Предмет: русский язык Тип урока: открытие новых знаний. Тема: «Звуки [н, н’]. Буквы Н,н».
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [н, н,], буквами Н,н. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой. Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ФГОС

Класс: 1       

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: «Звуки [н, н’]. Буквы Н,н».

Учебник:  Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука» программа «Перспектива».

Цели урока

  • Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [н, н,], буквами Н,н.
  • Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
  • Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
  • Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
  • Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
  • Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

Регулятивные:  содействовать  формированию  умения  принимать  и  сохранять  учебную  задачу;  формировать  умение  планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Познавательные:  способствовать  умению  строить  речевые  высказывания;  упражнять  учащихся  в  выполнении  основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

 Коммуникативные:  учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к  мнению собеседника.

Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.

Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Фронтальная

Волевая саморегуляция 

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

Продолжим путешествие в город Букварск. По дороге будем узнавать что-то новое, делать открытия. Напомните, пожалуйста, особенности «открытия». (Мы должны сами понять, чего мы еще не знаем, и сами должны «открыть» новое знание, способ.)

 -Какие буквы мы уже  поселили в город? - Назовите.  (ы, а, о, и, э, у, м, с)

- На какие две группы они делятся? (гласные и согласные)

- Почему их так называют?

- Какими бывают гласные? (ударными и безударными)

- Что такое ударение?

- Каким цветом обозначают гласные на схеме? (красным)

- Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими)

- Каким цветом обозначают согласные на схеме? (синим и зеленым).

Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. 

Фронтальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. 

Формулирование учащимися темы и задач урока.

Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

Выделение звуков [н], [н’].

 - В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.

 Загадка.

 – Кто один имеет рог ?

 Отгадайте ?................... ( Носорог )

 - Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?

 Загадка.

– Словно царскую корону

 Носит он свои рога.

 Ест лишайник, мох зелёный

 Любит снежные луга. ( Олень )

 - Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный

 или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?

- Кто может сказать. Какая тема урока?

( тема сегодняшнего урока – «Звуки [н, н,] и буква, которая их обозначает».)

Изучение новых знаний 

 Познакомить детей с  согласными звуками согласными звуками [н, н,], буквами Н,н.

  • Назовите слова в которых есть звуки [н, н,].(Учащиеся называют слова сначала с твёрдым, затем с мягким звуком.)

Работа по учебнику

Откроем учебник «Азбука» на с. 80.

  • Почему в азбуке напечатаны две буквы Н, н?

(Большая буква пишется в начале предложений, в названиях городов, именах, кличках.)

  • Встаньте, пожалуйста, из-за парт и изобразите букву Н.
  • -  А на что ещё похожа буква Н?
  • Почему художник изобразил букву Н в виде ниток? Какие звуки обозначает буква н? ([н], [н’].)

  - Какие рисунки изобразил художник в рубрике «Читаем сами»

разбор слов (ножницы, нитки)

1) Выделение звуков [н], [н’].

– Проговариваем слово ножницы целиком дважды.

– Делим на слоги, скандируем

нож-ни-цы

– Теперь слово надо позвать  (ножницы)

– Выделяем ударный слог.

– Производим вычленение звуков из слова.

Дети: [н-н-н-н-н-но]

[Н] – согл., твёрд., парн. по мягк. [ н’], сон., непарн. по глух.

[О] – гласн., удар.

[Ж] – согл., твёрд., непарн. по мягк., звон., парн. по глух. [ш]

[Н’] - согл., мягк., парн. по твёрд.[н], сон., непарн. по глух.

[И]– гласн., безуд.

[Ц] – согл., твёрд., непарн по мягк., глух., непарн. по звонк.

[Ы] – гласн., безуд.

Сколько в слове звуков? Сколько букв?

Произнесём ещё раз первй звук.

– При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба.

– Произнесите слово ножницы по слогам

нож-ни-цы

– Произнесите второй слог, выделяя согласный звук.

Дети: [н-н-н-н-н-ни]

– В чём сходство и различие звуков [н], [н’]

Дети: Сходство в том, что звуки [н], [н’] – согласные, сонорные, звонкие.

Различие: [н] – твёрдый, [н’] – мягкий.

– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [н, н,].)

– Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)

 Составление эталона для букв и звуков.

- Заселим букву эн и звуки в домик.

(Самостоятельная работа детей на листочках. После выполнения работы вывешиваются на доску. Выбор домика.

- Какой из домиков наиболее полно нам может рассказать о его хозяине.)  Появляется эталон

                                                                                                                          

Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Подведение под понятие, целеполагание

Первичная проверка понимания изученного

  Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.

Цели. Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать. 

чтение слогов

на ни

но

ню

ны

ну

- Какие из слогов придут в гости к мягкой  ,], какие к твёрдой  [н].

Работа по рисунку.

- Как назван рисунок?  (Мы сами.) Почему?

- Кого нарисовал художник? Что  произошло с девочкой?

Чтение слов с буквой н.

она   Анна   с ними

они  Нина    сними

- Как вы понимаете с ними, сними? (с ними это с кем то, а сними обозначает действие.)

Чтение текста.

 Игра «Кто больше»

 Прослушайте сказку “Буратиний нос” и запомните слова со звуками [н], [н’]. Последний назваший слово выигрывает.

 

Буратиний нос.

  На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щёки краской, ну, как будто он – Буратино.

  Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал её клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом. 

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается!

Надулся Никита. - Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

- Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

- Кому понравился рассказ? Почему? Какие слова запомнили?

Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. 

Индивидуальная

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам работы в паре.

Повторение правил.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Работа в парах.

Возьмите конверт. И достаньте задание № 1.

  • Догадайтесь, какой слог лишний в этих рядах:

 на-но-ма

 ну-на-но-мы

 на-но-ну-ни

 - Зачеркните.

Комментирование выбора детьми.

- Найдите  в конверте    листочек с четверостишием это задание №2.

НАСМОРК БУКВУ эН ЗАМУЧИЛ,

ХОДИТ ХМУРАЯ, КАК ТУЧА,

НОСОВОЙ ЕЁ ПЛАТОК

ВЕСЬ ДО НИТОЧКИ ПРОМОК.

- Читающие дети, готовятся к выразительному чтению. Остальные находят в стихотворении новую букву и обводят её простым карандашом?

- Сколько букв вы обвели? (4)

- Прочитайте слова с этой буквой? (насморк, носовой, ниточки)

Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. 

Фронтальная

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

Контроль и самоконтроль, коррекция

Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. 

Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. 

Индивидуальная

Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. 

Подведение итогов урока, рефлексия

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?

 - Кто был самым активным?

 - Чьи ответы были самыми полными и чёткими?

 - Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

Фронтальная

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России». Тип урока: «открытие» новых знаний Тема: «Спряжение глаголов»

Цель урока:·         Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моде...

Русский язык 2 урок открытия нового знания проблемно-диалогическая Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-.

Задачи урока - формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; Цель урока − организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ п...

Урок с использованием ИКТ. Урок "Открытие нового знания". Тема: "Мi clase".

Методическая разработка в виде презентации. Урок "Открытия нового знания". Введение и отработка новой лексики по теме "Mi clase", 3 класс. Для школ с углубленным изучением испанско...

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]. Буквы «Л, л».

Предмет: литературное чтение Класс: 1класс УМК «Школа России» Учебник:. Русский язык.Азбука1-й класс  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]...

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]. Буквы «Л, л».

Цель: выявление особенностей звуков [л],[л’], обозначение их буквами, формирование умения писать строчную букву «л». 1. Организационный момент. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть эта улыбка...