Технологическая карта урока 2 класс. Суффикс -ек и -ик.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гузе Анна Михайловна

Технологическая карта урока 2 класс. Суффикс -ек и -ик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл суффикс -ек и -ик123.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Гузе А.М.

Класс:2 «Г»

УМК: «Школа 21 век»

Предмет: Русский язык

Тип урока: освоение нового материала 

Цель: открыть способ проверки гласной в суффиксах –ЕК или –ИК ; развить умение применять данный способ алгоритма.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения; уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану ,оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Положительное отношение к изучению русского языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи; проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте.

Ход урока

Этапы  урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.Организа-

ционный момент

Цель этапа:

подготовить обучающихся к началу урока,

включение в деловой ритм;

-Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,                                                                    
Ни минуты не теряем. (
слайд2)

-Сегодня наш урок пройдёт под девизом…(слайд3)

Кто догадался?

(Сегодня у нас всё получится!)

-А начнём мы с чистописания.

Откроем свои тетради и красиво запишем число.

(Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь).

Настрой на урок

Отгадывают фразу, которая будет являться девизом к уроку

Записывают число в тетради

Коммуникативные УУД:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.       

РегулятивныеУУД:

самоорганизация

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Актуализация знаний

Цель этапа:

актуализировать полученные знания и навыки обучающихся  

3.Самоопределение к деятельности, постановка цели урока

Цель этапа:

-понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение

-сформулировать образовательную цель урока.

4.Изучение нового материала

Цель этапа:

-познакомить через выполнение задания с новым правилом; с алгоритмом правописания суффиксов.

5.Физкульминутка

Цель:

-смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения (здоровьесберегающий фактор).

6. Первичное закрепление нового материала

Цель:

- подобрать проверочное слово, зафиксировать последовательность выполнения действий в выборе и обосновании правописания гласной в суффиксе, организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний.

7. Закрепление умения работать по алгоритму

Цель:

-установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию.

8.Контроль знаний

Цель:

-формирование оценочной деятельности, умение соотносить с образцом, закрепление алгоритма действий.

9. Итог урока. Цель:

-подведение итогов работы 

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

11. Домашнее задание

Цель:

информировать  обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

- Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова».

 - Послушайте стихотворение и отгадайте загадку:

- Слово делится на части.

 Ах, какое это счастье.

Может каждый грамотей  

 делать слово из частей.

На конце любого слова  

окончанье ищет Вова.

Изменяемая часть

  с другим словом держит связь.

Окончанье он найдёт,

 его в рамочку   возьмёт.

Перед корнем есть приставка.  

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются   слова.

-О какой части слова мы не услышали в стихотворении?

Мы сегодня поговорим подробнее о суффиксах.

-Что же мы уже знаем о суффиксах?

Работа с презентацией

1)Выберите верное выражение:

-суффикс-это…                      (слайд 4)

-суффикс служит …               (слайд5)

-суффикс стоит…                   (слайд6)

2) На какие группы можно разделить данные части слов:       (очк,еньк.,за,очк,чик,ик,ек,на,под,пере,по,ость,про)

Оставьте только суффиксы.   (слайд 7)

*Пробное действие

-Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы:

Горд..сть

Бел…нький

Коз…чка

Ключ…к                              (слайд8)

Замоч…к

-В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы.

-Какие слова вызвали затруднения? Почему возникло затруднение?     (слайд9)

- В чём особенность этих слов?   (слайд10)

-Сформулируйте тему урока (слайд11)

-Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

Поставим цели, используя слова-помощники:

-Узнаем….   (когда пишется суффикс –ек, -ик)

-Научимся … (правильно писать слова с этими            суффиксами)

-Закрепим… (свои знания и умения) (слайд 12)

 1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин, герой мультфильма «В стране невыученных уроков», когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей. И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором. (слайд13-14) Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова.

*Приём «Мозговой штурм» Парная работа (слайд15-16)

Карточка №1

   Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс

   –ик– , а когда суффикс – ек–.

  • Есть домик – нет домика
  • Есть фантик –   нет фантика
  • Есть барашек – нет барашка
  • Есть пенёчек–  нет пенёчка.

