Обозначение безударного гласного буквой на письме
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)

Евтодиева Светлана

Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вашему вниманию практические способы работы в решении орфографических задач, а это обязательный результат обучения по любой системе, и понимание всеобщности принципа русского письма- закона русского письма. Но в первом классе мы начинаем  с диктовки, сначала- слов, потом – предложений. Дети уже знают орфографию сильных позиций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар Обозначение безударного гласного буквой на письме Подготовила учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 пос.Воротынск Евтодиева Светлана Закиевна

Слайд 2

Вводим приемы, обеспечивающие формирование орфографического действия. Появляется модель, которую любят дети «Закон русского письма». Она подтверждает общее орфографическое правило (ООП). Слабую позицию проверяем по сильной. - +

Слайд 3

Безударную гласную проверяем ударением. 1. К о ты – кот Сл о ны – слон 2. С о рить – сорный Б е дняк-бедный 3. Са д -сады Чудесное - чудесен Для того, чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово по числу или подобрать другое так, чтобы ударение падало на эту гласную. Это правило «работает» и с парными согласными в корне слова.

Слайд 4

Общее орфографическое правило = Безударную гласную обязательно нужно проверять в той же части слова. 1)Способ проверки в суффиксе: Подбираем слово с тем же суффиксом, но под ударением. 2)Способ проверки в корне: Изменяем по числу, по вопросам, подбором однокоренных слов. Звезда -звезде, звезда - звездный 3) Способ проверки в приставке: подбираем слово с той же приставкой, но под ударением. О тпусти- отпуск 4) Способ проверки безударной гласной в окончании. Вводим набор окончаний в сильной позиции. Чертежн и к - лесник = = =

Слайд 5

Способ проверки безударной гласной в окончании Ставим слово в начальной форме «есть».. Определяем набор Подбираем, проверяем I А, Я Ж.р; м.р. Стена земля II О, Е Ср.р; м.р Стол Конь III Ср.р Окно белье IV Ж.р . __+Ь Цепь НАРУШИТЕЛИ В планетарии В Армии В здании На парте- на стене Как стена В городе В столе Под якорем Под конем Полотенце- окно Мозоли – о цепи На парте- на стене Как стена Действия детей: Ставим слово в начальную форму, применяя слово – помощник «ЕСТЬ» Определяем набор окончаний Подбираем проверку

Слайд 6

Рефлексия У кого возникли трудности? Как будете трудности удалять? (Спрошу у товарища, у учителя, обращусь к учебнику) Работа с родителями. Дома проговорю все, о чем узнала на уроке: о трудностях и об успехах.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вашему вниманию практические способы работы в решении орфографических задач, а это обязательный результат обучения по любой системе, и понимание всеобщности принципа русского письма- закона русского письма. Но в первом классе мы начинаем  с диктовки, сначала- слов, потом – предложений. Дети уже знают орфографию сильных позиций.

ПАМЯТКА 1

- (.) в конце предложения

-Большая буква в именительном собственном

-Большая буква в начале предложения

I/ Слова. Памятка 2

- До записи делим слова на слоги

- составляем слоговую модель

- специальным значком выделяем ударные слоги

- записываем слово под слоговой моделью, протяжно диктуя в полголоса: м..а/м…а

- проверяем: ма-ма

- сравниваем слоговую и буквенную модель

II. Предложения

ПАМЯТКА 3

У Вани кролики

  1. Читаю предложение для составления модели

        

  1. Для указания количества слогов и ударного слога в каждом слове с подчеркиванием орфограмм.

  1. Дети записывают предложения, проговаривая по слогам; самодиктовка

У Вани кролики.

  1. Сравнивают написанное с моделью: не пропустил ли какое-либо слово

В результате в тетрадях:

У Вани кролики.

III. Вводится способ списывания предложений.

ПАМЯТКА 4.

