Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: повторяем орфограмму "Мягкий знак на конце слов после шипящих".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx381.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: повторяем орфограмму "Мягкий знак на конце слов после шипящих".

Класс: 4 «Б».

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

Цель: повторение правила правописания мягкого знака после шипящих на конце слов и создание условий для применения этого правила.

Задачи:

Образовательные: повторить, в каких случаях на конце слов после шипящих пишется мягкий знак, в каких случаях он не пишется.

Развивающие: развивать внимание, мышление, речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, уважение к родному языку, к мнению друг друга при работе в паре.

Ресурсы урока: учебник по русскому языку 4 класс, 1 ч., С. В. Иванов, рабочая тетрадь, карточки с заданием, презентация, методическое пособие «Русский язык. 4 класс. Комментарии к урокам».

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (ФИПГ)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (ПРК)

Личностные

1.Организационный этап.

 (Гуманно-личностная технология)

Проверить готовность к уроку

Словесный. Слово учителя.

- Здравствуйте! Посмотрите на своего соседа по парте и улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошей работы.

- Проверьте свою готовность к уроку. На вашем рабочем месте должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаш и дневник.

- Итак, сядьте правильно и откройте тетради. Запишите число, классная работа. Выделите орфограммы и окончание.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Ф

-

Проверка готовности к уроку

-

Р: умение организовать свое рабочее место.

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

2. Актуализация знаний (Технология развивающего обучения)

Создать условия для актуализации знаний

Беседа, минутка чистописания

- Начнём урок с минутки чистописания:

- Посмотрите на слайд, что за слово вы видите? Известно ли вам это слово?

- Образуйте из этого слова новое слово, которое будет обозначать человека, владеющего богатством.

Выполняют письмо по образцу.

- Это слово богатство. Да оно нам известно.

- Слово, которое мы образовали «богач».

Ф,И

Презентация

Контроль учителем, взаимоконтроль.

Умение писать каллиграфическим почерком.

К: умение формулировать собственные мысли, высказывать.

Р: умение оценивать результаты своей работы на уроке

способность адекватно оценивать свои успехи и неудачи

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (Технология проблемного обучения, ИКТ)

1.Сформировать представления о предстоящей деятельности.

Беседа

 - Правильно, это слово богач, скажите, а будем ли мы писать мягкий знак на конце слова после шипящей? Почему?

- Давайте попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока.

- ь на конце слова не пишется, т.к. это сущ. 2 скл. (муж. р. един. ч.).

- Тема нашего урока «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Ф

-

-

-

Р: Целеполагание

П: умение находить ответы на вопросы, ориентируясь в своей системе знаний

развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации (Технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология)

Динамическая пауза.

Повторять, корректировать, более глубоко осмыслять материал, устанавливать новые взаимосвязи.

Снять усталость и напряжение, внести эмоциональный

разряд.

Беседа, работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 50, вы видите слова, которые записаны в столбик. Подумайте, что объединяет слова каждой группы? - Где необходимо написание мягкого знака?

- Когда на конце слова после шипящих пишется мягкий знак?

- Теперь посмотрите на высказывания ребят, прочитаем их и выберем правильный ответ.

- Как вы думаете, кто из ребят говорит правильно, почему?

- Почему не правы остальные ребята?

- Давайте сделаем вывод, где же пишется ь после шипящих на конце слова?

- Посмотрите на стр. 51. Под условным обозначением есть очень важная информация для нас, прочитайте ее. Как вы это понимаете?

- Выполняем упр. 1. (см Приложение 1)

- Прочитайте слова. На какие 3 группы мы можем их разделить?

Физминутка

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно.

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать.

А теперь ходьба на месте.

Это тоже интересно

- 1 столбик – сущ., Р.п., мн.ч., ь знак не пишется;                                              

   2 столбик – сущ., м.р., 2 скл., ь знак не пишется;

  3 столбик – сущ., ж.р., 3 скл., ь знак пишется;

   4 столбик – кр. прил., ь знак не пишется

- У существительных 3 склонения.

