Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]. Буквы «Л, л».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бондаренко Ирина Васильевна
Цель: выявление особенностей звуков [л],[л’], обозначение их буквами, формирование умения писать строчную букву «л». 1. Организационный момент. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть эта улыбка сопровождает вас до конца этого дня в любой ситуации. Не будем хмуриться, а будем добрыми и взаимовежливыми друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1_kl.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное  чтение

Класс: 1класс

 УМК «Школа России» Учебник:. Русский язык.Азбука1-й класс  Горецкий В.Г.,КирюшкинВ.А.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема «Звуки [л],[л’]. Буквы «Л, л».

Цель: выявление особенностей звуков [л],[л’], обозначение их буквами, формирование умения писать строчную букву «л».
1. Организационный момент.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть эта улыбка сопровождает вас до конца этого дня в любой ситуации. Не будем хмуриться, а будем добрыми и взаимовежливыми друг с другом.
2. Актуализация знаний.
- На какие две группы делятся звуки? (согласные и гласные)
- Почему гласные так называются? ( они состоят из одного голоса)
- Какие гласные мы изучили? (а, о, у, ы, и)
- Почему гласную «и» мы поставили на ленте букв отдельно от всех гласных? (она указывает на мягкость согласных впереди ее стоящих )
- Какие согласные буквы мы уже изучили? (с, к, т, н)
- Какая буква стоит отдельно от всех изученных согласных? Почему? (н, она обозначает звук)
3. Самоопределение к деятельности
- Достаточно ли нам знаний, чтобы уже читать книги? (нет)
-Нужно нам еще изучать звуки и буквы? (да)
Послушайте слова .   И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этих словах Ложка, пила, лыжи, ёлка. ( звук [л])
- Какие звуки и буквы будем изучать на уроке?
- Давайте поставим задачи перед собой, которые мы должны выполнить на уроке.
1. Изучим новый звук.
2. Познакомимся с буквами, с помощью которых можно записать звуки [л],[л’]
3. Научимся читать слоги, слова и предложения с новыми буквами.
4. Изучение нового материала.
1.- Отгадайте  загадку:  1)Четыре братца под одной крышей стоят.

Что это? Составим модель этого слова.

Сколько слогов? Произнесите последний звук

2)-Даже в зимнюю метель зелены сосна и …ель

-Произнесите последний звук в слове-отгадке.

- Произнесите эти звуки. Какие они гласные или согласные? Почему? ( согласные, они произносятся с трудом, мешает язык)
- Что можно сказать об этих звуках [л],[л’]? ( один звук твердый, другой мягкий)
- Скажите, какие это звуки: глухие или звонкие? ( звонкие, они произносятся звонко

2.Знакомство с буквой Лл. На что похожа эта буква?

3. Рабочие листы. Обведите  букву л

Тополиный пух

Над калиной, над малиной, пух летает тополиный.
Ивы, клёны, пихты, ели, дуб и липы побелели.

5. Физкультминутка.
6. Чтение слогов с буквой Л
- А давайте попробуем соединить нашу букву с гласными буквами, что мы получим? (ла,ло, лу, лы, ли)
- Какой слог получился с мягким звуком [л’]. Почему?
7. Чтение слов с буквой л.
- Посмотрите на слова, которые написаны на доске.
- Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.
- Прочитайте слова по порядку.
- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.
(стол - 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул - 2 слога)
- Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.
(стол, кукла, куклы - на первый слог; катал, уснул - на второй слог)
- Прочитайте слова, выделяя ударные слоги.
- Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?
(Кукла - один предмет, а куклы - несколько)
- Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.
8. Зарядка для глаз
Упражнение 1. Сделайте 10 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева- направо
Упражнение 2. 10 колебательных движений глазами по вертикали – вверх-вниз и вниз-вверх
Упражнение 3. Тоже 10, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 10 круговых вращательных движений глазами слева-направо.
9. Чтение предложений, включающих слова с буквой л.
- Откроем "Азбуку".с.59
- Рассмотрите рисунок под текстом, который мы будем сейчас читать.
- Как вы думаете, о чем будет рассказ?
- Давайте, проверим, правильно ли мы предложили?
- Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)
- А что вы знаете о ней?
(что у Оли куклы)
- Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?
(что Оля катала кукол)
- Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?
- Ребята, давайте еще раз прочитаем текст
- О ком и о чем говориться в тексте?
(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)
- Ребята, мы правильно определили, о чем будет текст?
- Кто хочет рассказать, как вы играете на улице?
- Спасибо. Мне очень понравилось.
10. Рефлексия. Игра «Доскажи словечко»

1)Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост- краса. Это кто?

-Какой первый звук в этом слове?

2)Заставляет плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а  …(лук)
11. Итог урока.
- Скажите, кто из вас сегодня хорошо работал?
- Кто не очень хорошо, мог бы и лучше?
- Кто был невнимательным и не всегда слушал нас?
- Кого бы из класса вы наградили за хорошую работу на уроке?
- Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?
- Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л'] )
- Какие это звуки?(Звук [л] - согласный, твердый, а звук [л'] - согласный, мягкий)

Тема «Что у нас под ногами?»