Карточка №2

  Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

  • прутик              (нет) орешка
  • хвостик             (нет) клубочка
  • орешек               (нет) прутика
  • клубочек             (нет) хвостика

-Выслушаем выводы по данной работе

2)-Теперь можно сформулировать правила правописания:

- суффикс –ек пишется …(слайд17)

- суффикс –ик пишется …(слайд18)

3)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик»      (слайд19_)

4)- Определим порядок рассуждения (алгоритм)

(слайд 20)

1.Изменим форму слова

               (нет).

2.  Смотрим на гласную в суффиксе.

3. Если сохранилась, то пишем - ик.

    Если исчезла, то пишем - ек.

5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет?

6) Работа с учебником (слайд 21)

Теперь можно помочь Вите Перестукину и с помощью ключика открыть замочек. (слайд 22)

Организует просмотр слайдов (слайд 23)

- Спишите слова, рядом напишите проверочное слово. Устно объясните выбор суффикса. (слайд 24)

                             

  •  мячик             -нет мячика
  • кармашек      -нет кармашка
  • горошек        -нет горошка
  • кузнечик        -нет кузнечика

-Устно представьте всю цепочку своего рассуждения.

                                                                           

 Самостоятельная работа:

-Списать, вставляя пропущенные буквы (слайд 25)

-самопроверка по образцу

Дружоч…к,  лист…к,.  листоч…к, мяч…к, огонёч…к, зуб…к

-Вставьте суффиксы –ек  -ик , устно применяя правило правописания  (слайд26)

-взаимопроверка по образцу

Телёноч..к

Винт..к

Пароход..к

Зайч..к

Звоноч..к

Корабл..к

Годоч..к

Билет..к

Голубоч..к

Желудоч..к

Пакет…к

Комоч…к

- Подведём итоги урока (слайд 27)

- Достигли мы поставленных целей?

* Что узнали?

*Чему научились?

*Как закрепили?

- Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты?

 Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик. (слайд 28)

Мне было легко…
   Я пока затрудняюсь…
   Я понял, мне необходимо поработать над темой…

 Правило стр.124 упр.2(слайд29)

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

-суффикс

Выбирают правильные ответы

-часть слова

-для образования новых слов

-после корня

Приставки и суффиксы

Очк, еньк, ость,чик, ик, ек

 

Записывают слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы

 

 Отвечают на вопросы:

В словах ключик, замочек возникло затруднение, так как мы не знаем правила правописания этих суффиксов

Многозначные слова

Учащиеся формулируют тему

Под руководством учителя, учащиеся ставят цели урока

Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу.

Опираясь на свои выводы, с помощью учителя   учащиеся формулируют правила:

-если при изменении формы слова гласная исчезает.

-если при изменении формы слова гласная остаётся.

Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик»

Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения

Прочитать правило в учебнике.

Правило-стр.122

Работа со словом

«замочек»

Выполняют

упражнения

Учащиеся списывают с экрана слова с суффиксами –ек  ,-ик., рядом записывают проверочное слово.

Учащиеся подробно объясняют написание суффиксов -ек   -ик в данных словах.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем сверяют с образцом

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся выбирают свой вариант высказывания и рисуют смайлик.

Учащиеся выслушивают комментарий учителя, записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: учатся

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Коммуникативные УУД: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.

Регулятивные УУД: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока

Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Физкультминутка помогает снять напряжение, обеспечивает разрядку.

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные УУД: 

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, оценивать работу других

Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные УУД: учатся строить монологичное высказывание

Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Познавательные УУД: учатся структурировать знания,

оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»

Цель  урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"

Технологическая карта урока  "Класс миллионов. Класс миллиардов"...

Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...

Технологическая карта урока: "Глагольные суффиксы" (УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: создать условия для формирования умения различать глагольные суффиксы.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи урока:Дидактические:Позн...

Технологическая карта урока "Правописание суффиксов и приставок"

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с суффиксами и приставками, обучения нахождению суффиксов и приставок  в письменной речи. Планируемые результатыПредметные:получат...

Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"

урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...