Технологическая карта урока 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Демина Наталья Игоревна

Урок закрепления и обобщения знаний по теме: «Части речи. Имя прилагательное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Учитель: Демина  Наталья Игоревна

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема: Актуализация приобретенных знаний по теме: «Части речи. Имя прилагательное.».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. 

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок закрепления и обобщения знаний по теме: «Части речи. Имя прилагательное».

       

        Цель урока: актуализировать и закрепить  знания об имени прилагательном, показать роль прилагательных в речи, воспитывать интерес к изучению русского языка через раскрытие его изобразительно-выразительных средств.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания обучающихся  о раннее изученном материале, формировать умения распознавать имя прилагательное среди других частей речи, устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится.
  2. Развивающие:  развивать устную и письменную речь обучающихся, умение делать выводы, обобщать, умение сотрудничать; развать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.
  3. Воспитывающие: воспитывать исполнительность, внимательность, добросовестность, уверенность в себе;  воспитывать чувства, обеспечивающие успешность творческой деятельности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Закрепить навыки  распознавания  имен прилагательных; определения зависимости имени прилагательного от  имени существительного; определения грамматических признаков (род, число, падеж);  навыки изменения имен прилагательных по числам, родам (в единственном числе), падежам; различение орфограмм, их места в слове, применение правил проверки орфограмм.

-Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи.

- Высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

- Ориентироваться в своей системе знаний.

-Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

 -Умение наблюдать, сравнивать, анализировать и структурировать знания

- Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

-Классификация по заданным критериям

- Построение рассуждения, обобщения.

-Умение точно выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

-Уметь сотрудничать

 с одноклассниками и учителем.

-Умение  анализировать, слушать, высказывать свою точку зрения, принимать чужую позицию

-Осознание себя как ученика;

-Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения

- Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению

- Самооценка на основе  критериев успешности  учебной деятельности

Оборудование:

Карточки с текстами;карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,карточки со стихами о весне; с вопросами; рисунок девушки – Весны; репродукции картин весны;рисунок «корзина»;пейзажи весны;музыка Вивальди «Времена года. Весна», Чайковского «Времена года. Март», презентация, компьютер, проектор.

Учебные пособия:  

Русский язык, учебник для 3 класса начальной школы 2 часть) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Просвещение, Москва, 2015.  

Структура урока:

Мотивационный этап.

Актуализация знаний.

Определение цели урока.

Физпауза.

Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме.

Итог урока. Рефлексия

     

Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть

решена

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1.Мотиваци-онный этап

Эмоционально и психологически настроить детей на урок.

Проверить готовность учащихся к уроку

Фронтальная

(На доске рисунок девушки- Весны. Звучит  музыка Вивальди «Времена года. Весна»)

-Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

- На улице весна. Природа просыпается. Ярко светит солнце. У всех весеннее настроение. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей хорошим настроением и солнечными улыбками.

Дети слушают.

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Эмоциональный и доброжелательный настрой на урок.

Коммуникативные:

-Уметь сотрудничать

 с одноклассниками и учителем.

Регулятивные:

-контролировать собственную готовность к уроку, самоорганизация внимания.

2.Актуализа-ция знаний

Выявить уровень имеющихся знаний.

Организо-вать формулиро-вание темы урока обучающи-мися.

Индивиду-альная

Коллектив-ная

Фронтальная

-Запишите в тетрадь число и Классная работа

-Прочитайте стихотворение.

( Слайд) Снег на полях растаял,

Тёплые ветры шумят,

Птиц беспокойных стаи

Солнцу навстречу летят.

Рек полноводных кипенье,

Тонких берёз белизна.

Это весны день рождения –

В гости пришла к нам весна!

- Какая часть речи нам помогла ярко и образно представить весну – красавицу?

-Найдите в стихотворении имена прилагательные и назовите их.

-Определите тему нашего урока.

( Слайд)

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Слайд)

- Я буду рада вашей активной работе и вашим правильным ответам.

- Начинаем подготовку наших пальчиков для красивого и грамотного письма.

Пальчиковая гимнастика.

