Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Безударная гласная в приставках"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дмитриева Ольга Игоревна

УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx31.45 КБ
Office presentation icon buneevy.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка ,проведенного в  3 Б классе школы №4

 Дмитриевой О.И

Автор: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

 Система "Школа 2100"

Тема: Безударные гласные в приставках.

Цели урока:

Образовательные:

1.Организовать учебно-поисковую деятельность по добыванию новых знаний о способе написания безударных гласных в пристаках.

2.Начать работу по формированию умений написания безударных гласных в приставках.

Развивающие:

Развитие личности учащихся на основе формирования у них умения учиться:

1)Развитие личностных УУД.

-самоопределения на этапе постановки проблемы и ее решения.

-смыслообразования на этапе постановки уч.проблемы.

2)развитие регулятивных УУД:

-целеполагания при постановке уч.проблемы,при формулир-ке целей выполняемых упражнений.

-действие рефлексивной оценки  на этапах постановки уч.проблемы,при подведении итогов урока.на рефлексивно-оценочном этапе.

-действие прогнозирования возможных затруднений и поиск путей их предупреждения.

-планирование и осознание своего способа действия  при составлении памятки.

-процессуальный контроль и самоконтроль  на этапе чистописания,при выполнении упражнений с опорой на памятку, орфографич самоконтроль при постановке проблемы.

-взаимоконтроль при предъявлении учителем заданий-ловушек

-осознание своего способа действия  при выполнении упражнений ,при составлении  памятки.

4)Развитие познавательных УУД:

-учебно-информационных умений при работе над учебно -познават.текстом правила.

-логических универ.действий :

а)анализа при выделении орфограммы в словах,при выполнении упражнений.

б)классификации при выполнении упражнений,при проверке письменного домашнего задания

в)обобщения при подведении итогов урока.

-развитие знаково-символических действий на этапе постановки уч.проблемы,при моделировании проблемы,при составлении памятки.

5)Развитие коммуникативных УУД при организации уч.диалога на этапах постановки и решения уч проблемы,при составлении памятки,при выполнении упражнений(ловушек).

Воспитательные:

-воспитание личностных качеств инициативности,ответственности при  организации уч.диалога на этапах постановки уч.проблемы.

Оборудование :

для учителя:презентация,учебник.

для учеников:учебник ,тетрадь,пенал,дневник.

1.Орг момент.

-Здравствуйте ,ребята,садитесь.Сегодня мы продолжим раскрывать секреты русского языка. Перед тем,как начать наш урок,проверим ,все ли к нему готовы.У вас на столах должны лежать:учебник,положите руку на него ,ваша тетрадь,положите руку на нее,и дневник,пенал.Поднимите руку,у кого чего-то из названного нет?

-Теперь мы можем начать наш урок.

2.Чистописание. 

-В начале проведем минутку чистописания. Поиграем в игру «Доскажи словечко»,чтобы определить написание какой буквы мы будем отрабатывать.

Ты весь мир обогреваешь 
Ты усталости не знаешь, 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все ... 
…(солнце).

-Как вы догадались?

Мы слепили снежный ком, 
Шляпу сделали на нем, 
Нос приделали, и в миг 
Получился ……(снеговик).

-Как вы догадались?

-Назовите первый звук в словах-отгадках. Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой обозначается этот звук на письме?

-Сегодня на уроке будем работать над строчной и заглавной буквами С,с. Ребята, при проверке домашнего задания, я обнаружила, что некоторые из вас вот так пишут букву «эс» (Демонстрирую ошибочное написание на доске).

-Посмотрите внимательно на эти строчную и заглавную букву С и скажите, правильно ли она написана? (Нет) Объясните, почему вы так считаете? (Неглубокий полуовал и слишком высокая буква).

-Давайте вспомним, как нужно правильно писать эти буквы ,для этого посмотрите на слайд

-Молодцы, а теперь правильно написано? (Да). Почему? (полуовалы глубокие, буквы невысокие). Напишите эти буквы . Подчеркните ту букву, которая на ваш взгляд, получилась у вас наиболее аккуратной и правильной по сравнению с образцом,а над буквами,которые не получились поставьте точку

-Чему мы сейчас учились?

