Обозначение безударного гласного буквой на письме
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)
Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вашему вниманию практические способы работы в решении орфографических задач, а это обязательный результат обучения по любой системе, и понимание всеобщности принципа русского письма- закона русского письма. Но в первом классе мы начинаем с диктовки, сначала- слов, потом – предложений. Дети уже знают орфографию сильных позиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.58 КБ |
![]() | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вводим приемы, обеспечивающие формирование орфографического действия. Появляется модель, которую любят дети «Закон русского письма». Она подтверждает общее орфографическое правило (ООП). Слабую позицию проверяем по сильной. - +
Безударную гласную проверяем ударением. 1. К о ты – кот Сл о ны – слон 2. С о рить – сорный Б е дняк-бедный 3. Са д -сады Чудесное - чудесен Для того, чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово по числу или подобрать другое так, чтобы ударение падало на эту гласную. Это правило «работает» и с парными согласными в корне слова.
Общее орфографическое правило = Безударную гласную обязательно нужно проверять в той же части слова. 1)Способ проверки в суффиксе: Подбираем слово с тем же суффиксом, но под ударением. 2)Способ проверки в корне: Изменяем по числу, по вопросам, подбором однокоренных слов. Звезда -звезде, звезда - звездный 3) Способ проверки в приставке: подбираем слово с той же приставкой, но под ударением. О тпусти- отпуск 4) Способ проверки безударной гласной в окончании. Вводим набор окончаний в сильной позиции. Чертежн и к - лесник = = =
Способ проверки безударной гласной в окончании Ставим слово в начальной форме «есть».. Определяем набор Подбираем, проверяем I А, Я Ж.р; м.р. Стена земля II О, Е Ср.р; м.р Стол Конь III Ср.р Окно белье IV Ж.р . __+Ь Цепь НАРУШИТЕЛИ В планетарии В Армии В здании На парте- на стене Как стена В городе В столе Под якорем Под конем Полотенце- окно Мозоли – о цепи На парте- на стене Как стена Действия детей: Ставим слово в начальную форму, применяя слово – помощник «ЕСТЬ» Определяем набор окончаний Подбираем проверку
Рефлексия У кого возникли трудности? Как будете трудности удалять? (Спрошу у товарища, у учителя, обращусь к учебнику) Работа с родителями. Дома проговорю все, о чем узнала на уроке: о трудностях и об успехах.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вашему вниманию практические способы работы в решении орфографических задач, а это обязательный результат обучения по любой системе, и понимание всеобщности принципа русского письма- закона русского письма. Но в первом классе мы начинаем с диктовки, сначала- слов, потом – предложений. Дети уже знают орфографию сильных позиций.
ПАМЯТКА 1
- (.) в конце предложения
-Большая буква в именительном собственном
-Большая буква в начале предложения
I/ Слова. Памятка 2
- До записи делим слова на слоги
- составляем слоговую модель
- специальным значком выделяем ударные слоги
- записываем слово под слоговой моделью, протяжно диктуя в полголоса: м..а/м…а
- проверяем: ма-ма
- сравниваем слоговую и буквенную модель
II. Предложения
ПАМЯТКА 3
У Вани кролики
- Читаю предложение для составления модели
- Для указания количества слогов и ударного слога в каждом слове с подчеркиванием орфограмм.
- Дети записывают предложения, проговаривая по слогам; самодиктовка
У Вани кролики.
- Сравнивают написанное с моделью: не пропустил ли какое-либо слово
В результате в тетрадях:
У Вани кролики.
III. Вводится способ списывания предложений.
ПАМЯТКА 4.
Со 2 класса вводим приемы, обеспечивающие формирование орфографического действия. Появляется наша модель, которую очень любят дети. Она подтверждает общее орфографическое правило:
Слабую позицию проверяем по сильной, основываясь на фонематическом принципе русского письма: на письме передаются не звуки, а фонемы (ряды позиционно-чередующихся звуков)
- Безударные гласные
– в корне слова
- в префиксах
- в окончаниях
___________________________
Учитываем грамматические значения частей речи
ДЕТСКАЯ ЗАКЛАДКА ( фонема обозначается буквой по своей сильной позиции в той же части слова)
ООП
- Существительные.