За окном сосулька тает,
(сжимать и разжимать ладошки)
Ветер тучи рвёт в клочки.
(сжимать и разжимать ладошки)
Разжимает, разжимает
(пальцы в «замочек», с усилием тянуть руки в разные стороны)
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
(пальчики «здороваются» с большим по два раза каждый, начиная с указательного)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку
(трясти кистями рук, пальцы вверх)
Клён протянет раньше всех.

Чистописание.

А теперь приступим к работе.

ая

   ее

   ый

   яя

   ое

   ий

    ой

 (записаны на доске)

-Запишите соединения в тетрадь.

-Что вам напоминают эти соединения?

- Назовите окончания прилагательных женского рода?

 -Мужского рода?

-Среднего рода?

-Какая буква в этих сочетаниях обозначает 2 звука?

-Какие окончания прилагательных не написали?

- Повторим то, что мы знаем об имени прилагательном.

В центре доски учитель записывает «Имя прилагательное»

Разминка. (Слайд)

–Что необходимо для успешной работы? Разминка нам об этом расскажет.

1.Что такое имя прилагательное:

а) часть слова – Е                                                            

б) часть речи – У                            

в) часть растения – С

2. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета – Д                                                  

б) предмет – А                                    

в) указывают на предмет – О

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:  

а) кто? что? – К                                            

б) какая? какой? какое? какие? – А                

в) что делает? – В

4. С какой частью речи связано имя прилагательное:

а) существительное – Ч

б) местоимение – Я

 в) не связано ни с какой

5. Как изменяется имя прилагательное:

а) не изменяется – П                                            

 б) по лицам – Ж                                        

 в) по родам и числам – А

- Получилось слово УДАЧА. Вы молодцы, справились с разминкой. Я желаю вам удачи в сегодняшней работе.

Делают запись в тетради.

Читают хором стихотворение.

Ответы детей:

- Имя прилагательное

Называют имена прилагательные, сравнивают ответы с эталоном. ( слайд)

Выдвигают предположения о теме урока.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. 

Выполняют упражнения.

Записывают соединения букв

Окончания имен прилагательных

Ответы детей.

Дети отвечают на вопросы теста и, выбирая нужную букву, составляют на доске слово УДАЧА

Воспринимают на слух речь педагога.

Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников, отвечают на вопросы.

Оценивают работу.

Снятие усталости.

Коммуникативные:

- Навыки сотрудничества

Познавательные:

- Умение наблюдать, сравнивать, анализировать и структурировать знания

Регулятивные:  

-умение соотносить свои действия с действиями учителя;

-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности:

двигательную, речевую, мыслительную.

3.Определение цели урока

Определить границы знания и незнания в созданной ситуации.

Организовать формулирование проблемы, постановку цели и плана  урока учащимися.

Работа в группах

Фронтальная

Работа в группах.

Приём «Кластер»

-Что нам уже известно об имени прилагательном? Объединившись, составьте кластер «Имя прилагательное»

( Как вариант  можно предложить составить кластер, у которого уже есть пустые гроздья.

Чтобы не было повторения, можно предложить группам по очереди заполнять только одно «окно» кластера ).

- Если нам всё известно об имени прилагательном, что же нам нового ждать от сегодняшнего урока?

В группах составляют кластер, содержащий сведения об имени прилагательном, представляют свою работу у доски. Отвечают, что будут выполнять новые задания с именами прилагательными.Могут выйти на то, что ещё испытывают трудности при определении признаков имен прилагательных, при написании окончаний прилагательного

Проявляют внимание, желание больше узнать.

Строят речевые высказывания в устной форме.

Оценивают работу.

С  помощью учителя формулирует цель урока.

Личностные:

-Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения

Познавательные:

Умение слушать,  Умение применить знания

Регулятивные:

- Сличать способ действия и его результат  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Регулятивные:

Умение ставить цель деятельности, формировать учебную задачу.

Познавательные:

  Построение,  рассуждения

4. Физпауза     

Снятие физического и интеллекту-ального напряжения.

Осуществл-ение здоровьесбе-режения.

Спортивные упражнения

-Приглашаю Вас на физминутку «Какие мы?»

