Путешествие по океану "Частей речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

урок закрепления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме:  «Путешествие по Океану Частей речи»

учитель начальных классов

Ханахок Малаайчет Теучежевна

Тема урока: «Путешествие по Океану Частей речи» (части речи, обобщение знаний о частях речи).

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала

Технологии: ИКТ, игровая, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности.

Цель: Обобщение и систематизация знаний о частях речи.

Задачи урока:

1. Закреплять умение распознавать части речи.

2.Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.

3.Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.

4. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в парах, группах).

5. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Планируемые результаты

Учебно-познавательные: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, создать условия для развития умений определять по изученным признакам слова различных частей речи, классифицировать слова по частям речи, подбирать примеры слов изученных частей речи.

Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, интерес к   предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.

Формируемые УУД

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  •  анализ объектов с целью выделения их признаков;
  •  синтез;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в паре.

Оборудование: доска, изображения островов, стрелки, карточки с названием частей речи, вопросы, карточки со словами, музыкальная физминутка, кораблик, компьютер, мультимедиа проектор, подводные камни, жители островов (дельфины, осьминоги, крабы). 

Ресурсы: учебник «Русский язык 3 класс» авт. В.Г.Горецкий, В.П. Канакина «Просвещение», 2014.

Межпредметные связи: русский язык – литературное чтение – окружающий мир.

Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

ХОД УРОКА

  • Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

II. Постановка задачи урока.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но куда, я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами, отгадав загадку.

Царство рыб, китов, кальмаров,

Звезд морских, медуз, кораллов.  

о

н

(Океан)

 – Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана. Но название океана тоже пока не буду говорить. Его вы мне сами назовёте в конце нашего путешествия. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.

– Ребята, как вы думаете, а каким должен быть мореплаватель? (Отважным, смелым, храбрым, находчивым, внимательным, сообразительным).

– То есть в путешествии нам в первую очередь понадобятся ваши знания.

– Но, конечно же, как и к любому очень важному делу, сначала нам нужно подготовиться к путешествию, ведь кроме знаний нам наверняка ещё что-нибудь понадобится.

Игра «Я возьму с собой в путешествие…».

Сейчас вы по очереди будете вставать и называть своё имя и что возьмёте с собой. Причём ваше слово должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя.

Например:

Никита – нож, ножницы, нитки.

Ксения – карандаш, консервы.

Лена – лекарства, ложка, лопата.

Катя – коврик, котёл, крем, кружка, карта, компас.

Павел – палатка, посуда, подушка, полотенце, плащ.

Женя – журнал.

Света – спальник, сапоги, спички, сковорода и так далее. Начинаем!

- Ребята, а какой частью речи являются все те слова, что вы перечислили?

- Молодцы! Сколько всего мы берём с собой!

III Чистописание

Давайте запишем дату нашего путешествия в тетрадях.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!!!

Ребята, какой ещё большой водный объект вы знаете?

Правильно, это море.

Вспомните, что есть на море? (Волны)

А на какую букву похожи волны? (на букву «м»)

 Будем писать букву «м».

На доске написано (открывается карточка):

Мм

М (с росчерком)

Море –

В третьей строчке запишите однокоренные слова к слову «море». Назовите их (моряк, морячок, морской).

(Открываются карточки на доске). Выделите корень.

 Почему эти слова называются однокоренными? (Имеют одинаковый корень)

 Как еще мы можем их назвать? (Родственные)

IV. Словарная работа.

 Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе, овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать.

 Загадки:

1. Расту в земле на грядке я,

     Красная, длинная, сладкая. (Морковь)  

2. Дом зелёный тесноват:

     Узкий длинный, гладкий.

     В доме рядышком сидят

     Круглые ребятки.

     Осенью пришла беда -

     Треснул домик гладкий,

     Поскакали кто куда

     Круглые ребятки. (Горох)

3. Уродилась я на славу,

     Голова бела, кудрява.

