Сочинение-рассуждение "Конёк на крыше" 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Программа ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konek_sochinenie_rassuzhd.pptx775.88 КБ
Файл sochinenie_rassuzhdenie.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение-рассуждение Конёк на крыше

Слайд 4

План I. Тезис. Почему конь лучший помощник? II. Доказательства: 1) на земле 2) транспорт 3) почта 4) на войне 5) в праздники III. Вывод. Гордится конёк собой.

Слайд 5

1) на земле помогал пахать, боронить, сеять 2) транспорт служил , перевозил, долгое время , м ногие века 3) почта доставляли, известия 4) на войне н ападали, шли в бой, вывозили раненых, Илья Муромец, Святогор , верный лучший друг, богатырский конь 5) в праздники устраивали, праздничные гуляния, катания, тройки 2 .Почему именно конёк? 3. Гордится конёк собой.



Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение. 4 класс

Цель: научить учащихся создавать сочинение-рассуждение с несколькими доказательствами по составленному плану.

Задачи:

  • углубить сведения о рассуждении, способствовать выработке навыков его построения;
  • познакомить с правилами оформления на письме текста-рассуждения с несколькими доказательствами;
  • формировать умение составлять план и излагать свои мысли по составленному плану.

Этапы урока:

I.  Организационный момент 
II. Актуализация знаний
III. Работа над темой урока
IV. Составление плана
V. Работа над синонимичным рядом
VI. Написание сочинения
VII. Итог

Оборудование:

  • выставка детских работ с изображением русской избы
  • тематические картинки к каждому доказательству

ХОД УРОКА

II. На уроках русского языка мы часто писали изложения и сочинения. Какие типы текстов вы знаете?(Описание, повествование, рассуждение)   
1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит предмет и показали одно его изображение, а также вы услышали много имён прилагательных. 
– Какой это тип текста? 
(Описание) 
2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное невозможно. Употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, потому что. 
– Какой это тип текста? 
(Рассуждение) 
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь говорящего была насыщена глаголами. 
– Какой это тип текста? 
(Повествование)

III. На уроке изобразительного искусства мы рисовали русскую деревенскую избу и обратили внимание на то, что в старину  крышу дома украшал конёк.
–  Почему именно конёк? 
(Потому что конь был главным помощником человека)
– Сегодня на уроке мы напишем сочинение, в котором надо доказать, почему конь – лучший помощник.
– К какому типу будет относиться текст, который мы составим? 
(Рассуждение)
– Почему? 
(В нём есть проблема, которую надо доказать. Текст будет отвечать на вопрос «Почему?»)
– Запишите тему сегодняшнего урока на листочек, который лежит перед вами. 
Сочинение-рассуждение. 
– Какое название можно подобрать к нашему тексту? 
(«Конёк на крыше») 
– Почему конёк на крыше? Запишите название на следующей  строчке.
– Из каких частей состоит текст-рассуждение? 
(Проблема – тезис, доказательство, вывод)
– Какой тезис в этом тексте? Что мы должны доказать? 
(Конь – лучший помощник)
– Давайте подберём доказательства. Чем конь помогал людям? 
(Конь пахал землю, перевозил людей и грузы, были почтовые лошади, на лошадях ходили воевать,  во время праздников на лошадях катались)
– Сколько доказательств мы привели? 
(Пять)
– Какой вывод напишем в тексте? 
(Стоит конёк на крыше и гордится собой)

IV, V.  Составление плана

– Давайте составим план нашего будущего текста. Записываем на доске и на листочках.

ПЛАН

I.  Тезис. Почему конь лучший помощник? 
II. Доказательства:

            1) на земле

– Как помогал конь на земле? Что он делал? (Конь помогал крестьянину пахать землю, боронить её и сеять зерно)
– Какие опорные слова запишем  на доске? 
(Помогал пахать, боронить, сеять)

            2)  транспорт

– Что перевозили на конях? (Долгое время конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили грузы)
– Какие опорные слова? 
(Служил, ездили, перевозили) 
– Как можно заменить выражение  «долгое время»? 
(Многие века)
– Как в старину называли грузы? 
(Поклажа)