Цель урока: развивать представление о форме, размере, цвете предметов, научить различать камни.

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний 

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

На прошлом уроке мы говорили о том, что у нас над головой. Что вы запомнили? (Мы познакомились с созвездием Большой Медведицы.)

— Кто может нарисовать звезды-точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы?

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы поговорим о небе, а наоборот, о том, что находится внизу, под нашими ногами. — А вот наш Муравьишка собрал целую коллекцию камешков. Что вы можете рассказать нам о найденных камнях? (Камешки отличаются друг от друга размером, формой, цветом.)

— Кто попробует догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с. 20.

— Прочитайте тему урока. (Что у нас под ногами?)

— Прочитайте, о чем мы узнаем и чему научимся.

IV.Открытие нового знания
- Начнем со второй поставленной задачи. Попробуем камешки, принесенные Муравьишкой, разложить на три группы так, как это показано в учебнике.

— Какой вывод мы можем сделать? (Камни могут быть разного цвета, размера и формы.)

V. Первичное закрепление
- Теперь посмотрите на те камни, которые представлены в учебнике, стр. 20. (описывают картинки) Да, мы видим 3 вида камней: гранит, кремень и известняк. Эти камни были популярны еще давным-давно, только когда начинали жить первые люди.
- Например, гранит — это очень прочный камень, который чаще всего использовали во время строительства домов.
- А вы знаете, как 1 люди добывали огонь? Для того, чтобы добыть огонь, они складывали сухие ветки и били друг от друга несколько камней кремня, таким образом появлялась искра, которая, падая на сухие дрова, вызывала огонь.
- А вот известняк интересен своим происхождением, ведь он не просто камень, он состоит из раковин морских животных, моллюсков, которые много - много лет пребывания на дне морском.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Выполнение задания в рабочей тетради№2 (с. 11).

— Найдите в приложении на с. 59 рисунки камней. Вырежьте их и выполните задание.

(Проверка по учебнику (с. 20).)

VII. Рефлексия учебной деятельности
Муравьишка вновь подготовил для вас хитрые вопросы.

— Что у нас под ногами?

— Чем отличаются друг от друга разные камешки? (Формой, размером, цветом.)

— Названия каких камней вы запомнили? (Известняк, гранит, кремень.)

— Для чего они служат?

Молодцы! Муравьишка доволен вашей работой.

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вы научились сортировать камешки. Как вы это делали? (По форме, размеру, цвету.)

Класс: 1класс

 УМК «Школа России» Учебник:. Математика М. И. Моро, 1 кл., 1 часть

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Тема: «Числа 8 и 9. Письмо цифры 9» 

Цель: ознакомление обучающихся с составом чисел 8 и 9, научить писать цифру 9.

I. Организационный момент.

 Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение себе и своим друзьям.

- Кто  из вас готов отправиться за новыми знаниями?

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг- другу, если в этом будет необходимость

II. Актуализация опорных знаний. 

Разминка.

  • Назови 5 имен девочек.
  • Как называют время приема пищи в середине дня? (Обед.)
  • Назови крупное домашнее животное, которое даёт  молоко. (Корова.)
  • Назови первый месяц года.
  • Кто от дедушки ушел? Кто от бабушки ушел?

1) Индивидуальная работа по карточкам (два человека работают у доски, остальные за партами)

5 - … = 3

6 - … = 5

3 + 1 = …

7 - … = 2

… - 4 = 1

… - 2 = 5

5 □ 6

4 □ 5

3 □ 2

8 □ 6

4 + 2 □ 3

7 – 1 □ 8

   

2) Устный счет:

. а)- На кустике сидело 2 жучка, прилетело ещё 2. Сколько стало?

- На полянке играло 4 зайчика, к ним прискакало ещё 2 зайца. Сколько теперь зайцев на полянке?

- На дереве сидело 7 синиц, к ним прилетела ещё синица. Сколько стало синиц?

- На льдине было 6 пингвинов, 3 ушло. Сколько осталось пингвинов?

3)        Прямой и обратный счет.

  • Назови числа от 1 до 10 по порядку,
  • Назови числа от 2 до 5, от 10 до 1, от 4 до 2.
  • Какое число идет при счете за числом 2? 4?
  • Какое, число предшествует числу 5? 3? 4?
  • Какое число находится между числами 2 и 4? 1 и 3?
  • Назови «соседей» числа 2? 3?

III. Формирование новых знаний.

1) Фронтальный опрос

Положите 7 синих квадратов, а рядом – 1 красный. Сколько стало квадратов? (8)

Запишите, в тетради как получили число 8? (7+1=8)

Было 7 квадратов, стало 8. Стало больше или меньше? На сколько?

