Фрагмент "Тип текста описание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фрагмент "Тип текста описание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glazkova_tip_teksta_opisanie.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта фрагмента урока по русскому языку

Тема урока: «Текст - описание».

Цель фрагмента урока: создание условий для усвоения знаний о тексте описание  и умения распознавать его.

Задачи фрагмента урока:        

  1. Формирование умений выявлять структуру текста - описания
  2. Развивать умение определять основную мысль и тему текста.
  3. Воспитывать интерес к открытию новых знаний 

Планируемые результаты:

Личностные:

- Формирование мотивации к познавательной деятельности.

- Осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- Формировать умения извлекать информацию

- Формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы

- Делать выводы в результате совместной работы в классе

Регулятивные:

- Определять тему, цель и учебную задачу

- Выполнять действия по намеченному плану

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге, беседе, совместной деятельности

- Осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку

 Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование УМК «Школы России» уч. « русского языка» 3(1) автор – составители В.П. Канакина и В.Г. Горецкий, интерактивная доска, интерактивная панель, документ камера, раздаточный материал.

Этап фрагмента

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно методические указания

  1. Мотивирование к учебной деятельности  (1 мин)

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь .

Межпредметная связь

- На уроках литературного чтения вы изучали, что в пословицах заключена народная мудрость.

- Прочитайте пословицу:

- Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. (с) Д. Пойа

- Как вы ее понимаете?

Правильно, мы открываем что-то новое, вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания и применяем их. 

- Ребята, у вас на столах лежат дневники исследователя. Сегодня мы проведем исследование. За каждые свои достижения вы отмечаете в дневники плюсиком.

 - Если готовы, покажите посадкой!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу

Ф, контроль, раздаточный материал в виде горы

  1. Актуализация индивидуальное затруднение (1м)

- Начнем урок с повторения ранее изученного материала.

Игра

-Поиграем в игру доскажи словечко

1. Два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу это?

- Верно, текст

2. Нам подсказывает о чем текст это?

- Верно, заголовок

3. Это то, о чем говорится в тексте

- Верно, тема текста

4. Это главное, что хотел сказать автор

- Верно, мысль текста.

- Посмотрите на доске текст прочитайте его

Работа с текстом

Ящерица

На камне греется ящерица. Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка зеленого цвета с рисунком из разноцветных полосок. Лапки коричневого оттенка.  А шейка светлая, почти белая. Какое красивое животное

- Что вы прочитали?

- Верно, текст

- Какова тема текста?

- Правильно, тема – о ящерице

- Какова главная мысль текста?

- Верно. Ящерица- небольшое красивое животное.

-Посмотрите появились типы текста к данному рассказу. ( повествование, описание)

Читают пословицу. Как понимают её

Формулируют тему урока

Ф, Беседа, контроль. Интерактивная панель

III.Выявление места и причины затруднения

(1 м)

- Как вы думаете, к какому типу текста относится этот текст?

- Вопрос вызвал у вас затруднение. Почему?

- Да, мы не знаем, к какому типу текста он относится, поэтому возникла проблема, которую мы и решим, сегодня на уроке.

-Для того, чтобы узнать тему нашего урока выберите из данной записи слова красного цвета «Т4ип те6кс8та – оп45исан87ие»

- Так какая тема нашего урока?

-Верно, тема нашего урока. «Тип текста- описание»

- Отметьте первое достижение в дневнике.

- Исходя из темы. Назовите какая будет цель урока.

- Верно, узнать о типе текста описания  и находить его

- Верно!

Решают проблему. ставят цели и задачи урока.

Проблемный метод

Ф

Контроль

Самоконтроль

Интерактивная панель

IV Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения(1 м)

- Исходя из цели предположите, какие пункты плана будут

-Но пункты плана перепутаны. Поставите  их в правильном порядке на интерактивной доске.

(Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ)

Но нам нужно помнить о технике безопасности при работе с оборудованием : не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса.

План:

1. Тип текста- описание

2. Находить текст описание

3.Проверим полученные знания.

- Хлопните, если вы согласны.

-Поставьте второй плюсик в дневнике

Работают с планом.

Самоконтроль

Интерактивная панель

V.Реализация построенного проекта ( 3мин)

Работа по первому пункту плана.
- Выполним первый пункт плана.

Работа в группах

- Сейчас я предлагаю, провести исследование в группах с использованием интерактивного оборудования, и узнаем, о типе текста описание.

(Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ)

Но нам нужно помнить о технике безопасности при работе с оборудованием : не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, при выполнении задания пользуйтесь тыльной стороной стилуса.

1 группа работает с интерактивной доской. Ваша задача найти текст описание , и определить  что такое текст описание и на какие вопросы отвечает?

 2 группа  работает с интерактивной панелью. Ваша задача из текста описание, определить из каких частей состоит текст описание, поставить их в правильном порядке?

1 группа

В воскресенье рано утром мы встали, чтобы наловить рыбы. Мы отправились к реке по короткой дороге. Когда мы вышли к берегу, то там мы сели с удочками. Одну за другой мы вытаскивали из воды рыбу. Довольные, мы с полным ведром рыбы возвратились домой. Вечером мы уже ели уху и жареную рыбу.