Мы смелые? Веселые?

Умелые? Милые?

Ленивые? Послушные?

Красивые? Драчливые?

Крикливые? Дружные? и т.д.

Услышав положительную характеристику, дети хлопают над головой, отрицательную -приседают.

Снятие усталости.

Регулятивные:  

-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности:

двигательную, мыслительную.

5.Повторение, обобщение, систематиза-ция знаний и умений по изученной теме.

Проверить уровень усвоения материала на уроке.

Фронтальная

Коллектив-ная.

Работа в паре.

Работа в группах.

-Давайте продолжим нашу работу.

- Как определить род имен прилагательных? (на слайде схема)

Работа по учебнику.

- У этого вида работы несколько целей: развивать речь, повторять словарные слова и определять род имени прилагательного.

Упражнение 152 с. 86 (коллективное выполнение).

Работа в парах

- На улице весна, все мысли о ней. И ученик 3 класса, глядя за окно на тёплый весенний день, отвлекаясь, написал предложение.

Солнечьные зайчики бигут по трове, по лисной трапе, по высокай гаре.

(у каждой группы листочек с предложением)

- Его друзья нашли четыре ошибки, сколько найдёте вы?

- Отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик.

- Докажите, где и почему были допущены ошибки.

Работа у доски:

Морфологический разбор слова «лесной».

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

Грамматическая сказка. (Слайд)

Работа по карточкам в группах

Группы получают карточки с отрывками из стихотворений русских поэтов о весне.

-Определите падеж имен прилагательных в этих отрывках.

По окончании работы обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

Дети составляют словосочетания, объясняют орфограммы по цепочке, записывают в тетрадь, называют окончание имени прилагательного и определяют род имени прилагательного.

Находят ошибки в предложении,  обсуждают и поднимают карточку с цифрой, обозначающей количество ошибок (Цифры «1» «2» «3» «4» «5» «6» «7» «8»)

Отмечают орфограммы, объясняют их.

По цепочке проводят морфологический разбор слова «лесной» у доски.

Имя прилагательное согласуется с именем существительным.

Работают с интерактивной доской, читают сказку.

Объединяются в группы.

Определяют падеж прилагательных  в карточках.

Группы обмениваются карточками и проверяют работу друг друга

Принимают и сохраняют учебную задачу деятельности.

Высказывают свои предположенияОценивают работу.

Применяют правила работы в паре.

Пара  представляет отчет о проделанной работе. Остальные проверяют

Оценивают работу.

Регулятивные:

- Умение  структурировать свои знания.

Познавательные:

- Построение рассуждения, обобщения.

Личностные:

- Умение доказывать своё мнение

6.Итог урока.

Рефлексия.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная

Индивиду-альная.

Организация обсуждения обобщающего вывода.

– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Как определить род и падеж имен прилагательных?

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Какую роль играют прилагательные в речи?

-  Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительная. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.

Домашнее задание.

Дома вам нужно будет подобрать 3-5 загадок, в которых используются имена прилагательные. Записать загадки в тетрадь, подчеркнуть имена прилагательные.

В заключение нашего урока давайте вставим недостающие слова в следующие предложения.

( текст на карточках)

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Что было для вас сегодня легко?

- Какие были затруднения?

Предлагаю вам собрать  весенний букет: Оцените свою работу на уроке.

-Что было трудным? Над чем задуматься?

Если было интересно на уроке, во всем разобрались – синий цветок

Если иногда были сомнения – желтый.

Если иногда были трудности красный  цветочек.

Я благодарю вас  за урок.

Отвечают на вопросы, аргументируют высказывания.

Записывают домашнее задание в дневник.

Дополняют текст на карточках подходящими по смыслу прилагательными.

Зачитывают что получилось.

Отвечают на вопросы.

С помощью магнитов прикрепляют на доску выбранный цветок.

Делают выводы о  результатах работы 

Регулятивные:

-Осуществлять контроль по результату;

Личностные:

- Самооценка на основе  критериев успешности  учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"

Технологическая карта урока  "Класс миллионов. Класс миллиардов"...

Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...

Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"

урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...