     Кто любит щи –

     Меня в них ищи. (Капуста)

4. В огороде вырастаю,

     А когда я созреваю,

     Варят из меня томат,

     В щи кладут и так едят. (Помидор)

5. Я – и свежий, и соленый.

    Весь пупырчатый, зеленый.

    Не забудь меня, дружок,

    Запасай здоровье впрок. (Огурец)

6. Что копали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили? (Картофель)

- Ребята, давайте запишем слова-отгадки в тетрадь. Обратите внимание на доску, в этих словах пропущена безударная гласная в корне, нужно подобрать букву и записать слово правильно, но помните, что это словарные слова, их написание проверить нельзя.

На доске: м…рковь, г…рох, к…пуста, п…мидор, …гурец, к…ртофель.

А теперь давайте поменяемся тетрадями с соседом, возьмем зелёный карандаш или ручку и проверим, правильно ли мы справились с этим заданием.

ПРОВЕРКА морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель.

Если у вашего соседа не было ошибок, поставьте оценку «5», если была 1-2 ошибки, поставьте оценку «4», если 3 ошибки, поставьте «3». Молодцы! А теперь снова поменяйтесь тетрадями.

Итак, у нас всё готово и мы отправляемся в путь!

V. Работа над темой урока.

Ребята, раз мы с вами собрались в путешествие, я тоже подготовилась, собрала чемодан. Открыла его, а на дне его уже долгое время лежит какой-то конверт, я не решалась его открыть, давайте сделаем это вместе!

Конверт:

берег, чайка, акула, медуза, корабль, путешествие, удивляет, веселиться, плавать, солёная, морской, тёплое, под, на, в.

Письмо:

Дорогие наши спасители, мы слова разных частей речи, злая волшебница выманила нас из дома и посадила в этот конверт, знаем мы только лишь то, что живём на островах посреди огромного Океана, и умеем отвечать на вопросы, пожалуйста, помогите нам добраться до дома, нам здесь очень грустно.

- Ну что, ребята, поможем словам? Да.

Шум моря, сигнал корабля.

Мы приближаемся к первому острову.

И встречают нас два добродушных весёлых дельфина (картинка дельфин +вопрос). А зовут этих дельфинов Кто? и Что?

- Ребята, а какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? Правильно, это имя существительное, значит и остров этот так называется.

- А давайте вспомним, что вы знаете о дельфинах (ответы)? Это млекопитающие животные. А вы знали, что дельфин может нырять на глубину 300 метров (это примерно от школы и до вокзала), а еще дельфины очень любят выпрыгивать из воды, их прыжки могут достигать высоты трёхэтажного дома.

- Что вы знаете об имени существительном? Что оно обозначает?  (Предмет)  

Эти дельфины очень любознательные. Они хотят узнать как можно больше имен существительных. Поможем им?

Распределите имена существительные в два столбика. Работа у доски и в тетрадях.

Кто?

Что?

чайка              берег

акула              путешествие

медуза            корабль

Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые).

Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что? (неодушевлённые).

 Одни слова растерялись, а другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО? Правильно, слова, которые обозначают предмет и являются именем существительными. Эти слова нашли свой дом и остаются здесь, а нам пора плыть дальше.

Шум моря, сигнал корабля.

А пока мы плывем до следующего острова, давайте немного отдохнём и разомнемся.

VI ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На нашем пути следующий остров. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен 4 злых осьминога. Их зовут Какой? Какая? Какое? Какие?

Ребята, а что вы знаете об осьминогах? Оказывается, у них целых 3 сердца, а также осьминог может менять цвет своего тела. Испуганный белеет, злой краснеет.

Освободить их нам помогут только наши знания.

Какая часть речи отвечает на эти вопросы? Верно, имя прилагательное.

Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения.

Слова для справок: пугливый, шустрая, лесные, яркие.

(предложения записаны на доске с пропусками, на месте пропусков – осьминоги).

