План-конспект урока по русскому языку(3класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Венгренюк Анна Федоровна

Тип урока: открытие нового знания

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
-отличительные признаки форм слова и окончаний.
Уметь:
-видеть различие формы слова и окончания;
-изменение формы одного и того же слова.
Личностные:
-формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchanie.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 3 классе     «Окончание»                                         

                                                                                                                                                                                                   Составитель:

                                                                                                                                                        Учитель: Венгренюк Анна Федоровна      

                                                                                                        2022

Учитель: Венгренюк Анна Фёдоровна

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: 
-отличительные признаки форм слова и окончаний.
Уметь:
-видеть различие формы слова и окончания;
-изменение формы одного и того же слова.

Личностные:
-формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

 

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

I. Этап самоопределение к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Федоровна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

 

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Приветствуют учителя

Р.:самоорганизация

II.Актуализация знаний и мотивация

 

Практический: орфографическое, каллиграфическое написание числа

Практический: парная работа с деформированным текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

Сегодня у нас с вами пройдет очень интересный урок. Давайте откроем тетради, отступив две строчки вниз, посередине записываем число (Двадцать третье октября), на следующей строчке (Классная работа)

 

- У вас на столах даны карточки с текстом. Прочитайте текст. Что необычного вы заметили?

Наш город

 Наш город стоит на реке. Улицы (город) прямые и красивые. К (город) ведут широкие дороги. За (город) раскинулись парки. Поэты написали о (город) стихи.

- Что нужно сделать, чтобы предложения  были  понятными?

Парная работа

- Поработайте в парах  и  раскройте скобки.

-Прочитайте, что у вас получилось? Читают по цепочке по 1 предложению.

- Почему возникла необходимость изменять часть слова  в конце?

 

Слушают учителя.

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

Работают в парах

Отвечают на вопросы

 

Города, к городу, за городом, о городе

 

 

 

 

 

 

- Получился текст.

 

- Чтобы был понятен смысл предложения.

 

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение  речевых высказываний.

 

 

Р: действие с учетом выделенных

учителем ориентиров.

 

 

К: учет различных точек зрений.

 

III.Постановка учебной задачи

Практич.: фронтальная работа

 

3 мин.

- Кто из вас знает, как эта часть слова называется?

А также будем учиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

- Сформулируйте тему урока.

- Что мы сегодня  можем узнать на уроке?

- Давайте поставим цели

 

Отвечают на вопросы

- Окончание.

-«Формы слова. Окончания».

 

1. Уметь отличать формы слова от однокоренных слов

 

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

 

К: учет различных точек зрений.

 

IV.Открытие нового знания

Практический.: письменное упражнение

7 мин.

-Выполним упражнение 142 на с.79. Прочитайте.
Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нём менялось?

Формы слова                              Однокоренные слова

Осина                                            осина
осины                                            осинник
к осине                                          осиновый
про осину

1)Выделите корень

2)В словах какого столбика изменилось лексическое значение?
3)Чем отличаются слова 1-ого столбика

 

4)Чем отличаются слова второго столбика?

 

 

Итак, как же мы может отличить формы слова от однокоренных слов? Как образуются формы слова?

-Давайте прочитаем вывод на стр. 79 учебника.

- Прочитайте последнее предложение . Вы, наверное слышали такое выражение «Дрожит как осиновый лист». Как называется в русском языке такой оборот речи? 

- Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?

  У разных народов бытовали легенды, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

 

Читают упражнение, отвечают на вопросы

-выделенные слова имеют одно лексическое значение, это слово обозначает дерево, в нем меняется окончание

 

 

Отвечают на вопросы

 

-в словах второго столбика

 

-только окончанием, лексическое значение не меняется

-кроме корня, появились другие части слова, которые внесли что-то новое в лексическое значение слова

-у формы слова не меняется лексическое значение, а у однокоренных слов оно меняется

 

 

 

-фразеологизм

 

 

 

 

 

К.: планирование учебного сотрудничествас учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический:полное списывание упражнения

7 мин.

Выполним упражнение 143 на стр. 79

Прочитайте упражнение, что нужно сделать?

Давайте разберём смысл данных пословиц.
Найдите в предложении формы слова роса. Выделите в них изменяемую часть.

Давайте обратимся к разделу «Обрати внимание!» на стр.80 Попробуем проанализировать правило. Какой вопрос вы можете задать к первому предложению?

А какой вопрос ко второму предложению до запятой?

И какой вопрос следует дальше?

- Что вы можете сказать про окончание? 

(на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова)

Окончание

-это….

-служит … 

- Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (стр. 80)

- Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
-

Динамическая пауза

Выполняют упражнение

  

 

 

 

 

 

-как называется изменяемая часть слова? (окончание)

-что образуется при изменении этого же слова? (формы этого же слова)

-что остаётся прежним? (лексическое значение)

 

-это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложениях

Читают правило

-потом что на него оканчивается слово

К.: контроль и самооценка

 

П.:структурирование знаний

 

 

 

К.: построение речевого высказывания

 

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: орфографическое упражнение

7 мин.

Индивидуальная форма работы

- Прочитайте упр.144. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?

Работаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.

- Что изменялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания?

- Для чего служат окончания?

 

Читают упражнение

Отвечают на вопросы 

- Нет.  Слова не связаны по смыслу.

- Изменить форму слова.

 

 

 

 

- Окончания.

 

- Для связи слов в словосочетании.

 

П.:структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

VII.Включение в систему знаний

Практический: орфографическое упражнение

3 мин.

Индивидуальная форма работы

-Ребята, а сейчас я предлагаю поработать самостоятельно 

На доске даны слова: березонька, к березе, березовый, березу, березы, подберезовик

: 1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания.

2. Выписать однокоренные слова и выделить корень.

Формы слова                       Однокоренные слова

                                              Берёзовый
к берёзе                                 подберёзовик           
берёзу                                   берёзонька
берёзы

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Использование русских народных игр для развития скорости, прыгучести, ловкости".

На примере данного урока показано,как с помощью подвижных русских народных игр можно успешно развивать у учащихся начальной школы координационные способности, совершенствовать двигательные навыки, вос...

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

Урок по русскому языку,3класс. Тема: Главные члены предложения.

Урок -обобщения знаний, закрепление пройденного....

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

конспект урока по русскому языку 3класс «Правила правописания разделительных Ъ и Ь».

Даный конспект урока может быть применён на уроке русского языка в 3 классе по учебной программе "Школа 2100" . На этом уроке учащиеся знакомятся с правилом написания разделительных Ъ и ь знаков. В хо...