конспект урока русского языка по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ольга Геннадьевна Коршунова

Цель:    Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные,  дать общее понятие о том, на основе каких признаков слова  объединяются  в   части речи;  знакомить с обобщённым лексическим значением имён  существительных; способствовать  развитию фонематического слуха, орфографической зоркости,  внимания, мышления, речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Имя существительное24.67 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе

                                             «Школа России»

Тема: Понятие об имени существительном.

                                                 

Цель:    Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные,  дать общее понятие о том, на основе каких признаков слова  объединяются  в   части речи;  знакомить с обобщённым лексическим значением имён  существительных; способствовать  развитию фонематического слуха, орфографической зоркости,  внимания, мышления, речи.

Оборудование:, учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», сигнальные светофоры.

                                                         Ход урока.

  1.   Организационный момент.
  2.  Объяснение нового материала

1)- Прочитайте стихотворение: 

 

Есть много интересных слов,

                     Их знаете давно.

                     Вот, например, собака, стол,

                     Часы, жираф, кино.

                     И долго можно говорить

                     Про разные предметы.

                     Возьмём слова утюг, пенал,

                     Котёнок и конфеты.

                     И будем с ними мы дружить,

                     Писать, читать, произносить.

- Выпишите из данного стихотворения слова, выделенные жирным шрифтом, с комментированием на изученные орфограммы и выделите эти орфограммы.

- Что объединяет все эти слова?

 - Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Слова, которые отвечают на вопрос что?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

      - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? Кто знает, как называется часть речи?

III Физ. минутка.

                  Имя существительное

             Очень убедительное.

             На вопросы кто? и что?

             Отвечать оно должно!

 Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимете руки вверх,

если на вопрос что? – руки вперёд,

если встретятся другие (части речи) слова – присесть.

Внимание:

       Люстра, мальчик, бегать, гроза,  карась,   окно,  зелёный

                 А сейчас внимательно

                    Мы правило прочтём,

                   И всё, что мы узнали,

                   Теперь мы назовём.

   Слова, которые обозначают предметы и  отвечают на вопросы кто? что?, называют именами существительными.

  • Какие предметы, кто может уточнить?

  ( людей, животных, неживые предметы, явления природы.)

- Предметы, отвечающие на вопрос кто?, - одушевлённые, а на вопрос что? – неодушевлённые

2). Зрительно – слуховой диктант

                 - Запишите предложение, найдите существительные и выделите орфограммы.

  • Бурундук лапки на животе сложил и шишку шелушит.

3)     - Выпишите все имена существительные

             Чудак – математик

              В Германии жил.

              Он хлеб с колбасою

              Случайно сложил.

              Затем результат

              Положил себе в рот.

              Вот так человек

              Изобрёл бутерброд.

4).  - Попробуйте это стихотворение прочитать без имён существительных.

В жил.

 Он с

 Случайно сложил.

 Затем

 Положил себе в.

 Вот так

 Изобрёл

-  Вам понятно, о чём говорится в стихотворении?

  - Что необходимо сделать, чтобы всё стало понятно?

  - А что обозначают имена существительные?

  - А что ещё вы помните об имени существительном?

  - Что значит – изменяются по родам?

  - А какие ещё части речи вы знаете?

- Найдите в стихотворении слова , которые относятся к глаголам.

-Для чего служат предлоги?

  Все слова в русской речи являются какой – либо частью речи.

  Среди всех частей речи наибольшую группу составляют имена существительные.

5). Загадки.

- Отгадки запишите в 2 столбика.

     

  В 1 столбик - слова, отвечающие на вопрос кто?

  Во 2 столбик – слова, отвечающие на вопрос что?

На ромашку у ворот опустился вертолёт –

Золотистые глаза. Кто же это?...        

                                              (стрекоза)

Волосата, зелена, в листьях прячется она.

Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.

                                                   (гусеница)

Подрастала – хвост растила,

Платье тёмное носила.

Подросла – зелёной стала,

Хвост на вёсла поменяла.

                          (лягушка)

Я румяную Матрёшку от подруг не оторву,

Подожду, когда Матрёшка упадёт сама в траву.

                                        (яблоко)

Волосата, зелена, в листьях прячется она.

Хоть и много ножек, бегать всё равно не может.

                                                   (гусеница)

Не огонь, а жжётся, в руки не даётся.

Выросла под ивой. Звать её …

                                                     (крапивой)

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.

                                      (одуванчик)

Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой стоит под горой.

                                                   (Берёза)

Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! – Удрала, а хвост в руках.

                                      (ящерица)

- Что объединяет существительные первого столбика?

(они обозначают одушевлённые предметы, лексическое значение данных слов – насекомые).

-Что объединяет в одну группу слова второго столбика?

(имена существительные, которые называют неодушевлённые предметы, относятся к теме «Растения».)

-Что объединяет эти две группы существительных?

(Насекомые не могут существовать без растительного

  1. Закрепление

  1. Работа с учебником.

- Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева.

            Ревела буря.

            Дождь шумел.

            Во мраке молнии летали.

            Беспрерывно гром гремел,

            И ветры в дебрях  бушевали.

- Спишите

2.- Замените имена существительные словами
синонимами, найдите правильные ответы и соедините их линией

Темнота  -                     густой,  

                                      непроходимый

Заросли  -                     сумрак

Дремучий лес  -           кустарники, густая  

                                       растительность.

3.Выборочное письмо. Упражнение 4.

Запишите слова в 3 столбика:

Предметы      Явления природы     Действие

      снег                  ненастье                езда

  помидор               половодье             бег 

   ягоды                                                 косьба 

   осина                                                

V.Рефлексия. 

         -Что мы называем именем существительным?

  -    Что могут обозначать имена существительные?

(предметы: одушевлённые и неодушевлённые.)

-  Как могут изменяться имена существительные?

VI. Итог урока.

         Вот и подошёл к концу наш урок. Я попрошу оценить свою работу с помощью сигнальных карточек

  Домашнее задание.

           Упр. 8 с. 54

Урок окончен.  Вы поработали на славу, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс

На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....

Конспект урока по английскому языку 2 класс "Существительные в притяжательном падеже"

Урок первичного знакомства с этой темой, по УМК М. З. Биболетовой "Enjoy English"....

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...