- Зачем нам этому учиться?

3.Словарно-орфографическая работа.

-Сейчас мы будем тренироваться безошибочно писать ранее изученные словарные слова.Посмотрите на экран,вам представлены иллюстрации.Запишите в тетрадь словарные слова,которые обозначают то,что вы видите на картинках.

-Подчеркните орфограммы во всех словах,поставьте ударение.А потом мы проверим.

-Теперь проверим,все ли правильно записали эти словарные слова.Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Допустил ли кто-нибудь ошибки?

-Исправьте их и постарайтесь не делать их больше.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым словарным словом.Ребята,для того,чтобы узнать это слово,отгадайте загадку на экране.(рябина)

-Как вы догадались?

-Правильно.А что же такое "Рябина"?(ягода,дерево)

-Вы правы,Рябина это...(надпись на слайде)

-Поставим ударение,для этого позовем слово.На какой слог падает ударение?

 -Найдем безуд.гласную в слове.

--Давайте попробуем найти проверочное  слово.Что для этого нужно сделать?(изменить слово или подобрать однокоренные)

-Смогли ли мы проверить безуд гласную-я-?(нет)

--Значит какой вывод можно сделать?(это словарное слово,написание нужно запомнить)

-Запишите слово в тетрадь,поставьте ударение ,подчеркните орфограмму. Маша,запиши,комментируя написание.

-Составим словосочетание с нашим новым словарным словом.Запишем словосочетание ....Выделите орфограмму,поставьте ударение. Валя,запиши,комментируя написание.

-Теперь составим предложение со словом-рябина.(собираю ответы)

-Запишем предложение-За моим окном раскинулась рябина. Валя,запиши,комментируя написание. В словарном слове выделите орфограмму и запомните написание нового словарного слова.

4.Проверка домашнего задания.

-Что мы изучали на прошлом уроке?(Часть слова-приставка)

-Что же такое приставка?(часть слова,которая нах-ся перед корнем)

-Для чего служат приставки?(для образования новых слов)

-Какая еще часть слова выполняет такую же функцию?(суффикс,корень)

-Как пишутся приставки и с чем часто ученики путают их написания?(пишутся со словами вместе, путают с предлогами,которые пишутся со словами отдельно)

-Выполните такое задание. Нужно определить где приставка,а где предлог. Как же мы можем отличить приставку от предлога? ( на том месте,где возник вопрос нужно вставить слово. Если нельзя вставить-приставка, если можно-предлог)

-Ученик из соседнего класса утверждает, что данное предложение написано без ошибок.  ( с ошибкой -в шкафу-пишется раздельно,так как это предлог,можно проверить-в своем шкафу. Корень -лож-не употребляется без приставок).

-Измените предложение так ,чтобы оно было правильным.(Миша всегда клал...Миша положил...)

-Какое письменное упражнение вам было задано?(146)(на слайде)

-Как вы ответили на вопрос автора?

-На какие две группы и по какому основанию можно разделить все данные слова?(по наличию приставки -на группу  слов с приставкой и группу слов без приставки)

-Какие слова вы отнесете в группу слов с приставкой?(наводнение,набег,наговорить ,написал)

-А какие-во вторую группу?(надо,надежда,настежь,наши)

-Полностью я проверю упражнение,когда соберу тетради.

-Мы проверили ваши знаний по предыдущему материалу,а сейчас попробуем поставить вопрос сегодняшнего урока.

5.Введение нового материала.

Постановка учебной проблемы.

Актуализация имеющихся знаний, которые входят в противоречие с новым материалом.

-Посмотрите на экран.Прочитаем слова(летел,бежал,писал,ласкал,сказал)

-Можно ли допустить ошибку при написании этих слов?(да)

-Какая орфограмма вам тут встретилась?(безударная гласная в корне слова)

-Проверим. Поставим ударение в словах. Выделим корень в словах. Какая  безуд гласная в этом слове?

-Как же нам не допустить ошибки в словах с безуд глас в корне?(подобрать однокор слово ,чтобы безуд стала ударной)

-Давайте подберем проверочные слова к данным глаголам (летчик,бег,пишет,ласка,скажет)

Предъявление задания ,которое дети выполнить не могут,операясь на имеющиеся знания.

