"Правописание безударных личных окончаний глаголов".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Миляева Наталья Петровна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МБОУ «СОШ №8»

г.Бийск Алтайский край,

                                                                                                     Миляева Наталья Петровна

Урок-практикум

«Правописание безударных личных

окончаний глаголов».

Тип урока: урок рефлексии. 

Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов. 

Деятельностная  цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин). 

Образовательные:

  • закрепление навыков правописания безударных личных окончаний глаголов;
  • систематизация ЗУН по теме  «Правописание безударных личных окончаний глаголов» и их присвоение обучающимися;
  • контроль и самооценка полученных ЗУН;

Развивающие:

  • развивать навыки орфографической зоркости
  • способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; развивать речь;
  • способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать;

познавательные:  совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

регулятивные: совершенствовать  умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника; формировать умения прогнозировать

личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание;

Коммуникативные:

 - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

-формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

- формирование навыков сотрудничества

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи урока (для учащихся):

 - учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

 - учиться ставить учебные задачи;

 - учиться организации работы в парах и в группах;

 - систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

 - научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

 - научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

 - учиться контролировать и оценивать себя.

 

                                            

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения!

 Этап мотивации (самоопределения)

- Сегодня у нас урок – рефлексии. Посмотрите на карту урока. Вам предстоит самостоятельно оценивать свои умения на уроке.  

Критерии оценивания: каждый правильный ответ – 1 балл.

- Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.  

Актуализация знаний по теме.

Слайд

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж…т:
Черт…т, пиш…т, иль поёт,
Вышива…т или паш…т,
Или забива…т гол,
Вар…т, жар…т, люб…т, чист…т,
Всё расскажет нам:... (глагол)

II. Формулировка цели урока и постановка учебных задач. 

- Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока.   (Правописание безударных личных окончаний глаголов).

- Вы уже умеете это делать или сегодня первый урок по этой теме?  (Мы этому уже учились).

- Какова цель сегодняшнего урока?

 (Проверить умение без ошибок писать безударные окончания глаголов).

- Что необходимо делать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Поставить глагол в неопределенную форму, определить спряжение, лицо и в зависимости от этого выбрать букву окончания).

- Сформулируйте учебные задачи:

- ставить глагол в неопределенную форму.

- определять спряжение глагола.

III. Этап включения в систему знаний и повторения.

- Сегодня на уроке  мы закрепим наши знания о  глаголе.

- Выполните тест.

1. Глагол – это…

1) самостоятельная часть речи

2) служебная часть речи

3) часть слова

4) член предложения

2. Что обозначает глагол?

1) предмет.

2) признак предмета.

3) действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает глагол?

1) кто? что?

2) какой? какая? какое? какие?

3) что делает? что сделал? что будет делать?

4. Каким членом предложения выступает глагол?

1) главным членом.

2) второстепенным членом.

5. Как определить лицо глагола?

1) по числу.

2) по окончанию.

3) по местоимению.

4) по вопросу.

6. Изменяется ли глагол по числам?

1) да.         2) нет.

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

1)2         2)3         3)4

7. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...

1) прошедшего времени;

2) настоящего времени;

3) будущего времени.

8. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) что делает? что делают?

2) что сделает? что будет делать?

3) что делал? что делали?

9. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

1) по числам.

2) по падежам.

3) по родам.

10. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

1) проспрягать его.

2) изменить по лицам и числам.

3) определить спряжение.

Проверка. Слайд  Оцените свою работу в картах урока.

Запишите окончания глаголов I и II спряжения.

лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

2лицо

3лицо

Проверка  Слайд Оцените свою работу в картах урока.

лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

-у, -ю

-ем

-у, -ю

-им

2лицо

-ешь,

-ете

-ишь

-ите

3лицо

-ет,

-ую, -ют

-ит

-ат, -ят

- Вернёмся к стихотворению о глаголе.

- Какое задание можно выполнить по этому тексту? (Вставить пропущенные буквы в окончание глаголов, определить спряжение).

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что дела
ет, расскажет:
Черт
ит, пишет, иль  оёт,
Вышива
ет  или  пашет,
Или забива
ет гол,
Вар
ит, жарит, любит, чистит,
Всё расскаж
ет нам: ГЛАГОЛ

Проверка  Слайд Оцените свою работу в картах урока.

- Отгадайте загадку:

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

- Это самовар!

Слайд

- Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит")

- Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.  Во всем мире знают русский самовар. Его родина – город умельцев и мастеров Тула. В старину самовар являлся неодушевленным членом семьи, и его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иванович". 

Этап самостоятельной работы

Выполнение упражнения. Определение спряжения глаголов.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Слайд

- О чае говорят так: "Кто чай пьет, сто лет проживет".

- Как вы думаете почему?

- А почему так говорят, мы узнаем из упражнения.

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: "Чаепитие очища…т кровь, регулиру…т работу печени, снима…т сонливость, оживляя…т мышцы тела".

- Найдите в тексте глаголы. Выпишите по группам. Вставьте нужные окончания.

1 спряжение

2 спряжение

признают

очищает

регулирует

снимает

оживляет

Проверка Слайд

- Что можно сказать о глаголах, которые вы выписали? (Это глаголы  I спряжения).

- Нужно ли было выписывать глагол говорят? (Нет, так как окончание в этом глаголе ударное)

- Проспрягайте глагол   очищать

лицо

I спряжение 

очищать

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

очищаю

очищаем

2лицо

очищаешь

очищаете

3лицо

очищает

очищают

Слайд

- Прочитайте стихотворение, дополните  его подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду ... ,
... , ... ,
Он ... все болезни.
Нет напитка нам полезней.

Слова для справок: утолит, излеч…т, успоко…т, ободрит.

- Назовите слова, в которых встречаются орфограммы. (Ободрит- бодрый, приставка - о, болезни - боль, полезней - польза).

– Что можно сказать о глаголах, которые вы употребили? (Это глаголы II спряжения).

- Проспрягайте глагол   успокоить

лицо

I спряжение 

успокоить

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

успокою

успокоим

2лицо

успокоишь

успокоите

3лицо

успокоит

успокоят

Проверка Слайд

Этап рефлексии деятельности на уроке.

- Подводя  итог, оценим себя: научились ли вы видеть орфограмму, называть ее, проверять.

- В чем были затруднения?

- Что мы должны знать и уметь делать, чтобы не допускать ошибок в безударном личном окончании глаголов?

Рефлексия.

-Я получил… баллов, потому что … 

53– 47 баллов – повышенный уровень - 5

46 – 37 баллов – высокий уровень - 4

36 – 27 баллов – средний уровень - 3

26 и менее – низкий уровень – 2

Домашнее задание.

Творческая работа. Восстановление деформированного текста. Чем привлекателен чай, мы узнаем, правильно составив предложения из слов.

1) чай, женщины, Собирают, только.
2) женских рук, Аромат, не портит, чая, запах.
3) издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
4) травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

– Прочитайте слова первой строчки. Составьте предложение.

Аналогичная работа проводится со всеми предложениями.

– Прочитайте весь текст. Запишите его. Найдите в тексте глаголы, определите их время, лицо, число и спряжение, выделите окончания.

Проверка. Слайд

Собирают чай только женщины. Аромат женских рук не портит запах чая. На Руси издавна любят и умеют вкусно заваривать чай. Душистые травы придают чаю особый вкус.!!!!

Заменить одним глаголом.

Унести ноги – убежать(1спр.)

 Ломать голову – думать (1спр.)

Зарубить на носу –запомнить (2спр.)

Обвести вокруг пальца- обмануть (1спр.)

Чесать языком –болтать (1спр.)

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Со всеми поставленными  задачами вы справились?

- Все ли грамматические признаки глагола необходимо называть, чтобы верно написать окончание?

 (Нет, достаточно определить спряжение). 

Закрепление пройденного материала.

Найдите глаголы подходящие к действию самовара, выделите в них окончания и укажите спряжение.

Шипит, пускает, свистит, украшает, согревает, лежит, угощает, смотрит.

Шипит, пускает, согревает, угощает

52



Предварительный просмотр:

Карта оценивания заданий на уроке русского языка по теме «________________________________________________________________________».

Ход работы на уроке

Оцениваю себя

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж…т:
Черт…т, пиш…т, иль поёт,
Вышива…т или паш…т,
Или забива…т гол,
Вар…т, жар…т, люб…т, чист…т,
Всё расскаж…т нам: _______________________

Выполните тест.

1. Глагол – это…

1) самостоятельная часть речи     2) служебная часть речи

3) часть слова                                 4) член предложения

2. Что обозначает глагол?

1) предмет.                        2) признак предмета.           3) действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает глагол?

1) кто? что?                      2) какой? какая? какое? какие?

3) что делает? что сделал? что будет делать?

4. Каким членом предложения выступает глагол?

1) главным членом.          2) второстепенным членом.

5. Как определить лицо глагола?

1) по числу.          2) по окончанию.        3) по местоимению.     4) по вопросу.

6. Изменяется ли глагол по числам?      1) да.         2) нет.

5. Сколько временных форм имеют глаголы?  1)2         2)3         3)4

7. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...

1) прошедшего времени;     2) настоящего времени;

3) будущего времени.

8. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) что делает? что делают?

2) что сделает? что будет делать?

3) что делал? что делали?

9. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

1) по числам.             2) по падежам.                   3) по родам.

10. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

1) проспрягать его.              2) изменить по лицам и числам.

3) определить спряжение.

Запишите окончания глаголов I и II спряжения.

лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

2лицо

3лицо

Найдите в тексте глаголы. Выпишите по группам. Вставьте нужные окончания.

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: "Чаепитие очища…т кровь, регулиру…т работу печени, снима…т сонливость, оживляя…т мышцы тела".

1 спряжение

2 спряжение

Измените  глаголы по лицам и числам.

лицо

I спряжение

очищать

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

2лицо

3лицо

- Прочитайте стихотворение, дополните  его подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду _______________ ,

_____________ , ________________ ,
Он _________________ все болезни.
Нет напитка нам полезней.

Слова для справок: утолит, излеч…т, успоко…т, ободрит.

- Измените  глагол  по лицам и числам.

лицо

II спряжение 

успокоить

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

2лицо

3лицо

53– 47 баллов – повышенный уровень - 5

46 – 37 баллов – высокий уровень - 4

36 – 27 баллов – средний уровень - 3

26 и менее – низкий уровень – 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний глаголов

Начальное обучение  должно заложить фундамент дальнейшего развития школьников и успешного овладения основами наук. Исходя из общей задачи развития личности и принимая во внимание особое мес...

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»

Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...

Презентация "Правописание безударных окончаний глаголов"

Данная презентация предназначена для сопровождения урока русского языка в 4 классе (учебник Т.Г.Рамзаевой)...

Урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"

Урок для 4 класса по системе Занкова.  Тип урока: урок рефлексии.Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных о...

Проект урока мастера по русскому языку в 4 классе " Правописание безударных окончаний глаголов"

Психолого-педагогическая характеристика класса.                         Сп...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения"

Конспект (с презентацией)  урока русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения". Название урока: "Добро и зло"...

Конспект (презентация) в 4 классе "Правописание безударных окончаний глаголов"

Конспект урока разработан по программе "Начальная школа XXI века".Соответствует стандартам ФГОС.Разработка сопровождается презентацией. В конспект включены тема, цели, задачи и оборудование к уроку. У...