Конспект урока обучения грамоте. Буква Е, е. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шкутова Виктория Владимировна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pro_bukvu_ee.odt42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучение грамоте. 1 класс.

Тема урока: Гласные буквы Е, е.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.

Задачи урока:

  • обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е;
  • развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
  •  воспитательные: формирование навыков культурного общения.

Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

- Ребята, взгляните на ленту букв: на какие две группы делятся все буквы?

Что обозначает синий цвет?

А что обозначает красный цвет?

Назовите согласные буквы первого ряда. Что они обозначают? Назовите звуки, которые они обозначают.

Назовите согласные буквы нижнего ряда. Что они обозначают? Назовите звуки, которые они обозначают.

Назовите гласные буквы верхнего ряда. Что они обозначают? Назовите звуки, которые они обозначают.

Как можно определить, что звук является гласным? Какие бывают гласные звуки? Что можно определить по количеству гласных в слове?

Какой вы уже знаете гласный звук, который обозначает мягкость предшествующего согласного звука? Мы недаром вспомнили, что звук и обозначает мягкость предшествующих согласных звуков.

Предлагаю вам отгадать загадку:

В лесу мороз крепчает, в поля метёт метель,

На праздник приглашает сверкающая …..   (Ель)

А когда много, как сказать? (Ели)

Произнесите слово. Сколько гласных звуков слышите в слове? Сколько в слове слогов? Почему? Назовите ударный слог в слове.

Какую сему можно соотнести со словом ЕЛИ.

Почему задание выполняли одно, а мнения разные? (Мы не знакомы с новой буквой и не знаем, какие звуки она обозначает.)

Сформулируйте тему урока.

Учитывая тему, давайте определим задачи.

1. Познакомиться с новой буквой и её звуками.

2. Учиться читать слияния, слоги и слова с новой буквой.

3. Узнаем, какие 3 работы может выполнять новая буква.

Произнесите слово ЕЛИ. Выделите первый слог. Тяните его. Сколько звуков слышим? (2)

Какие это звуки? (й э). Давайте их охарактеризуем.

(й) — согласный, звонкий, мягкий

(э) — гласный, ударный

Так какая схема подойдёт, если в первом слоге мы слышим 2 звука?

Какой сделаем вывод? Буква Е в начале слова обозначает 2 звука (й) и (э).

Почему же букву Е можно назвать хитрой? (слышатся 2 звука, а пишется не 2 буквы, а одна!!!)

Первая работа буквы Е — обозначать 2 звука в начале слова. Такие буквы называют йотированными.

Отгадайте мою вторую загадку:

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (Лес)

Поработаем со словом ЛЕС. (слоги, ударение)

Сколько гласных звуков в слове? Всего звуков? Сколько букв? Почему звука 3? (Буква Е стоит не в начале слова, а после согласного звука.)

Это и есть вторая работа буквы Е — обозначать 1 звук после согласного.

Прочитайте ещё раз слово ЛЕС. Что хотите сказать? (согласный звук произносится мягко, значит Е — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.)

Это и есть третья работа буквы Е — обозначать мягкость предшествующих согласных звуков.

Парная работа:

На стола листочки. Прочитайте слова, с соседом по парте найдите и подчеркните слова, в которых буква Е обозначает 2 звука.

Слова: ветка, енот, сено, лента, еда, еду, мел

Всё ли мы с вами узнали о букве Е? (Нет, не научились её писать). Работа в прописи на с.31.

Рефлексия.

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему букву Е я назвала хитрой? (Может обозначать 1, 2 звука)

Решили ли мы поставленные задачи?

Оцените свою работу на уроке.

Урок окончен. Спасибо.

ветка,  енот,  сено,  лента,  еда,  еду,  мел

ветка,  енот,  сено,  лента,  еда,  еду,  мел

ветка,  енот,  сено,  лента,  еда,  еду,  мел

ветка,  енот,  сено,  лента,  еда,  еду,  мел

ветка,  енот,  сено,  лента,  еда,  еду,  мел

ветка,  енот,  сено,  лента,  еда,  еду,  мел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.

На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....

Конспект урока Обучения грамоте "Буква Я" 1 класс

Цели деятельности учителя:Знакомство детей с гласной буквой «Я», случаем обозначения ею двух звуков [й'] -[а] и ['а ];Планируемые  результатыПредметные:...

Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»

Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний»....

Конспект урока обучения грамоте "Буква Х" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема:  Письмо заглавной  письменной  буквы  «Х»Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написани...