            3) почта

– Как люди доставляли друг другу письма и различные сообщения? Кто им в этом помогал? (Без коней не было бы почты. Почтовые кони перевозили письма и сообщения на разные расстояния)
– Какие опорные слова напишем? 
(Не было бы, перевозили)
– Каким словом можно заменить «письма и сообщения»? 
(Известия, вести, новости)

            4) на войне

– Кого брали с собой люди, когда шли защищать от врагов русскую землю? (Если враги нападали на русскую землю, то в бой шли на своих конях)
– Кто ещё, кроме простых людей  защищал русскую землю? 
(Богатыри)
– Каких богатырей вы знаете? 
(Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
–  Какие были у них кони? 
(Верным другом Святогора в сражениях был богатырский конь)
– Какие слова запишем на доске? 
(Нападали, шли в бой, сражение)
– Подберите синонимы к слову защищать. 
(Биться, воевать, драться, сражаться, бороться)

            5) в праздники

– Какое развлечение было у людей в старину? (Во время праздничных гуляний устраивали катания на тройках)
– Какие опорные слова? 
(Устраивали)

III. Вывод. Гордится конь собой.

– Посмотрите на опорные слова. К какой части речи они относятся? (Это глаголы)
– В какой временной форме они употреблены? 
(Все глаголы в форме прошедшего времени)
– Почему? 
(Потому что всё это было в прошлом)
– В какой временной форме употреблён глагол в выводе? Почему? 
(В форме настоящего времени, потому что и в наше время сохранились дома с конём на крыше) 
– На уроках мы часто писали тексты. Из скольких абзацев состоит текст-рассуждение? 
(Из трёх)
– Что писали в первом абзаце? 
(Тезис)
– Во втором? 
(Одно доказательство)
– В третьем? 
(Вывод)
– Как выделяли каждый абзац? 
(Красной строкой)
– Сколько доказательств в составленном сегодня тексте? 
(Пять)
– Каждое доказательство надо писать с красной строки.
– Сколько красных строк вы выделите в этом тексте? 
(Семь)
– Какие? 
(Тезис, пять доказательств, вывод)  

VI.  Самостоятельная работа. Написание сочинения.

VII. – Всегда ли в тексте-рассуждении три красных строки? (Нет)
– От чего зависит количество абзацев в тексте-рассуждении? 
(От количества доказательств)

Работа Олейник Александры 3 класс  написана16 мая 2013 года.

Сочинение-рассуждение

Конёк на крыше

План

I.  Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
            1) на земле
            2)  транспорт
            3) почта
            4) на войне
            5) в праздники
III. Вывод. Гордится конёк собой.

В старину избы часто украшали коньками. Почему именно конёк? Потому что конь был лучший помощник человека.
В поле конь помогал пахать землю, боронить её и сеять зерно.
Многие века конь служил транспортом. Он перевозил хозяина и его поклажу.
Почтовые лошади доставляли вести на разные расстояния.
Если враги нападали на русскую землю, то люди шли в бой на своих конях. Случалось, что кони вывозили своих раненых хозяев с поля боя.  Верным другом Ильи Муромца был богатырский конь.
Во время масленицы, свадеб и других праздничных гуляний устраивали катания на лошадях.
Стоит конёк на крыше и гордится собой!

Опорный лист

ПЛАН

I.  Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
            1) на земле
            2)  транспорт
            3) почта
            4) на войне
            5) в праздники
III. Вывод. Гордится конёк собой.

Доказательства:          

  1) на земле

– Как помогал конь на земле? Что он делал?  (Помогал пахать, боронить, сеять)

            2)  транспорт

– Чем долгое время служил конь?  Что перевозили на конях?  (Служил, ездили, перевозили) 
– Как можно заменить выражение  «долгое время»? 
(Многие века)
– Как в старину называли грузы? 
(Поклажа)

            3) почта

–Чего не было бы без коней?  Как люди доставляли друг другу письма и различные сообщения?– Каким словом можно заменить «письма и сообщения»? (Известия, вести, новости)

            4) на войне

– Кого брали с собой люди, когда шли защищать от врагов русскую землю? – Кто ещё, кроме простых людей  защищал русскую землю? (Богатыри)
– Каких богатырей вы знаете? 
(Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
–  Какие были у них кони? 
(Верный другом, богатырский конь)
(Нападали, шли в бой, сражение)

            5) в праздники

– Что устраивали во время праздничных гуляний в старину?  (катание на тройках)

III. Вывод. Гордится конь собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...