Конспект открытого урока "Обозначение безударного гласного на письме" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Родионова Наталия Владимировна

Цель урока: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 1 «Б»

Тема урока:  Обозначение безударного гласного на письме

Цель урока: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.

Задачи:

-Образовательная:

Учить распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове;

Учить различать проверочное и проверяемое слово;

-Развивающая:

Развивать умение находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным и объяснить их правописание, речь, память учащихся

-Воспитывающая:

Воспитывать желание узнавать новое о ударных и безударных на основе материала

Тип урока: сообщение новых знаний

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, презентация, проектор, карточки обратной связи

Ход урока:


Этап урока,

Цель этапа,

Время.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

(2 мин)

Цель: настроить учащихся на работу

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Виктория Владимировна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Откройте свои рабочие тетради. Отступите две строчки вниз. Посередине запишите число, Классная работа.

Седьмое апреля

Классная работа

(работа над орфограммами в записи)

Приветствуют учителя и настраиваются на работу.

Открывают тетради.

Отступают 2 строчки вниз.

Посередине строки записывают число, на следующей  словосочетание:

 Классная работа.

Регулятивные УУД:

Актуализация знаний

(5 мин)

Цель: проверить ранее полученные знания учащихся

Наблюдение над языковым материалом

Самоопределение к деятельности

Минутка чистописания. (Словарная работа)

- Ребята, отгадайте загадки, которые я сегодня вам подготовила. Запишите слова – отгадки к себе в тетрадь. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки.

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.

К какой тематической группе  можно отнести эти

слова?  

Написание, каких слов вызвало сомнение?

Запись слова сосна на доске.

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над обозначением ударения на письме.
Отгадайте загадку.

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

 А станет светло –

 Спать летит в дупло. 

-Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук.

Прописывают буквы, словосочетания

Сосна

берёзы

дуб

липа

деревья

Сосна 

Сова

Познавательные УУД

Новая тема. Работа по учебнику.

 (15 мин)

Цель: дать первичные знания по новому материалу

Беседа о безударных гласных

Работа с учебником

Формирование навыков

–  Измените, слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

– Запишите слово, поставьте ударение. А рядом запишите слово сова.

Запись на доске: совы — сова, ставит ударение.

–    Сравните первый слог в слове совы и первый звук в слове сова.

–  Одинаковые гласные звуки в этих словах?

–  Какой буквой обозначены на письме эти звуки?

–  Какой можно сделать вывод?

Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.

Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.
В ударном слоге гласный произносится в 2-2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон.
Хорошо живётся ударным гласным: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.
А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены.
Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.

Для того чтобы вам было легче определить на какую букву падает ударение нужно запомнить правило.

Если буква гласная

 Вызвала сомнение –
Ты  немедленно её

 Ставь под ударение! (слайд)

Откройте учебник на с. 63 Для того, чтобы нам выполнить упражнение, мы обратимся к правилу.

Первичное чтение учителем

Упр. 1 на с. 63

Первичное чтение упражнения учителем

- В этом упражнение нам с вами нужно списать первое предложение. Обозначить ударение в словах.

Прочитайте первое предложение.

Один ученик записывает у доски.

Запишите это предложение в тетрадь.

Проверка с доской.

Совы

Разные, в слове совы — звук [о], а в слове сова  - звук [а]

Одной и той же буквой о

В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные

Чтение правила на слайде

Чтение первого предложения

Записывают предложение в тетрадь один у доски, обозначают ударение.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Физминутка

(2 мин)

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке

Голову тяну к плечу

Шею я размять хочу.

Наклонюсь – разок-другой

Покачаю головой.

Пальцы ставим мы к плечам

Руки буду я вращать

Круг назад, другой – вперед

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться

Снова сядем заниматься.

Регулятивные УУД

Основная часть. Продолжение.

Работа по учебнику.

 (15 мин).

Закрепление

Следующее упражнение 3 с комментированием при выполнении.

На доске слова: моря, нора,  гора, вода, море, воды, горы, норы

- Прочитайте слова

- Работать вы будете в парах. Распределите слова в два столбика, обозначьте ударение.

Выполним упражнение 7 у доски с комментированием.

К доске пойдет…

Каждому ученику выдается карточка с заданием

Вставь недостающую букву, обозначь ударение. Спиши слова парами в два столбика

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

ряд

Кто справился с заданием, руку на локоток.

Проверка с доской.

Покажите зеленую карточку, кто не допустил не одной ошибки.

Покажите желтую карточку, кто допустил 1-2 ошибки.

Выполнение упражнения с комментированием: На дворе трава, на траве дрова.

На дворе – проверочное слово двор, трава – проверочное слово травы, дрова - проверочное слово двор

Ученик читает слова

Распределить слова на 2 столбика

Распределяют слова на 2 столбика:

Море – моря

Нора – норы

Гора – горы

Вода – воды

Учащийся выполняет упражнение у доски

Глаз – глаза, столы – стол, листы – лист,

слоны  – слон, врачи – врач.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Итог урока.

(2 мин)

Цель: проанализировать и оценить успешность достижения цели.

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Какие задания вам показались  трудными?

Почему?

Обозначение безударных гласных на письме

Отвечают

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Рефлексия.

(1 мин)

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

У каждого из вас на столе лежит конверт с карточками. Достаньте карточки.

У вас в руках три карточки: красная, желтая и зеленая. Покажите карточку:

«Зелёную» - если у вас на уроке все с легкостью получалось и не возникало затруднений во время работы;

«Желтую» - если у вас на уроке все получалось, но возникли небольшие вопросы;

«Красную» - если вам сегодня на уроке было трудно и возникли вопросы.

Достают из конверта карточки.

Показывают карточки.

Личностные УУД

Вставь недостающую букву, обозначь ударение.

Спиши слова парами в два столбика

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

Ряд

Вставь недостающую букву, обозначь ударение.

Спиши слова парами в два столбика

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

Ряд

Вставь недостающую букву, обозначь ударение.

Спиши слова парами в два столбика

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

Ряд

Вставь недостающую букву, обозначь ударение.

Спиши слова парами в два столбика

Сл…ны

Лисы

Л..са

Нос

Н…сы

Слон

Р…ды

Стрелы

Стр…ла

Ряд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Безударные гласные в корне. Зима в природе.3 класс УМК Школа России.

Урок  построен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Использование стихов русских  писателей,  музыкальное оформление создают  положительный  эмоциональный...

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные в корне слова. Обобщение"

Данный урок русского языка по программе Школа 2100  . На уроке  идёт работа с разными источниками информации Ребята ,закрепляя тему о правописании безударной гласной обращаются к словарям, р...

Открытый урок "Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме"

Повторить понятия «ударные» и «безударные» гласные; различать понятия «проверяемая» и «непроверяемая» гласная; совершенствовать навыки написания и прове...

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...