Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Части речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Части речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК

Дата: 22.02.2022

Школа: № 1

Класс: 3

Студент: Никольская Анна Владимировна

Группа: 301нк

Учитель: Мельничук Валентина Викторовна

Методист: Андреева Татьяна Сергеевна

Тема урока «Части речи»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: систематизация знаний обучающихся о частях речи, их особенностях;

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Закрепить знания об уже известных частях речи;
  2. Развить умения различать части речи, знать их особенности;
  3. Развить умение классифицировать части речи, разбивать их по группам;

Развивающие:

  1. Овладеть навыками работы с группами частей речи;
  2. Развивать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
  3. Развивать  умения формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, доказывать;
  2. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(15 секунд)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Давайте встанем  и поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Владимировна, и сегодня урок русского проведу у  вас я. Садитесь.

М:личностное включение в учебную деятельность

Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

- Составьте  простые  нераспространенные  предложения  с  этими  словарными словами.  

Например: пенал лежит

помидор упал

пшеница созрела

петух закукарекал

праздник закончился

- Какие у нас получились предложения?

- Из чего состоят простые нераспространенные предложения?

- Добавьте к подлежащим по одному второстепенному члену.

Красивый пенал лежит.

Большой помидор упал.

Густая пшеница созрела.

Голосистый петух закукарекал.

Веселый праздник закончился.

- Какими стали предложения?

- На какие вопросы отвечают слова?

- Почему у слов разные вопросы?

Простые, нераспространенные

Из подлежащего и сказуемого.

Простыми, распространенными

Кто? Что? Что делает? Что сделал? Что сделала? Какой?

Какая?

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

Презентация

Постановка учебной задачи
(1-2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

-  На  какие  группы  мы  можем  разделить  эти  слова?  

- Как можно назвать все эти группы?

- Сформулируйте тему урока

Имя  существительное,  имя  прилагательное,

глагол.

Части речи.

П: сам-ое формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Презентация

Работа по теме урока
 (5-10 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа, учебный диалог

- Наша с вами задача сегодня на уроке: вспомнить все, что мы знаем о частях речи и узнать новое.

- Надо соотнести эти таблички (на столе) с табличками на доске.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

кто? какой? что делать?  

что? какая? что сделать?

предмет какое? что делает?

подлежащим какие? что делал?

второст.член признаки пред. дейст.предм.

одуш. и неодуш. втор.член сказуемым

собст. и нариц.

- А теперь рассказываем все, что знаем о каждой части по алгоритму:

•  Отвечает на вопросы…

•  Обозначает…

•  Бывает …

•  В предложении является…

•  Примеры  

Вывод: Что называется частью речи? (Группа слов, которая имеет общие грамматические признаки.)

знаете, посмотрите на слайд и скажите, к каким частям речи относятся эти слова.  

а) слова в, на, о, к (предлоги)

б) слово не (частица)

в) слова и, а, но (союзы)

- Мы вспомнили шесть наименований частей речи, а всего их 10. Вам еще предстоит познакомиться с ними.

- Все части речи делятся на самостоятельные и служебные.

такими частями речи: местоимение, имя числительное, наречие, междометие.  

самостоятельные служебные  

имя существительное предлог 

имя прилагательное союз 

глагол частица 

наречие междометие 

имя числительное 

местоимение 

В предложении выполняют Служат для связи слов в 

роль членов предложения. словосочетании.

 

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Презентация

Динамическая пауза

Первичное закрепление
(5-10 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

- А теперь наступило время использовать наши знания.

1) Работа в паре

- Распределите слова по группам: 1 ряд – имя существительное;

2 ряд – имя прилагательное;

3 ряд – глагол.

- Найдите слова своей группы, подчеркните их и запишите в тетрадь.

Борьба,  красивый,  щепка,  осенний,  зашла,  выбрать,  небесное,  берёзы,  автобус,  спит,  резиновый,

бегаем.

2) Самостоятельная работа

- Перед вами карточки трех цветов. Выберите себе ту, которую сможете выполнить. Красный цвет –

высокий уровень.

Зеленый цвет – средний уровень.

Желтый цвет – низкий уровень.

Задания по уровням:

Низкий: определить, к какой части речи относятся слова: день, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

Средний: найти в каждой строчке и подчеркнуть лишнее слово, определить его часть речи и

подписать.

1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.

2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.

3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

Высокий: образовать от данных имён существительных однокоренные слова, являющиеся именем

прилагательным и глаголом.

Веселье - _______________, ___________________ .

Шум - _________________, ___________________ .

Игра - ____________________, ____________________.

- Как вы подбирали однокоренные слова?

Проверка со слайда  

- Сравните результаты с заданным эталоном.

Низкий: день – существительное;

Средний: 1) Берёза, пчела, лёгкий (прилагательное), малина.

2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.

3) Думает, считает, ученик, знает.

Высокий: Веселье – весёлый, веселить.

Шум – шумный, шуметь.

Игра – игривый, играть.

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Более двух ошибок?

хорошая – прилагательное;

друг – существительное;

думает – глагол;

смелый – прилагательное.

Глагол

Существительное

Поднимают руки

Л: понимание и выражение в речи цели задания

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Самостоятельная работа с самопроверкой
(10 мин)

Индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная

Спишите предложение. Определите, какой частью речи являются слова в предложении. Надпишите

простым карандашом над словами.

На травинке греют спинки золотые паучки.

Если останется время, то устно дать характеристику предложению

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Включение в систему знаний, повторение

(1 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Над какой темой работали на уроке?

Какие задачи ставили перед собой?

Удалось ли их достичь? Какие выводы вы для себя сделали?

на водоёме вы узнали на уроке?

мя существительное отвечает на вопросы кто? что? (Да)

  Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)

  Имя прилагательное всегда главный член предложения? (Нет)

  Глагол отвечает на вопрос что делать? (Да)

  Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)

  В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)

  Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какие? (Да)

А сейчас отдохнем и поиграем. Игра «Да. Нет».

 Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Имя прилагательное обозначает признак предмета?

Имя прилагательное всегда главный член предложения?

Глагол отвечает на вопрос что делать?

Имя существительное обозначает признак предмета?

В предложении глагол всегда главный член предложения?

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какие?

Отвечают на вопросы

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

 -Итак, ребята, кому понравился урок? О чем мы говорили? Кому сегодня было интересно? А кому скучно?

-На экране вы видите облачка разных цветов. Красное облачко значит, что вы плохо работали на уроке, мало отвечали и постоянно отвлекались. Синее облачко значит, что вы работали, но недостаточно и нужно ещё постараться. А зелёное облачко значит, что вы молодцы и получили много жетончиков за ответы.

-Выберите себе облачко. А теперь поднимите руки, кто выбрал красное облачко, а теперь синее и зелёное.

-Вы большие молодцы. Спасибо за внимание.

Отвечают на вопросы

Анализируют свою деятельность на уроке

П: доказательство качества выполнения задания;

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку окружающего мира для 4 класса на тему "Природные зоны России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление о природных зонах России, причинах их расположения.Планируемые результаты:-предметные: знать: понятие «природная зона&ra...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Что мы знаем о народах России? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...