового знания

Цель урока: создать условия для формирования вторичных умений изменять имена существительные по падежам.

Задачи:

1. Образовательная–познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать

формированию представления об эпохе

правления Петра Ι, его преобразованиях.

2. Развивающая–развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность

мышления, умения работать с

источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь, мышление,

воображение.

3. Воспитательная–способствовать формированию чувства гордости за нашуРодину,

умение общаться друг с другом,

слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

1. Образовательная–познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать

формированию представления об эпохе

правления Петра Ι, его преобразованиях.

2. Развивающая–развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность

мышления, умения работать с

источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь, мышление,

воображение.

3. Воспитательная–способствовать формированию чувства гордости за нашуРодину,

умение общаться друг с другом,

слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

1. Образовательная–познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать

формированию представления об эпохе

правления Петра Ι, его преобразованиях.

2. Развивающая–развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность

мышления, умения работать с

источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь, мышление,

воображение.

3. Воспитательная–способствовать формированию чувства гордости за нашуРодину,

умение общаться друг с другом,

слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

1. Образовательные: выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим; различать именительный и винительный падежи.

2. Коррекционно-развивающие:развивать интерес к изучению русского языка; развивать словарный запас, память, внимание, наблюдательность.

3. Воспитательные:воспитывать трудолюбие, самостоятельность, коллективизм.

Планируемые результаты

Предметные:

- продолжить формировать умение задавать вопросы к имени существительному

- продолжить работу по развитию орфографической зоркости

- повторить с учащимися имя существительное, названия падежей и склонения имен существительных

Метапредметные:

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;

- развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;

- формирование умений работать в статичных парах и группах в режиме интерактивного обучения.

Личностные:

- формирование интереса  к учебному материалу;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

- воспитание нравственных качеств личности: сопереживания, доброты,  трудолюбия, целеустремлённости, терпения.

Средства обучения:

  • печатные:учебник: Русский язык 4 класс Канакина Горецкий,1часть; справочник по русскому языку; рабочие листы.
  • визуальные:презентация в программе PowerPoint, таблица падежей имени существительного.
  • технические:компьютер и мультимедийный проектор.

На уроке использованы следующие технологии и их элементы:

  • Информационно-коммуникационная технология (работа с презентацией)
  • Технология проблемного обучения (приём «Обучение в диалоге»)
  • Технология уровневой дифференциации (приём «Дифференцированное домашнее задание»)
  • Технология развивающего обучения (приёмы развития психических процессов)
  • Здоровьесберегающая технология

Процесс обучения построен с использованием следующих форм организации учебного процесса:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная.

На уроке использованы методы:

  • метод наглядности (работа с презентацией, учебником);
  • словесные методы (обучающая беседа);
  • наглядно-практический метод (работа в тетрадях и на индивидуальных листах);
  • создание ситуаций успеха.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку.

Подписывают рабочий лист.

Осуществляют самоконтроль готовности уроку.

Мотивация к учебной деятельности

Организует осознанное вхождение в пространство учебной деятельности;

Мотивирует к учебной деятельности

Настраиваются на работу на уроке;

Определяют личностный смысл учения

Актуализация знаний

Организует актуализацию знаний, необходимых для решения проблемнойситуации;

-Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

-Напоминаю, что отвечаем мы только по поднятой руке, не вскрикиваем. Сидим за столом ровно.

-Итак, наш урок мы начнём с небольшого словарного диктанта: осень, холодный,  лист, грязный, птицы, летят, деревья, жёлтый.

- Проверьте себя по эталону на слайде. Исправьте простым карандашом ошибки, если они есть. - Найдите внизу рабочего листа лестницу самооценки. Если вы выполнили задание без ошибок, то поставьте точку на первую ступень.

-Возьмите в руки карандаш,  подпишем над каждым словом, какая это часть речи.

Создает проблемную ситуацию.

-Хорошо, теперь назовите, пожалуйста, известные вам части речи.

-Каких слов в диктанте больше?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

-Посмотри внимательно вокруг себя, и приведите примеры имён существительных.

- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы повторим… Правильно. Для того чтобы узнать тему нашего урока послушайте стихотворение.

Учитель зачитывает стихотворение из упр. 135, стр. 80.

- Какую тему изучали ребята из стихотворения? Как звучит тема нашего урока?

- Что сегодня на уроке мы вспомним…Повторим…

- Молодцы.

Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи;

Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия;

- Осень (сущ.), холодный (прил.),  лист (сущ.), грязный (прил.), птицы (сущ.), летят (гл.), деревья (сущ.).

-Имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, местоимение, предлог, союз.

-В диктанте больше имён существительных.

- Что? Кто?

Определяют цели урока, конкретизируют цели в учебной задаче;

Динамическая пауза

Поиск решения

Организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся в различных формах: в совместной деятельности с учителем (проблемный диалог);

- Открываем  учебники на странице  80. Найдите упражнение 135. Прочитайте стихотворение про себя. (Затем один ученик читает вслух.)