Что больше: 7 или 8? Как это записать? (8>7)

Всего 8 квадратов, из них 1 красный. Сколько синих? (7)

Запишите как получили число 7. (8-1=7)

Что меньше: 7 или 8? Как это записать? (7<8)

Положите 8 желтых кругов, рядом положите 1 зелёный круг. Сколько стало кругов? (9.)

Запишите, как получили число 9. (8 + 1 = 9.)

Назовите тему урока.

2) Работа с учебником

Рассмотрите геометрические фигуры на с. 58. Что общего у фигур слева? (Это треугольники.)

Докажите, что это треугольники. (У них 3угла и 3 стороны.)

Объясните, что означают записи под треугольниками.(7+1= 8— синих треугольников 7, красный треугольник 1. Всего 8треугольников. 8— 1 = 7—из 8 треугольников 1 красный. Синих треугольников 7.)

Какие знаки нужно вписать в круги? (8 > 7, 7 < 8.)

Что общего у фигур справа? (Это четырехугольники.)

Докажите, что это четырехугольники. (У них 4угла и 4 стороны.)

Объясните, что означают записи под четырехугольниками.(8+1=9—синих четырехугольников 8, красный четырехугольник 1. Всего 9 четырехугольников. 9-1=8— из 9четырехугольников 1 красный. Синих четырехугольников 8.)

-Какие знаки нужно вписать в круги? (9 > 8, 8 <

.

 Физкультминутка    

.А теперь, ребята, встали.

  Быстро руки вверх подняли,  

   В стороны, вперед, назад.

   Повернулись вправо, влево,

   Тихо сели, вновь за дело.

IV. Формирование практических умений и навыков.

1)Работа в тетради с печатной основой

Коллективный разбор.

—Откройте тетрадь на с. 22. Соедините числа по порядку. (Выполнение по образцу. Проверка у слабых обучающихся.)

А сейчас будем учиться писать цифру 9. Разомнём сначала наши пальчики(пальчиковая зарядка) 

Цифр 9 — это есть

Перевернутая 6.

Наверху рисуй кружок,

Вниз — дугу наискосок.

Начинай писать с кружка,

Да не делай уголка.

У девятки нет углов:

Круг, дуга — и знак готов!

2)Самостоятельная работа

Посмотрите, где начало цифры 9. Обведите цифру по стрелочкам.

Обведите цифру 9 и допишите до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру.

Обведите цифры во второй строке. Запишите пропущенные цифры.

V. Закрепление изученного материала.

1) Работа с учебником

(Самостоятельное выполнение задания на полях (с. 58). Взаимопроверка.)

Сравните отрезки. (Синий отрезок длиннее фиолетового, так как 7мерок больше, чем 6 мерок. Длину зеленого отрезка мы не знаем, поэтому его нельзя сравнить с другими отрезками.)

3) Игра «Не разорви цепочку»

Посмотрите на многоугольники, приведенные ниже. Вспомните, как называется каждый из них.

4) Работа в парах

—Рассмотрите рисунок ниже. Сколько рыб поймал рыбак? (9.)

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

—Что нового вы сегодня для себя открыли? Чему вы научились?


) Разминка

  • сколько ног у курицы
  • сколько дней в неделе
  • какие два числа нужно сложить, чтобы получить 5
  • какая страница книги находится между 6 и 8
  • сколько страниц книги прочитал Петя, если он читает седьмую страницу

В) игра "Угадай число"- презентация

  • какое число следует за 5
  • какое число последующее за 6
  • какое число стоит перед 5
  • какое число предшествует числу 2
  • какое число стоит между 2 и 4

Г) Задачи для самых смекалистых-презентация

  • из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайцы. Сколько их? (3)
  • из будки торчат хвостики щенков. Сколько щенков, если мы видим 7 хвостиков,
  • у животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у этого животного

Проверка индивидуальной работы

Физминутка

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Работа над новым материалом

Работа с числовой лесенкой - презентация

Посмотрите на столбик, изображающий число 5. Какое число идет при счете перед 5?

Сравните 5 с предыдущими числами. Как можно получить число, следующее при счете за числом 5? (5 да 1=6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России». Тип урока: «открытие» новых знаний Тема: «Спряжение глаголов»

Цель урока:·         Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моде...

Урок с использованием ИКТ. Урок "Открытие нового знания". Тема: "Мi clase".

Методическая разработка в виде презентации. Урок "Открытия нового знания". Введение и отработка новой лексики по теме "Mi clase", 3 класс. Для школ с углубленным изучением испанско...

Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).

познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...

Предмет: русский язык Тип урока: открытие новых знаний. Тема: «Звуки [н, н’]. Буквы Н,н».

Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [н, н,], буквами Н,н. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой. Продолжить ознакомление детей с морфемами сл...

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]. Буквы «Л, л».

Предмет: литературное чтение Класс: 1класс УМК «Школа России» Учебник:. Русский язык.Азбука1-й класс  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Тип урока: урок «открытия» новых знаний Тема «Звуки [л],[л’]...