Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з-с».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Серасхова Сания Эрнестовна

Урок русского языка 3 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з, с.

цель: формирование навыков и умений определять правильное написание пиставок на З, С; путём наблюдения, сравнения ввести правила написания слов с приставками, в которых пишутся буквы "з", "с"; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность; 

Урок построен по всем требованиям ФГОС; на уроке используется  групповая, парная, фронтальная работа; учащиеся путем наблюдения и сравнения приходят к выводу написания приставок на з -с. В конце урока  учащимся предложено дифференцированное домашнее задание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з-с

Цель:

-формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С;

путём наблюдения, сравнения ввести правила правописания слов с приставками, в которых пишутся буквы «з»;»с»

     - развивать у детей орфографическую зоркость, словесно – логическое мышление,      наблюдательность, память, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;

- воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся различать написание приставок на з, с; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контролировать действия партнера; владеть диалогической формой коммуникации

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности.

– Проверим готовность к уроку: нам на урок нужен учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Пишем грамотно», дневник, пенал.

 – Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему?

– Мы третий год изучаем русский язык. Зачем нужно изучать русский язык? (чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди)

– Что делать легче? Почему?

– Что делать труднее? Почему?

– Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

– А почему нужно уметь писать красиво и аккуратно?

– Красивый почерк, аккуратное письмо это признак культурного человека.

2 «Открытие» детьми нового знания или умения

– Прочитайте задания по чистописанию еще раз

– Ребята, вы догадались, что мы с вами записали? (Это приставки, которые пишутся с буквами з,с)

– Правильно.

– Вы догадались,  о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка? (о приставках)

– Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу (письменно фронтально). Выделите в словах приставки, найдите закономерность; Попробуйте сделать вывод о написании приставок, обратите внимание на букву, стоящую после приставки.

Подберите синонимы к словам ( составление пар) слова даны на доске

Корыстолюбивый – бескорыстный

Глупый, дурацкий - бессмысленный

Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок

Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.

Немой,  молчаливый - безмолвный.

Вывод: что, на ваш взгляд, общего между подобранными нами синонимами.( во всех словах есть приставки : без,бес) Что интересного заметили? Как вы думаете, что это такое? Какой частью слова является? Сформулируйте тему урока

( Выделите приставки) – приставки без, бес

Сейчас проведем небольшое исследование. Какая гипотеза верна? (можно поставить вторую цель)

Работа в группах: определить, в каких случаях приставки оканчиваются на з, в  каких - с

     Бессердечный                                                        бездумный

                      И_кусать                                                    беззаботный

                      Беспричинный                                         безопасный  

                     рассказать                                                   разгрузить                  

                     распилить                                                   разыграть

                                                                                          избить

                                  По 1 ученику - у доски

– Назовите приставки (без-, раз-, из-, бес-,рас-, ис-)

Давайте откроем учебник на стр.66 и проверим правильность вывода, рубрика «Обрати внимание». Прочитайте и сравните с нашим выводом? (совпал)

3. Постановка задачи

Определите тему урока. (Правописание приставок, оканчивающихся на з-с)

– Какая задача будет стоять перед нами на уроке?

– Да, правильно, мы должны научиться писать слова с группой приставок, в которых пишутся буквы «з-с».

– А почему это нужно уметь делать?

– У нас на доске заготовки алгоритма применения правила, над которым мы сегодня работаем.

После того, как сформулируют вывод, вопрос: какую цель мы поставим дальше (научиться правильно писать), достаточно ли для этого  знать правило? (нужно его уметь применять). Что нам в этом поможет? (алгоритм)

На доске (номера с 1 по 3, и карточки со словами в разброс: Чтобы не ошибиться в написании приставок без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-:  определить с какого звука начинается корень, если корень начинается со звонкого согласного в приставке пишем букву з, корень начинается с глухого согласного в приставке пишем букву с.

(Дети выстраивают  алгоритм)

4. Первичное применение знаний.

– А сейчас будем учиться применять наши новые знания о написании приставок на практике, опираясь на алгоритм (письменно фронтально).

Упр.1 с 66 (уч)

Исправить, распилить, разбить, рассыпать, изрезать, растаять, бесполезный, рассказ

5 Физминутка

На доске слова: бесшумный, разломать, истолочь, разжать, разыграть, расписание, безоблачный, испугать

При указании на слова, в которых есть приставка с буквой з, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставка с , ученики приседают.

6. Самостоятельное применение полученных знаний с использованием парной работы.

На столах карточки с приставками. Нужно составит и записать слова с приставками : без, бес, из, ис, рас, раз

-облачный, -царапанный, - сказ, -гибать, - -пугать, - лучать, - писать

Проверка на интерактивной доске: безоблачный, рассказ, изгибать, разгибать, испугать, излучать, исписать, расписать

7 Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа: вставь пропущенную букву,

Бе..домный, ра..лить, во..кликнуть, и..пуг, бе..полезный , ра..певается, и..менить

проверка на интерактивной доске

8. Рефлексия деятельности

На доске:                                                  Я знаю

                                                                    Я умею

                                                                    Я запомнил

В чем состояла задача сегодняшнего урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

9Итог урока, оценивание учащихся

10. Домашнее задание.(дифференцированное) на выбор  (придумать сказку о приставках без-бес), для будущих 3 кл.

Синяя карточка. Выпишите из текста слова с приставками  на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось  наше родное село.

 Зеленая карточка

Списать слова, вставляя пропущенные буквы.

 бе..грамотный, бе..позвоночный, во..кликнуть

 бе..козырка,  и..вергать, и..калечить.

 ра..садить, во..гордиться.

Красная карточка

Составить 6  словосочетаний, в словах которых есть приставки: без – бес-, из-, ис-, раз-, рас-