-Какая тема была у ребят на уроке?

-А что же такое склонение? Найдите первое задание на ваших карточках. Напишите.

-Какие падежи вы знаете? Найдите второе задание на ваших карточках. Напишите.  

- Найдите внизу рабочего листа лестницу самооценки. Если вы выполнили задание без ошибок, то поставьте точку на первую ступень.

- Просклоняем слово ВЕСНА. Записывая в тетради сокращённое название падежа, а после имя существительное в данном падеже. Можете воспользоваться подсказкой на доске, а также  вашим справочником.  

И.п. –

Р.п. –

Д.п. –

В.п. –

Т.п. –

П.п. –

- Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, проверяя работу по эталону на слайде. Исправляем только карандашом.

И.п. – весна

Р.п. – весны

Д.п. – весне

В.п. – весну

Т.п. – весною

П.п. – о весне

- Найдите внизу рабочего листа лестницу самооценки. Если вы выполнили задание без ошибок, то поставьте точку на следующую ступень.

- Что было необходимо вспомнить, чтобы выполнить данное задание? Верно.

- На странице 81 найдите упражнение 136. Прочитаем. Вспомним о начальной форме имени существительного. Рубрика «Обрати внимание».

Анализ полученной информации из учебника.  

Строят и реализуют проект выхода из затруднения;

-У ребят на уроке была тема «Склонение».

Самостоятельная поисковая деятельность учащихся: работают с информацией, выбирают способы решения задач.

Зрительная гимнастика

Первичное закрепление

Управляет первичным закреплением;

- Применим наши знания, выполнив упражнение 137. Прочитаем задание. На что нужно обратить особое внимание? Рубрика «Обрати внимание».

Оказывает адресную помощь ребенку (не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать).

- Сначала просклоняем слово лиса, затем окно, а после слово ежи. Выходя к доске по цепочке.

Создает условия для самоконтроля и самооценки.

- Найдите внизу рабочего листа лестницу самооценки. Если вы выполнили задание без ошибок, то поставьте точку на следующую ступень.

Решают типовые задания на новый способ действий (построение системы частных задач, решаемых общим способом);

По цепочке склоняют по одному имени существительному.

Осуществляют самоконтроль и самооценку результатов действий.

Включение нового знания в систему знаний

Организует деятельность по выявлению границ применения нового знания;

- Для того чтобы понять, на сколько вы владеете материалом, предлагаю самостоятельно выполнить второе задание на карточке. Кто справится со вторым заданием, может выполнить дополнительное, третье задание, со звёздочкой.

- Сверим выполненную работу с эталоном на слайде.

- Найдите внизу рабочего листа лестницу самооценки. Если вы выполнили задание без ошибок, то поставьте точку на следующую ступень.

Осмысливают возможность применения нового знания в практической и жизненной ситуациях

Рефлексия

Создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке;

- Посмотрите, на какой ступени вы сегодня остановились на уроке. Обведите то число, которое соответствует вашей отметке за урок. Для того, чтобы на следующем уроке вы смогли подняться ещё выше, дома нужно закрепить полученные знания на уроке.

- А какая была тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы вспомнили… Повторили …

- Что на уроке показалось сложным?

- Как в жизни вам это может помочь?

Согласует домашнее задание.

-На выбор я предлагаю на карточках два задания.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание, то которое вам проще будет выполнить.

Осуществляют самоконтроль и самооценку собственной деятельности;

Осмысляют личностные результаты урока.

Определяют (каждый для себя) домашнее задание;


ФИ____________________________________________________Класс______Дата:___________________

Задание 1

Дополни определение:

Склонение - ______________________________________________________________________________.

Напиши, известные тебе падежи:

Падежи:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 2

Соедини вопросы и отвечающие на них существительные

Задание 3*

Дополни словосочетания именами существительными в нужно форме

Моя оценка за урок:"Лесенка успеха" | Материал (1 класс): | Образовательная  социальная сеть


Спиши текст. Подпиши падеж выделенных слов.

В лесу

          Хорошо в лесу в жаркий летний день! Высокие сосны развесили иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают длинные колючие ветки. Красуется белоствольная2  берёза с душистыми листочками. Дрожит серая осинка. Коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травки2 глядит беленький глазок чудесной земляники4. Рядом уже красуется душистая ягодка. Белые серёжки ландыша качаются между длинными листьями. На листике подорожника сидит большой зелёный кузнечик, играет на скрипке. Стучит пёстрый дятел. Жалобно кричит жёлтая иволга. А вот и голос кукушки. Серый зайка шмыгнул в кусты. Высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом рыжая белка. Стоишь и волнуешься природой.

Спиши текст. Подпиши падеж выделенных слов.

В лесу

          Хорошо в лесу в жаркий летний день! Высокие сосны развесили иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают длинные колючие ветки. Красуется белоствольная2  берёза с душистыми листочками. Дрожит серая осинка. Коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травки2 глядит беленький глазок чудесной земляники4. Рядом уже красуется душистая ягодка. Стоишь и волнуешься природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...