-Прочитаем вторую группу слов.(окружил,подсказка,,доделал,заехал- с пропуском безуд глас в приставке)

-Можно ли допустить ошибку в этих словах?(да)

-Какая орфограмма вам тут встретилась?(безуд гласная в приставке)

-проверим. Поставим ударение. -Выделим приставку в словах

-Докажите ,что это приставка(стоит перед корнем,послужила для образования нов. слова)

-Кто какую букву вставил в приставку?(кто-то А,кто-то О)(на слайде появл-ся дробная запись А\О)

-Мнения разделились.Смогли ли мы написать приставку?(нет)

Осознание причин затруднений.

-Почему кто-то из вас вставил букву А?А почему-О?(видел написание такое,проверил проверочным словом)

-А можно ли проверить ,подобрав родственное слово?(нет)

-Почему же мы не смогли проверить безуд гласную подбором проверочного слова?(потому что условия изменились и безуд глас находится в приставке)

Формулировка уч проблемы.

-Какой же вопрос вам хочется задать?(как писать безуд гласную в приставке?)

Моделирование проблемы

Решение уч проблемы.

-Прочитатйте слова.

-Сравним эти слова. Что во всех словах общего?(есть приставка)

-На какие две группы в зависимости от ударения можно разделить эти слова(группа слов с приставкой под ударением и группа слов с  приставкой без ударения)

-Что общего между приставками без ударения и приставками под ударением?(пишутся одинаково)

-Как же нам правильно написать безуд гласную в приставке?(проверить словом с такой же приставкой,но под ударением)

-Посмотрите еще раз внимательно на слова в двух столбиках. Обязательно ли слова с безуд и ударным гласным в приставке должны быть однокоренными?(нет)

-Какой вывод вы можете сделать о написании слов с безуд гласной в приставке?(слова с безуд гласн в приставке можно проверить словом с этой же приставкой,но под ударением)

6.Работа над текстом правила в учебнике.

-Откройте учебник на стр.103 и прочитайте  правило в рамке про себя для того,чтобы определить совпал ли наш вывод с автором.

-Итак,совпал ли наш вывод с авторским?(да)

-Теперь прочитаем правило вслух  и подумаем ,о чем в нем говорится.Аркадий,прочитай.

-О чем же говорится в правиле?(о написании безуд глас в приставках)

На сколько частей можно разделить правило?(на 3)

-О чем говорится в 1 части?во 2? в 3?

- Почему некоторые приставки  даны в скобках?(исп-ся для удобства произношения)

-Я утверждаю,что для того,чтобы проверить безуд глас в приставке слова нужно подобрать родственное слово, согласны ли вы со мной

-Мы поработали над правилом.

7.Составление памятки с целью развертывания способа действия .

-А теперь составим памятку,как же нам написать слово с безуд гласной в приставке,будем учиться рассуждать правильно.

-Кто хочет выйти к доске,,чтобы вместе со всеми выделить, какие шаги нам нужно сделать,чтобы правильно написать безуд гласную в приставке слова?

-Я вам даю такое слово-заехал. Какой будет наш первый шаг в памятке?(слушаю или читаю слово)

-Верно.(появляется на слайде)

-Какой следующий шаг?(ставлю ударение в слове)

-Верно(на слайде)

-Что дальше?(нахожу букву безуд гласную в слове )(Записываю слово с пропуском буквы безуд гласной)

(Определяю в какой части слова находится буква безуд. гласной. Если в корне ,то подбираю родственное слово.)

(Если в приставке -вспоминаю как пишется данная приставка и проверяю себя- пробую подобрать проверочное слово с этой приставкой под ударением.(заехал-запись)

 (Записываю безуд гласную в приставке слова)

-Давайте прочитаем нашу памятку полностью.

-Чему мы сейчас учились?(составлять памятку)

-Зачем нам надо было составлять памятку?(чтобы не ошибиться в написании слова с безуд гласной в приставке)

8.Формирование нового способа действия.

-А сейчас мы будем учиться действовать по памятке, я вам буду называть слова ,а вы записывать их ,комментируя вслух с опорой на памятку. Выполнять будем по цепочке(, заплачет,потемнело,наговорил,подсказал,окружили,доехал,проводник)

-Чему учились,выполняя это упражнение?

-Прочитайте стихотворение. Какие орфограммы вам встретились? Выпишите глаголы с приставками ,если подберете,запишите через тире проверочное слово.

-Кто хочет выполнить это упражнение у доски? Все остальные в тетрадях.

-Миша в слове проверил безуд гласную в приставке,подобрав однокоренное слово- А Маша подобрала проверочное слово-запись. Миша не согласен с Машей и утверждает ,что такое слово для проверки не годится. Кто из ребят прав? И почему?

-Смотрим упр 150. Прочитаем задание.Кто хочет выполнить у доски? Остальные в тетрадях.

-На сколько групп и по какому основанию можно разделить глаголы из теста упражнения?

-Какие ошибки можно допустить,выполняя данное упражнение?

-Как предупредить такие ошибки?

-Посмотрите на экран.Запишите предложения по законам письменной речи. Выделите приставки в словах.  Выполните задание самостоятельно.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте задание.

9.Рефлексивно -оценочный этап.

-Что вы узнали нового?

-Чему мы учились на уроке?(безошибочно писать слова с безуд глас в приставке,делить слова на группы, проверять себя и других)

-Что вам показалось трудным?

-Как вы оцените свою работу на уроке?

10.Задание на дом,выставление отметок.

-Ребята,вы все сегодня хорошо поработали,но особенно хотелось отметить Машу,ЛИзу,Колю,активно отвечали на мои вопросы.Вашим домашним задание будет упражнение 151 и подготовить теоретический материал.Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Арбуз Береза Вагон Ракета

Слайд 5

Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Много птичек здесь снуют И, галдя, его клюют .

Слайд 6

Рябина ( это дерево с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами )

Слайд 7

(За)глянул медведь (за) пень и (за)шагал дальше. (На)пути камень. (Под)сунул он (под)камень лапу.

Слайд 8

Миша всегда ложил книги на отдельную полку вшкафу Миша всегда клал книги на отдельную полку в шкафу Миша положил книги на отдельную полку в шкафу

Слайд 9

Домашнее задание

Слайд 10

Летел Бежал Писал Ласкал Сказал Окружил Доделал Отнёс Поставил Заехал Нашёл

Слайд 11

Записал, запись, доделал, досыта, надписал, надпись, проворчал, проблеск, заморозил, заговор, отнёс, оттиск. Запись Досыта Надпись Проблеск Заговор Оттиск Записал Доделал Надписал Проворчал Заморозил Отнёс

Слайд 12

Памятка «Как написать безударную гласную в приставке?» 1. Слушаю или читаю слово 2. Ставлю ударение в слове 3. Нахожу безударную гласную в слове 4. Записываю слово с пропуском безударной гласной 5. Убеждаюсь, что безударная гласная находится в приставке, для этого выделяю корень и приставку 6. Вспоминаю как пишется данная приставка или пробую подобрать проверочное слово с этой приставкой под ударением 7. Записываю безударную гласную в приставке слова

Слайд 13

Бабу снежную лепила Света в садике сама, Только пальчики застыли, Заморозила зима. Света варежки надела, Это сразу помогло: Ручки Светины согрелись Стало пальчикам тепло. Агния Барто Прочитайте стихотворение. Какие орфограммы вам встретились? Выпишите глаголы с приставками ,если подберете, запишите через тире проверочное слово.

Слайд 14

(на)асфальте (на)стя (на)рисовала (на)секомое. (за)завтраком (за)хар (за)ступился (за)друга. (до)дома (до)школьник (до)шел быстро. Запишите предложения по законам письменной речи. Выделите приставки в словах. На асфальте Настя нарисовала насекомое. За завтраком Захар заступился за друга. До дома дошкольник дошел быстро .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" 3 класс

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"...

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Конспект урока русского языка 3 класс «Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з/с»

Способствовать развитию умения писать и анализировать слова с приставками, оканчивающимися на з//с, применять алгоритм правила. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, ...