Осенний лес очень красив и наряден, ведь осень – прекрасное время года. Деревья стоят в разноцветных нарядах. Листья окрашены в жёлтые, золотистые, красные и медные тона. Гроздья рябины рубинами  сверкают на солнце. В воздухе мы видим летящие паутинки с паучками. А под нашими ногами раскинулся пёстрый ковёр, который собрал в себя все оттенки красок.

2 группа

Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

  1. Главная мысль.
  2. Описание
  3. Особенности

- Кто готов поднимите руку.

- Выполним взаимопроверку и взаимоценку. Поменяйтесь местами. Если ребята первой и второй группы, выполнили все верно покажите, солнышко, (если есть ошибки покажите кулачок).

Садитесь.

-  Ребята, так что такое тип текст описание и на какие вопросы отвечает?

- А из каких частей состоит текст описание? Назовите эти части  

Вывод: Текст описание- это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы какой? какая? Какое? Какие? Состоит из трех частей. Главная мысль, описание, особенности

Элемент научности

А вы знали, что по словарю ожегова описание- это сочинение, изложение, в котором что-нибудь описывается.

- Если мы узнали, о типе текста описание хлопните раз.

- Поставьте третий плюсик в дневнике.

Работа по второму пункту плана.

Выполним второй пункт плана, научимся определять текст описание

Работа в парах

Проведем исследовательскую работу в парах на карточках. Ваша задача определить текст описание. Найти тему текста и главную мысль

Крокодилы
Крокодилы – водные хищные животные. У них плоская голова, приплюснутое туловище, массивные короткие ноги и мощный хвост. Глаза расположены высоко. Кожа толстая. Зубы находятся в специальных ячейках. Крокодилы – долгожители, они могут прожить до ста лет. У них нет врагов в природе. Крокодилы растут на протяжении всей жизни.

Цирк

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца

- Осуществим самопроверку под документ камерой.

-Ребята, так как определить текст описание?

-Вывод: Верно, описывается внешний вид человека животного и т.д. Отвечает на вопросы какой? какое?

- Если мы выполнили 2 пункт плана, покажите солнышко.

- Отлично, отметьте четвертым плюсиком в дневнике.

Работа по третьему пункту плана.

-Выполним третий пункт плана. Проверим полученные знания.

Этап «самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»

-. Выполните индивидуальную разноуровневуюработу. Выберите карточку с заданием, которое вы хотите выполнить: красная - более трудная, зелёная - лёгкая.

_____Красная карточка_____

_____Зелёная карточка______

Ваша задача расставить текст описание в правильном порядке, соблюдая части текста описания.

Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.

Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

Лиса – осторожный и хитрый зверь.

Прочитай. Определи тип текста.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами. _____________

- Осуществим самопроверку по эталону на доске.
- Хлопните два раза у кого все правильно, 1раз, у кого была ошибка. Какая? Покажите солнышко, если ее исправили.
- Я рада, что каждый справился с заданием.

 -Если мы успешно выполнили третий  пункт плана, покажите посадкой.

-Поставьте пятый плюсик.

 Вывод Так что такое тип текст описание и как его найти ?

Текст описание- это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы какой? какая? Какое? Какие? Состоит из трех частей. Главная мысль, описание, особенности. Его отличительная особенность описывается внешний вид человека животного и т.д

Отвечают на поставленные вопросы. Работают с раздаточным материалом, работают в парах

Отвечают на поставленные вопросы. Работают в группах с интерактивным оборудованием.

Выполняют самостоятельную разноуровневую работу

Беседа, практический,

Ф,П,Г,И

Взаимоконтроль, взаимооцнека,

Самоконтроль, самооценка,

Интерактивная панель, интерактивная доска, документ камера, раздаточный материал

VI.Рефлексия учебной деятельности

(2 м)

Связь предмета с жизнью.

- В начале урока у нас возникла проблема, теперь нам достаточно знаний, чтобы ее разрешить.

- Где нам в жизни пригодятся знания о типах текста?

- Что вы сегодня узнали?

- Молодцы. Теперь вернемся к нашей цели и плану урока. Если мы выполнили намеченный план и достигли поставленной цели, покажите солнышко.

Рефлексия.

- Итак, наше исследование закончилось. Посмотрите на свой дневник исследования. Посчитайте количество плюсиков если у вас 5 плюсиков оценка 5, если 4 плюсиков оценка 4, если 3 плюсиков оценка 3 поставьте себе оценку .

- Поднимите свои дневники. Я согласна с вашей самооценкой!

- Сегодня вы достигли отличных результатов.
Воспитательный момент:

Вспомните высказывание, которое было в начале урока.

- Как вы думаете, почему нужно стремится к открытиям новых знаний?

- Мы сегодня получили немало знаний и умений, которые непременно пригодятся  для дальнейшего изучения русского языка. Помните, чтобы сделать любое открытие, нужно учиться и тогда всё обязательно получится

Отвечают на вопросы. Самооценка

Беседа

Ф

Самооценка

Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".

Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие  коммуникативных навыков.  Планируемые результаты:Предметные: зна...

Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"

Цели  деятельности  учителя:  закрепление  знаний  о  тексте-описании  и  его  отличительных  признаках;  развитие  речи;  развитие...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...