– в корне слов:
СПОСОБЫ: изменение по числу – звзда – звезды
По вопросам – звезды, звезде
Подбор однокоренных слов:звездный
- в приставке: отпусти – отпуск, сбить – срезать, слить
- в суффиксе: глиняный – полотняный, чертежник – лесник
- в окончании: вводим набор окончаний: ударных
Ставим слово в начальной форме «есть».. Определяем набор Подбираем, проверяем | I А, Я Ж.р; м.р. Стена земля | II О, Е Ср.р; м.р Стол Конь | III Ср.р Окно белье | VI Ж.р. __+Ь Цепь | НАРУШИТЕЛИ В планетарии В Армии В здании |
На парте- на стене Как стена | В городе В столе Под якорем Под конем | Полотенце- окно | Мозоли – о цепи |
- Прилагательное.
В новую – в какую, в злую- подстановка
- Глагол
– замечаешь-берешь
- пилишь – говоришь
Все на ИТЬ – II спряжение, кроме брить, стелить, зиждиться, а еще – усекаемые на – ЕТЬ
Усек – на – АТЬ, гнать ( кроме 3 лица. Мн.ч, II спр.) 3 л., мн.ч, - I спр.
Разноспрягаемые:
Ед.ч- I спр
Мн.ч. – II спр. –. хотеть, брезжить, бежать, дать, создать, есть, надоесть,
Чтить
- тся, ться? Шуметь – подстановка
Инфинитив: нечего бояться (шуметь)
Начал кружиться (шуметь)
Начинаеть смеркаться (шуметь)
- Наречия и краткие прилагательные
– В лесу еще свежо и сыро (зло)
- Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.
-Теперь можно отдохнуть
- Но нужно быть внимательным
В, на, за – о в око, на окно, за окно
- из, до, с – а – из окна, до окна, с окна
Итак, проблема проверки орфограмм слабых позиций решена. Дети усвоили, что ЗРП является, действительно, всеобщим. Орфограмма слабых позиций в ___________ проверяются одинаково по сильной позиции фонемы в той части слова.
Расскажу Вам об открытии (с детьми мы договорились называть эти приемы секретиками) Я говорю о подстановке в синтаксическую конструкцию слова СТЕНА, СТОЛ для определения названия падежей имен существительных. (Вывешиваю таблицу). Даю детям задание, выучить падежные изменения слова СТЕНА наизусть. Вы заметили, что я применяю слова с ударным окончанием (река, рука и т.д.)
Если Вы посмотрите внимательно, то увидите, что у Д.п. и П.п подставляется дополнительно и слово СТОЛ. Это делается для контрольной проверки. Ведь дети часто путают даже после подстановки слова СТЕНА Д.п и П.п.
Заметьте, что мы не учитываем при этом набор падежных окончаний, пользуясь этим способом.
Теперь мы можем решить орфографические задачи и в падежных окончаниях по ЗРП
ПРИМЕРЫ.
Мы жили в деревне (в стене, в столе)- И.П.
В поле посадили рожь (стену) – В.П.
Жил у тети (у стены) Р.П.
По шерстке собачке и кличка дана.
По стене стене стена
(Зрит.диктант
Письмо по памяти)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-164000-1449670005.jpg)
Открытый урок по русскому языку. Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме.
Конспект составлен по прогрпмме "Школа России" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-192361-1457386329.jpg)
Презентация к уроку русского языка "Обозначение ударного гласного буквой на письме"
Урок русскоко языка .1 класс.Безударная гласная в середине слова.Проверочные слова....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-544207-1418016531.jpg)
Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".
Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-863358-1481109360.jpg)
Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме
Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-952294-1506368999.jpg)
Обозначение безударного гласного звука буквой на письме
Обозначение безударного гласного звука буквой на письме...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/22/picture-1478379-1687453451.jpg)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».
Технологическая карта урока руссого языка в 1 классе по теме:«Обозначение ударного гласного буквой на письме». УМК Школа России....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-569878-1424428428.jpg)
Конспект открытого урока "Обозначение безударного гласного на письме" 1 класс
Цель урока: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука....