Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Хурамшина Алиса Нажиповна

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». «Русский язык» в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающим практическое усвоение языка как средства общения. Данный предмет способствует повышению речевой компетентности обучающихся с ЗПР, готовит их к самостоятельной жизни в обществе. Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovz_russkiy_yazyk_1_klass.docx216.15 КБ

Предварительный просмотр:

гриф НОО.jpg

Программа  учебного предмета   русский язык

 

Класс 1г Белик Денис  (индивидуальное обучение  по отдельному учебному предмету русский язык  для детей с задержкой психического развития)

Количество часов: 136 ч.

Составитель: Хурамшина А.Н.

учитель нач. классов

МБОУ гимназии г. Советский

г. Советский

2021 - 2022 уч. год. 

1.Пояснительная записка

         Программа по русскому языку для 1-х дополнительных классов составлена на основе:

Примерной программы учебно-методического комплекса «Школа России» по русскому языку 2017 г., с использованием рекомендаций авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого,  М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык» М., «Просвещение», 2017., и следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, от 31.12.2015 г. № 1576);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
  • Примерная программа по предмету русский язык
  • Программа по предмету русский язык  составлена в соответствии  Адаптированной  основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ), утверждённой приказом от 30.08.2019 г. №324 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2019-2020 учебный год и организации инклюзивного образования, обучающихся с ОВЗ в МБОУ гимназии г. Советский».

       Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». «Русский язык» в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающим практическое усвоение языка как средства общения. Данный предмет способствует повышению речевой компетентности обучающихся с ЗПР, готовит их к самостоятельной жизни в обществе. Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

 Цели и задачи программы

      Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

    Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления.

     В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

 - формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;

- уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

- развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятность и выразительность речи);

- формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;

- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

-  удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;

-  содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

   С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

- совершенствовать навыки различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, определения слогового и звукового состава слов, установления ударного слога, границ предложений;

- научить различать ударные и безударные гласные, соотносить количество звуков и букв в словах, определять порядок букв в слове и в алфавите, использовать в речи языковые термины;

- научить делить слова на слоги и переносить слова по слогам, правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, слова с удвоенными согласными и слова с непроверяемым написанием;

- научить раздельно писать предлоги со словами, писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов и улиц;

-  научить различать слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;

- обогащать и уточнять словарный запас при изучении многозначных и однозначных слов, слов с близким и противоположным значением;

- совершенствовать навыки построения высказывания в ходе практического ознакомления с признаками текста, выполнения заданий по составлению и озаглавливанию небольших текстов;

- совершенствовать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку слов и предложений;

- воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;

- учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст), активизируя необходимые мыслительные операции;

- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;

- формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем слова, схем предложения);

- совершенствовать навыки разборчивого и аккуратного письма.

2. Общая характеристика  учебного предмета.

    Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе обучения младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже для школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью как собственно русского языка, так и совершенствования речевой деятельности.

     При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, пришедшие в 1 дополнительный класс, нередко продолжают демонстрировать слабые языковые способности и недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. У обучающихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего обучения. Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для обучающихся по варианту 7.2. Поэтому механический перенос на контингент обучающихся с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.

      Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России». В 1 дополнительном классе для обучающихся по варианту 7.2 в качестве учебника используется «Русский язык» для 1 класса В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Для обучающихся по варианту 7.2. также разработана специальная рабочая тетрадь, соответствующая календарно-тематическому планированию в 1 дополнительном классе. Содержание и оформление заданий в обозначенном учебнике не полностью соответствует рекомендациям по обучению русскому языку детей с ЗПР, разработанных Р.Д. Тригер. Некоторые темы слишком теоретизированы, наблюдается переизбыток текста и информационная перегрузка, в связи с чем материалы учебника не могут быть использованы в полном объеме. Например, в теме «Язык и речь» возможно исключить трудные для понимания определения понятий «устная и письменная речь», «государственный язык». В разделе «Слова, слова, слова…» следует упростить материал о многозначном и однозначном значении слов, акцентировать внимание на практическом знакомстве с данной темой. В теме «Перенос слов» целесообразно продумать пошаговое предъявление правил переноса, использование наглядности. Учителю рекомендуется самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для обучающихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.  В ходе обучения в 1 дополнительном классе младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.