- Валя – мягкий знак у существительных с шипящим на конце указывает, что слово относится к 3 склонению.

- Федя – забыл, что у мягкого знака есть грамматическая функция.

- Даша – забыла о сущ. 1 и 2 склонения, где мягкий знак не пишется.

Костя – забыл о сущ. 1 склонения, которые стоят в Р.п. мн ч.

- Мягкий знак после шипящих пишется у имён сущ. 3 склонения.

- Мягкий знак в этих словах необходим как показатель ж. р., 3 скл.

- Выполняют упр.1

- 1) Имена сущ., 3 скл.

   2) Имена сущ. 1 и 2 скл.

   3) Краткие имена прил.

Повторяют слова и движения за учителем.

Ф, И

Учебник

Контроль учителем

объяснять написание мягкого знака(ь) после шипящих;

различать сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце;

записывать имена существительные с шипящим на конце

Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью;

осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации.

П:

овладение приёмами отбора и систематизации материала;

анализ, сравнение, группировка;

К:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

понимание и осознание нужности данных умений и знаний в жизни

Формирование положительного отношения

к занятиям двигательной

деятельности

5.

Обобщение и систематизация знаний (Педагогика сотрудничества, индивидуальный и дифференцированный подход)

Проверить и установить уровень овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности

Беседа, работа с учебником и карточками

- Переходим к упр. 2 (см. Приложение 2)

- Сейчас я раздам вам карточки с кроссвордом, который вам необходимо будет разгадать в паре со своим соседом по парте (см. Приложение 3). На это у вас есть. После чего мы всё проверим по образцу.

Выполняют упр. 2. Разгадывают кроссворд в паре со своим соседом по парте.

Ф, И, П

Учебник, карточки, презентация

Контроль учителем, взаимоконтроль

Применяют правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

П: умение находить ответы на вопросы, используя информацию из учебника и ориентируясь в своей системе знаний.

Р:

принимают и сохраняют учебную задачу.

К: умение дать полный ответ на поставленный вопрос.

6.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Проверить понимание выполнения домашнего задания

Словесный

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 51, упр. 3 (запомнить правописание слов).

Записывают домашнее задание.

Фронтальная

-

-

-

-

-

7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (Гуманно-личностная технология)

1. Подведение итога урока.

2. Организовать рефлексию и самооценку учащихся

Беседа

- Какая была тема нашего урока?

- В каких случаях мы пишем мягкий знак, а в каких не пишем?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью рефлексивной мишени. В каждом секторе закрасьте часть круга с той оценкой, которую вы хотите поставить (см. Приложение 4).

- «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

- У имен существительных 3-го склонения на конце слова после шипящих пишется мягкий знак. У имен существительных 1-го и 2-го склонения и у кратких прилагательных на конце слова после шипящих мягкий знак не пишется.

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью рефлексивной мишени.

Ф, И

-

Контроль, самоконтроль.

-

К: умение оформлять свои мысли в устной форме

Р: умение адекватно воспринимать мнение учителя или товарища, содержащее оценочный характер о работе на уроке.

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение 1

Краткие имена прилагательные

Имена сущ. 1 и 2 скл.

Имена сущ. 3 скл.

Хорош

Колюч

Пригож

Много дач

Плащ

Чертеж

Кирпич

Мало задач

Жду встреч

Сторож

Ландыш

Врач

Малыш

Стриж

Молодёжь

Дочь

Речь

Мышь

Приложение 2

По виду я птица,

По имени – мышь.

Но кто я такая,

Не знаю, малыш!

По горизонтали:

4. Мелкие монеты.

6.  Темное время суток

7. Картина, изображающая природу.

По вертикали:

1. Синоним к слову сила.

2. Отдалённое, глухое место.

3. Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом.

5. Крупное ластоногое морское северное животное с длинными клыками и усатой мордой.

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...