Конспект урока русского языка 3 класс «Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з/с»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Позднякова Галина Геннадьевна

Способствовать развитию умения писать и анализировать слова с приставками, оканчивающимися на з//с, применять алгоритм правила. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу, алгоритм), «развёртывать» информацию из ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

-находить слова с приставками на ­з (­с), правильно их писать, выбирая букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс

Тема: «Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з/с»

Цель: Способствовать развитию умения писать и анализировать слова с приставками, оканчивающимися на з//с, применять алгоритм правила.

 М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу, алгоритм), «развёртывать» информацию из ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

-находить слова с приставками на ­з (­с), правильно их писать, выбирая букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.

Содержание: определять место орфограммы в слове; применять правила правописания слов.

Ход урока

I.Орг. момент

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы получить знания,

Нам нужны старания!

II Каллиграфическая минутка

(Тетрадь по чистописанию)

III Актуализация знаний

-С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?

-Как они называются? (неизменяемые)

-Почему они получили такое название? (они не изменяются, их надо запомнить, их надо знать в лицо, «словарные приставки»)

IV Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.

-Прочитайте ключевые слова урока

Приставка, орфограмма – буква согласного.

– Спрогнозируйте цель урока. (Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы – буквы согласного бывают, научиться писать орфограмму – букву согласного в приставке.)

-подберите к каждому отрезку слова, подходящую к нему приставку.

-Прочитайте получившиеся слова.

Бездельник, беспорядок, встрепенуться, бесконечный,  исчезнуть.

-А если бы нужно было записать слова, с какой бы проблемой столкнулись?

-Сравните (слайд)

 Материал для наблюдений в презентации. Упр. с. 66

безопасный            бесполезный

разыграть               распилить

развеять                  исправить

избежать                 искусать

Алгоритм

1) Выделить приставку.

2) Проверить, оканчивается ли она на з или с.

3) Установить, глухим или звонким является звук, обозначенный расположенной за ним буквой.

4) Если звук глухой, выбрать букву с; если звук звонкий, выбрать букву з.

5) Проверить написание.

Ученики работают в парах или группах, сравнивают свои результаты, формулируют проблемный вопрос урока с уточнением: какую букву согласного – з или с – писать в приставке?

V. Открытие нового знания.

1.По мере ответов на слайде появляются необходимые выделения – приставки, буквы з, с подчёркиваются одной чертой (выделяются жирным шрифтом), буквы глухих и звонких согласных подчёркиваются двумя чертами.

Ученики формулируют закономерность, указывают на основное условие выбора буквы з или с на конце приставок. (Характер согласного.)

2. Чтение правила по учебнику и сравнение выводов учеников с правилом в рамке. (с.66)

3. Работа с графической моделью орфограммы

-Объясните графические обозначения, «расшифруйте» модель.

4. – Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить приставки с новой орфограммой и правило, которое вы прочитали.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз, из, через, раз и без,

Но если звук глухой согласный их встречает,

Мы пишем их всё время с буквой с.

Ты запомни, что приставки

Раз, из, воз, низ, без и чрез

Перед согласными глухими

Всегда меняют з на с.

5. – Посмотрите ключевые слова к тем, которые мы записали в начале урока.

Буквы с, з, согласный, глухой, звонкий.

– Сравните их с ключевыми словами в конце темы.        

Творческий диктант

-Замените существительное с предлогом прилагательным с приставкой.

-Как сказать, одним словом?

1.Жидкость без цвета (бесцветная)

2. Дорога без конца (бесконечная)

3. Вход без платы … (бесплатный)

4. Движение без шума (бесшумное)

5. Шоколад без вкуса (безвкусный)

VI. Развитие правописных и речевых умений.

1. Упражнения, формирующие орфографические умения: Упр. 1, с. 66

Коллективно разрабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой.

(Сравнить алгоритм с алгоритмом учебника)

Самостоятельная работа

Упр. 2, с. 67

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

-В чем состояла задача сегодняшнего урока?

-От чего зависит написание З, С в конце приставок?

-С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

VIII. Домашнее задание.

1. Выучить правило и алгоритм с. 66

2. Задание на карточке

Карточка № 1

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Карточка № 2

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

5. Практическая часть.

1) Творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

Работа с перфокартой.

1. бе…болезненный        ра…жимать

2. в…дыхать        в…крикнуть

3. бе…жалостный        бе…граничный

4. бе…цельный        во…вышенность

5. ра…писание        ра…валиться

6. ра…дарить        во…награждение

(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5)

Домашнее задание

Упражнение.

Вспомни правило написания приставок, оканчивающихся на з//с. Соедини начало и конец слов. Чтобы не ошибиться, подчеркни корни, начинающиеся с глухих согласных звуков.

Спиши получившиеся слова в два столбика на з//с красиво и аккуратно.

Проверь написанное.

без

бес

раз

рас

из

ис

опасный

смысленный

болезненный

полезный

бить

пилить

смотреть

без

бес

раз

рас

из

ис

топить

бежать

править

учить

кусать

домный

полезный

Домашнее задание

Упражнение.

Вспомни правило написания приставок, оканчивающихся на з//с. Соедини начало и конец слов. Чтобы не ошибиться, подчеркни корни, начинающиеся с глухих согласных звуков.

Спиши получившиеся слова в два столбика на з//с красиво и аккуратно.

Проверь написанное.

без

бес

раз

рас

из

ис

опасный

смысленный

болезненный

полезный

бить

пилить

смотреть

без

бес

раз

рас

из

ис

топить

бежать

править

учить

кусать

домный

полезный

Домашнее задание

Упражнение.

Вспомни правило написания приставок, оканчивающихся на з//с. Соедини начало и конец слов. Чтобы не ошибиться, подчеркни корни, начинающиеся с глухих согласных звуков.

Спиши получившиеся слова в два столбика на з//с красиво и аккуратно.

Проверь написанное.

без

бес

раз

рас

из

ис

опасный

смысленный

болезненный

полезный

бить

пилить

смотреть

без

бес

раз

рас

из

ис

топить

бежать

править

учить

кусать

домный

полезный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по теме "Повторение правописания корней, приставок и суффиксов". Урок разработан в технологии встречных усилий....

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Конспект урока русского языка на тему: "Что такое приставка?"

Цели: - познакомить с приставкой как  значимой частью слова;           - формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью п...

Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з-с».

Урок русского языка 3 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з, с.цель: формирование навыков и умений определять пра...

Конспект урока урока по русскому языку. Тема: «Применение правил правописания: буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением» УМК «Школа России» . 2 класс

Цели:формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать речь, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес, умение работать в паре.Планируемые результ...

Конспект урока русского языка по теме "Предлоги. Правописание предлогов". 2 класс.УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технолоий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы). ...

Урок русского языка «Формирование обобщенного правила правописания согласных в корне слова».

рок русского языка «Формирование обобщенного правила правописания согласных в корне слова». ...