...рыбки скользят у самого дна.
Рыщет по морю ... селедка.
Забрался в свой дом ... окунь.

Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

Проверяем.

- Что же такое имя прилагательное? Правильно, это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? И обозначает признак предмета.

Какие слова мы оставим на этом острове?

солёная, морской, тёплое

Настало время двигаться дальше, все по местам!

Шум моря, сигнал корабля.

- Смотрите, вот еще один остров! Здесь живут крабы, которые очень любят трудиться. Они то и дело чем-то заняты, не сидят на месте. Их так много, и они постоянно друг у друга и у всех вокруг спрашивают: «Что делаешь? Что сделаешь? Что делал? Что сделал? Что делать?

И пускают на остров только тех, кто что-то делать умеет! Они говорят, что лентяи на острове даром не нужны.

А что вы знаете о крабах? Оказывается, всего насчитывается около 6000 видов крабов. Как вы думаете, есть ли у них зубы? Да, и находятся прямо в желудке.

 Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

удалиться, веселиться, плавать.

На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? И др.)

 Что они обозначают? (Действие).

 Как называется этот остров? (Глагол)

Задание «Найди чужака» (в парах, на карточках):

1. Работать, лодка, холод.

2. Спать, красивый, синяя.

3. Медуза, думает, краб.

4. Заморозил, морозный, суровые.

5. Бескрайнее, глубокий, плывёт.

- Ребята, слова какой части речи вы подчеркнули? Правильно, это глаголы, так как они отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что сделал? И обозначают действие предметов.

В путешествии иногда бывает так, что в более мелких местах корабль может наткнуться на подводные камни. Эти камни в нашем океане называются … Как? Правильно, предлоги. Но чтобы этого не случилось с нашим кораблем, ответьте мне, что вы знаете о предлогах?

В чем заключается главная работа предлогов?

Они служат всем остальным словам, хотя они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, без них другим словам в предложении бывает нелегко. Они связывают слова в предложении.

Какие из наших слов можно отнести к предлогам? (под, на, в).

VIII Подведение итогов урока.

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы закончить наше путешествие,

Надо подвести итог.

И я предлагаю выполнить вам последнее на сегодня задание. Для этого нам нужно разделиться на группы (1 ряд-1 группа, 2-2, 3-3).

Вспомним правила сотрудничества. Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем, никого не обижаем.

«Паучок»

Ребята, наше путешествие подходит к концу, кто же догадался, по какому океану мы его совершили? Как он называется? Правильно, этот океан называется ЧАСТИ РЕЧИ. Они делятся на самостоятельные (это те острова, которые мы сегодня с вами посетили), и служебные (это те подводные камешки, которыми сегодня выступали предлоги). А как вы думаете, все ли части речи мы сегодня вспомнили? Конечно же нет, всего в русском языке 10 частей речи, вы еще не раз побываете в удивительной стране частей речи и познакомитесь с другими ее жителями.

IX. Домашнее задание.

А вот дома я предлагаю вам самим придумать по пять слов каждой части речи и записать их в три столбика. Слова должны быть на морскую тему.

VII Рефлексия. 

Ребята, у каждого из вас на парте лежат 2 морские звёздочки.

Одна задумчивая, а другая веселая. Давайте оценим себя. Если сегодня на уроке вам было всё понятно, вы активно работали и отвечали на вопросы, поднимите весёлую, розовую звёздочку, а если вы неуверенно чувствовали себя на сегодняшнем уроке, если вам ещё требуется помощь в освоении данной темы, покажите жёлтую, задумчивую звёздочку.

 Спасибо вам, ребята, за работу! Вы большие молодцы. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».

Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

Урок - путешествие по частям речи

Конспект урока с презентацией по русскому языку 2 класс по теме "Части речи"....

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...

Космическое путешествие по частям речи

Конспект урока расчитан для учащихся 3 класса на этапе закрепления изученного материала....