3. Описание места учебного предмета

       Русский язык входит в образовательную область "Филология". В соответствии с учебным планом русский язык изучается в 1 дополнительном классе I четверть, III четверть и  IVчетверть - 5 часов в неделю,  II четверть – 4 часа в неделю  из расчета 33 учебные недели.  Общее количество часов в год – 158 часов, из них на  «Обучение грамоте и развитие речи» - 40 часов, «Русский язык» - 118 часов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

     Основная концептуальная идея курса «Русский язык» соответствует современной концепции системы «Школа России», где первоочередной является задача реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» как идеологической основы ФГОС НОО. 

    Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

     На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

     Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

      Личностные результаты для   1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:

- принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

- овладение навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

       Метапредметные результаты для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
  • кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом);
  • осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова, звук, слог, слово, предложение);
  • сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);
  • сравнивать слова с близким и противоположным значением;
  • обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с первым ударным слогом);
  • различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами, подобрать слова с близким или противоположным значением);
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (обнаружение и исправление слитного написания предлогов со словами).
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно (проверка правильности переноса слов).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
    культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
  3. овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
  4. овладение основами грамотного письма;
  5. овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
  6. формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  7. использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

        

    По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность их достижения.

В конце 1 дополнительного класса обучающийся научится:

  • правильно произносит звуки и называет буквы;
  • знает все буквы алфавита;
  • соотносит количество звуков и букв в словах;
  • различает звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  • делит слова на слоги, соотносит количество слогов с количеством гласных, переносит слова по слогам;
  • соблюдает правила написания сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, написания слов с удвоенными согласными;
  • раздельно пишет предлоги со словами;
  • различает слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;
  • распознает многозначные и однозначные слова, слова с близким и противоположным значением;
  • умеет писать все заглавные и прописные буквы, соединения букв, соблюдая правила каллиграфии;
  • может писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;
  • может списывать с печатного текста;
  • использует заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек животных, названий населенных пунктов и улиц;
  • слушает и понимает задания учителя, небольшие тексты, рассказы, стихотворения, загадки;
  • читает правильно, плавно, сознательно небольшие тексты;
  • может отвечать на вопросы, слушать собеседника, дополнять ответы одноклассников, проговаривать предстоящую работу, комментировать свои действия, рассказывать о событии, участвовать в учебных диалогах;
  • употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;
  • переносит умение построения устного высказывания на оформление развернутых ответов и сообщений на уроках ознакомления с окружающим миром.

6.Содержание учебного предмета

    Изучение предмета «Русский язык» в 1 классе включает следующие разделы:

    Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.

    Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение. Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.

    Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, знака ударения.

   Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

    Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий; согласный звонкий–глухой. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звука и буквы. Буквы гласных (и, е, ё, ю, я) как показатель твёрдости–мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Использование алфавита при работе со словарями.

Лексика. Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Орфография и пунктуация. Применение правил правописания:

буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;

буквосочетания чк, чн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

разделительные ъ и ь;

раздельное написание предлогов с другими словами;

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. 1. Тематическое планирование по обучению грамоте (письмо)

Название разделов и подразделов

Кол-во часов

1

Добукварный период

15

2

Букварный период

55

3

Послебукварный период

19

Итого:

89

2. 1. Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (письмо)

Дата

Темы урока

Кол-во часов

план.

факт.

I четверть

31

Добукварный период

15

1

01.09

Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

2

03.09

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов.

1

3

04.09

Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

4

07.09

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу.

1

5

08.09

Письмо длинной наклонной линии с закруглением Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху.

1

6

10.09

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

7

11.09

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

1

8

14.09

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу, вверху влево и вправо с петлёй вверху и внизу.

1

9

15.09

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1

10

17.09

Строчная и заглавная буквы А, а.

1

11

18.09

Строчная и заглавная буквы О, о.

1

12

21.09

Строчная и заглавная буквы И, и.

1

13

22.09

Строчная буква ы.

1

14

24.09

Строчная и заглавная буквы У, у.

1

15

25.09

Повторение. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Букварный период

55

16

28.09

Строчная и заглавная буквы Н, н.

1

17

29.09

Строчная и заглавная буквы С, с.

1

18

01.10

Строчная и заглавная буквы К, к.

1

19

02.10

Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

20

05.10

Буквы, обозначающие согласные звуки. Имена собственные.

1

21

06.10

Строчная и заглавная буквы Л, л.

1

22

08.10

Строчная и заглавная буквы Л, л.

1

23

09.10

Строчная и заглавная буквы Р, р.

1

24

12.10

Строчная и заглавная буквы В, в.

1

25

13.10

Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

26

15.10

Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

27

16.10

Строчная и заглавная буквы П, п.

1

28

19.10

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

29

20.10

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

30

22.10

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

31

23.10

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

II четверть

30

32

05.11

Строчная и заглавная буквы буквы Б б.

1

33

06.11

Строчная и заглавная буквы буквы Б б.

34

09.11

Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

35

10.11

Строчная и заглавная буквы Д, д. 

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

36

12.11

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

37

13.11

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

38

16.11

Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

1

39

17.11

Строчная и заглавная буквы Г, г.

1

40

19.11

Строчная и заглавная буквы Г, г.

Письмо слогов и слов с буквами Г, г.

1

41

20.11

Строчная и заглавная буквы Ч, ч. 

1

42

23.11

Строчная и заглавная буквы Ч, ч.

1

43

24.11

Буква ь. Сравнение печатной и письменной букв.

Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного.

1

44

26.11

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Вопросительные слова «кто?», «что?».

1

45

27.11

Строчная и заглавная буквы Ш, ш. 

1

46

30.11

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши.

1

47

01.12

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. 

1

48

03.12

Письмо слогов и слов с буквами ш и ж.

1

49

04.12

Правописание буквосочетаний жи и ши.

1

50

07.12

Строчная и заглавная буквы Ё, ё.

1

51

08.12

Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слогов и слов с буквой ё.

1

52

10.12

Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

53

11.12

Письмо слогов и слов с буквой й. Запись предложений, оформление границ.

1

54

14.12

Строчная и заглавная буквы Х, х. 

1

55

15.12

Письмо слогов и слов с буквами Х, х. 

Запись предложений, оформление границ.

1

56

17.12

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

57

18.12

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

58

21.12

Строчная и заглавная буквы Ю, ю. 

Письмо слогов и слов с буквой Ю, ю.

1

59

22.12

Строчная и заглавная буквы Ц, ц. 

1

60

24.12

Письмо слогов и слов с буквой Ц, ц и другими изученными буквами.

1

61

25.12

Повторение и закрепление написания изученных букв.

1

III четверть

28

62

11.01

Строчная и заглавная буквы Э, э. 

1

63

12.01

Строчная и заглавная буквы Э, э. Письмо слогов и слов и предложений с изученными буквами.

1

64

14.01

Строчная и заглавная буквы Щ, щ.

1

65

15.01

Строчная и заглавная буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу. 

1

66

18.01

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф.

1

67

19.01

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

Правописание имён собственных (имена людей).

1

68

21.01

Строчная буква ъ. 

1

69

22.01

Письмо слов с буквами ь, ъ. Сопоставление написания слов сел — съел, семь — съем, их фонетический анализ.

1

70

25.01

Включение слов с буквами ь, ъ в предложения, их запись.

1

Послебукварный период

19

71

26.01

Оформление предложений  в тексте. Начало и конец предложения.

1

72

28.01

Слова отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?».

1

73

29.01

Слова отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?».

1

74

01.02

Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

1

75

02.02

Предлоги.

1

76

04.02

Местоимения.

1

77

05.02

Диктант. Проверка умения записи и оформления предложений.

1

78

08.02

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова.

1

79

09.02

Безударные гласные в корне слова.

1

80

11.02

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

1

81

12.02

Письмо слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

82

15.02

Заглавная буква в словах.

1

83

16.02

Слого-звуковой анализ слов.

1

84

18.02

Словарный диктант. Деление слов на слоги.

1

85

19.02

Основа предложения.

1

86

01.03

Алфавитный порядок слов.

1

87

02.03

Контрольное списывание. (Проверка умения списывать с текста)

1

88

04.03

Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками.

1

89

05.03

Обобщение пройденного.

1

Итого:

89

1. 2. Тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Название разделов и подразделов

Кол-во часов

1

Наша речь

1

2

Текст, предложение, диалог

3

3

Слова, слова, слова…

4

4

Слово и слог. Ударение

4

5

Звуки и буквы

28

Итого:

40

2. 2. Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Дата

Темы урока

Кол-во часов

план.

факт.

III четверть

10

Наша речь

1

1

09.03

Язык и речь. Устная и письменная речь.

1

Текст, предложение, диалог

3

2

11.03

Текст.

1

3

12.03

Предложение.

1

4

15.03

Диалог.

1

Слова, слова, слова…

4

5

16.03

Слова. Роль слов в речи.

1

6

18.03

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

1

7

19.03

Тематические группы слов. «Вежливые» слова.

1

8

22.03

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.

1

Слово и слог. Ударение

4

9

23.03

Слог как минимальная произносительная единица.

1

10

25.03

Деление слов на слоги.

1

IV четверть

30

11

05.04

Перенос слов.

1

12

06.04

Ударение. Ударные и безударные слоги.

1

Звуки и буквы

28

13

08.04

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука.

1

14

09.04

Гласные звуки.

1

15

12.04

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

1

16

13.04

Гласные звуки. Слова с буквой Э.

1

17

15.04

Обозначение ударного и безударного гласного буквой на письме.

1

18

16.04

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

19

19.04

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

1

20

20.04

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

21

22.04

Согласные звуки.

1

22

23.04

Слова с удвоенными согласными.

1

23

26.04

Слова с буквами И и Й.

1

24

27.04

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

25

29.04

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

1

26

30.04

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

1

27

06.05

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1

28

07.05

Перенос слов с мягким знаком.

1

29

11.05

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

30

13.05

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

31

14.05

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

1

32

17.05

Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов.

1

33

18.05

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки».

1

34

20.05

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1

35

21.05

Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1

36

24.05

Заглавная буква в словах.

1

37

25.05

Контрольный диктант.

1

38

27.05

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

39

28.05

Проект «Сказочная страничка».

1

40

31.05

Повторение и обобщение изученного материала. Защита проектов.

1

Итого:

40

8.Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств

учебно-методического и материально-технического

обеспечения

  • Программа «Русский язык»  УМК «Школа России» / Канакина В.П., Горецкий В.Г, Дементьева М.Н, Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2011 г.
  • Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:
  1. Азбука. 1 класс в 2-х частях/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2017г.
  2. Русский язык. 1 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.– М.: Просвещение, 2017г.
  • Электронные приложения
  1. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др / НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014.
  2. Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Н.Канакиной, В.Г. Горецкого/ НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2015.
  • Рабочие тетради  
  1. Прописи 1 – 4 Горецкий В.Г, Федосова Н.А. - М.:Просвещение, 2018г
  2. Рабочая тетрадь.  1 класс /  Канакина В. П.   Русский язык. .– М.: Просвещение    2018.
  • Методические пособия
  1. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс / Дмитриева О.И.– М.: ВАКО, 2011.
  • Контрольно-измерительные материалы
  1. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций./ Канакина В.П., Щёголева Г.С. - М.: Просвещение, 2013 г.
  2. Тесты по русскому языку для начальной школы / Сычёва Г.Н. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011.

Технические средства обучения.

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Словари всех типов по русскому языку.

Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по русскому языку.

Компьютер .

Магнитофон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...