Однородные члены преложения
план-конспект урока по русскому языку

Мартынова (Тремасова)  Татьяна Андреевна

Цели и задачи урока:

Личностные УУД.

  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Cформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий;
  • Получение конкретного результата при решении задачи (очищение воды)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе «»

  • Мартынова (Тремасова) Татьяна Андреевнаучитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

Личностные УУД.

  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Cформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий;
  • Получение конкретного результата при решении задачи (очищение воды)

Познавательные УУД.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях; с помощью опыта показать процесс очистки воды.

Коммуникативные УУД .

  • Оказывать взаимопомощь;
  • Обмениваться мнениями, слушать друг друга;
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Тип урока:

  • Урок открытия новых знаний.

Оборудование:

  • учебник "Русский язык" М.М. Разумовская / 5 класс;
  • рабочая тетрадь "Русский язык" Л.Г. Ларионова/ 5 класс;
  • м /проектор, интерактивная доска, компьютер

Ход урока:

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока: Однородные члены предложеня. Обобщение.

II. Словарная работа. Запишите слова и назовите, тему, к которой они относятся:

Капитан, тренер, матч, футбол, трибуна, спортсмен, стадион, вратарь, хоккей, участник, тренировать, болельщик, команда.

Составьте предложение из данных слов с однородными членами.

III. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.

Слово учителя.

Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”,- посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.

- Чему учит притча?

-  Я уверена, что вы не оплошали, как лесоруб, и приготовились к уроку.

  1. Синтаксический разбор предложения

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

  • Предположите, какая будет тема нашего урока?
  1. Введение в тему с формулировкой цели и проблемы  урока.

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке
Конечно…

  • О каких признаках однородных членов предложения идет речь?
  1. Относятся к одному члену предложения.
  2. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
  3. Являются одним членом предложения. Могут быть любым членом предложения.
  4. Перечислительная интонация.
  5. Между однородными членами могут стоять знаки препинания.

Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему  урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

Цель: Научиться находить однородные члены по их опознавательным признакам, чтобы правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

4. Повторение материала, изученного при работе над данной темой

Учитель:

- Скажите, какие члены предложения главные или второстепенные могут быть однородными?

(Ответы детей)

- Найдите однородные члены, составьте схемы. (Слайд 4)

Снег заметает дороги, тропинки, полянки.

Стоят в снегу деревья и кустарники.

Днём и ночью шумит за окном вьюга.

Интересная и увлекательная прогулка по зимнему лесу запомнилась ребятам.

Море роптало, билось о берег глухо, сердито.

Учитель: Как соединяются однородныет члены в предложении?

- интонацией;

- союзами: и, да, но.

Схемы соединения и разделения однородных членов предложения (слайд 5)

О и О.

О, О.

О, а О. (могут употребляться союзы но, да)

4. и О, и О, и О, и О.

5. О и О, О и О.

5. Физминутка.

Учитель: Ребята, я хочу, чтобы вы послушали интересный текст: (Слайд 6. )

Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумыаются о страшных последствиях. Забыают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.

И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Это исследовали и доказали учёные всего мира.

Ежедневно в России умирает 300 человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.

При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били по стопам палками, отрезали нос и уши. Это было страшно, жестоко, но эффективно.

Откажись от вредных привычек, закаляйся, занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.

Вопросы: - Заинтересовала вас этот текст? (Ответ учащихся)

- Какова его основная мысль? (Ответ учащихся)

Вывод учителя. Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.

- А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов, чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения)

- В тексте 5 абзацев, каждый работает с одним из них. (Распределение на уроке.)

Учитель: Какие слова иногда используются при однородных членах?

(Обобщающие слова, которые имеют общее значение для однородных членов)

Подберите обобщающие слова к следующим однородным членам: (слайд 7)

Кастрюля, сковорода, тарелка, бокал – посуда

Весна, лето, осень, зима – времена года

Роза, тюльпан, астра, ромашка – цветы

Тетрадь, пенал, карандаш, ручка – щкольные принадлежности

Собака, кошка, кролик, корова – домашние животные

Учитель: Выполните упражнение. Выпишите по одному предложению на каждую схему.

Слово учителя. Я думаю, что сейчас мы готовы к проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно.

- Сверьте свои ответы с ключом, который вы сейчас получили. Сколько ошибок вы сделали?

Слово учителяДля самостоятельной работы я предлагаю вам упражнение на слайде. Прочитайте и выполните задание. Кому не понятно задание?

  1. Творческий диктант.

На озере ребята купались…..

Солнце осветило луг…

С юга прилетели скворцы…

Солнечный зайчик пробежал по стенам…..

  1. Рефлексия.
  • Чему научились?
  • Всё ли получалось?
  1. Домашняя работа 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...