Со 2 класса вводим приемы, обеспечивающие формирование орфографического действия. Появляется наша модель, которую очень любят дети. Она подтверждает общее орфографическое правило:

        Слабую позицию проверяем по сильной, основываясь на фонематическом принципе русского письма: на письме передаются не звуки, а фонемы (ряды позиционно-чередующихся звуков)

  1. Безударные гласные

– в корне слова

- в префиксах

- в окончаниях

___________________________

Учитываем грамматические значения частей речи

ДЕТСКАЯ ЗАКЛАДКА ( фонема обозначается буквой по своей сильной позиции в той же части слова)

ООП

  1. Существительные.

– в корне слов:

СПОСОБЫ: изменение по числу – звзда – звезды

По вопросам – звезды, звезде

Подбор однокоренных слов:звездный

- в приставке: отпусти – отпуск, сбить – срезать, слить

- в суффиксе: глиняный – полотняный, чертежник – лесник

- в окончании: вводим набор окончаний: ударных

Ставим слово в начальной форме «есть»..

Определяем набор

Подбираем, проверяем

I  А, Я

Ж.р; м.р.

Стена

земля

II

О, Е

Ср.р; м.р

Стол

Конь

III

Ср.р

Окно

белье

VI

Ж.р. __+Ь

Цепь

НАРУШИТЕЛИ

В планетарии

В Армии

В здании

На парте- на стене

Как стена

В городе

В столе

Под якорем

Под конем

Полотенце- окно

Мозоли – о цепи

  1. Прилагательное.

В новую – в какую, в злую- подстановка

  1.  Глагол

– замечаешь-берешь

- пилишь – говоришь

Все на ИТЬ – II спряжение, кроме брить, стелить, зиждиться, а еще – усекаемые на – ЕТЬ

Усек – на – АТЬ,  гнать ( кроме 3 лица. Мн.ч, II спр.) 3 л., мн.ч, - I спр.

Разноспрягаемые:

Ед.ч- I спр

Мн.ч. – II спр. –. хотеть, брезжить, бежать, дать, создать, есть, надоесть,

Чтить

- тся, ться? Шуметь – подстановка

Инфинитив: нечего бояться (шуметь)

Начал кружиться (шуметь)

Начинаеть смеркаться (шуметь)

  1. Наречия и краткие прилагательные

– В лесу еще свежо и сыро (зло)

- Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

-Теперь можно отдохнуть

- Но нужно быть внимательным

В, на, за – о в око, на окно, за окно

- из, до, с – а – из окна, до окна, с окна

Итак, проблема проверки орфограмм слабых позиций решена. Дети усвоили, что ЗРП является, действительно, всеобщим. Орфограмма слабых позиций в ___________ проверяются одинаково по сильной позиции фонемы в той части слова.

Расскажу Вам об открытии (с детьми мы договорились называть эти приемы секретиками) Я говорю о подстановке в  синтаксическую конструкцию слова СТЕНА, СТОЛ для определения названия падежей имен существительных. (Вывешиваю таблицу). Даю детям задание, выучить падежные изменения слова СТЕНА наизусть. Вы заметили, что я применяю слова с ударным окончанием (река, рука и т.д.)

Если Вы посмотрите внимательно, то увидите, что у Д.п. и П.п подставляется дополнительно  и слово СТОЛ. Это делается для контрольной проверки. Ведь дети часто путают даже после подстановки слова СТЕНА Д.п и П.п.

Заметьте, что мы не учитываем при этом набор падежных окончаний, пользуясь этим способом.

Теперь мы можем решить орфографические задачи и в падежных окончаниях по ЗРП

ПРИМЕРЫ.

Мы жили в деревне (в стене, в столе)- И.П.

В поле посадили рожь (стену) – В.П.

Жил у тети (у стены) Р.П.

По шерстке собачке и кличка дана.

По стене       стене      стена

(Зрит.диктант

Письмо по памяти)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Обозначение ударного гласного буквой на письме"

Урок русскоко языка .1 класс.Безударная гласная в середине слова.Проверочные слова....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме

Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...

Обозначение безударного гласного звука буквой на письме

Обозначение безударного гласного звука буквой на письме...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Обозначение ударного гласного буквой на письме».

Технологическая карта урока руссого языка в 1 классе по теме:«Обозначение ударного гласного буквой на письме». УМК Школа России....

Конспект открытого урока "Обозначение безударного гласного на письме" 1 класс

Цель урока: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука....