Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников.
презентация к уроку по русскому языку

Рудакова Светлана Пантелеевна

Задания для диагностики уровня словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Работа над усвоением тематических групп лексики – средство обогащения словаря младших школьников» Рудакова Светлана Пантелеевна, учитель начальных классов МАОУ гимназия г. Белореченска

Слайд 3

Диагностика уровня пассивного и активного словарного запаса

Слайд 4

Диагностика уровня пассивного словарного запаса 1. Лоскуток – это … 1) маленький лось; 2) кусочек ткани или кожи; 3) небольшое помещение. 2. Украдкой – это … 1) незаметно; 2) красиво; 3) весело. 3. Земляника – это … 1) ягода; 2) жилище в земле; 3) берлога медведя. 4. Скалка – это … 1) деревянный валик для раскатывания теста; 2) прыгалки; 3) место сброса мусора. 5. Кадушка – это … 1) спальная принадлежность; 2) небольшая бочка; 3) кастрюля.

Слайд 5

Диагностика уровня пассивного словарного запаса 6. Дремать – это … 1) находиться в полусне; 2) хлопнуть дверью; 3) искать маму. 7. Смущаться – это … 1) передвигаться; 2) располагаться в каком-то месте; 3) стыдиться. 8. Стрижка – это … 1) жена стрижа; 2) женщина-сторож; 3) причёска. 9. Аптечка – это … 1) маленькая аптека; 2) набор лекарств для оказания первой помощи; 3) работница аптеки. 10. Сугроб – это … 1) большая куча снега; 2) сильный снег с ветром; 3) танцевальный шаг.

Слайд 6

Диагностика уровня активного словарного запаса Сестра … брата в школу. На столе … красивая ваза с цветами. На улице … сильный дождь. По утрам всё чаще на траве появляется … . привела принесла притащила лежала стояла висела летит плывёт идёт роса земля зелень

Слайд 7

Диагностика уровня активного словарного запаса … котёнок играл клубком и запутался в нитках. Яркий свет … глаза. У лисицы … хвост. Поздней осенью медведь впадает в … . хитрый грустный озорной светил слепил темнил пушистый лохматый мохнатый берлогу спячку норку

Слайд 8

Диагностика уровня активного словарного запаса Вдруг подул лёгкий … и стало прохладно. Вчера на улице был … мороз. ураган ветер ветерок холодный ледяной сильный 1 – 4 балла – низкий уровень 5 – 8 баллов – средний уровень 8 - 10 баллов – высокий уровень развития лексики.

Слайд 10

Основные принципы отбора слов

Слайд 11

Приёмы для объяснения значения слов – показ предмета, действия или признака, называемого словом; – предъявление соответствующей иллюстрации; – перевод слова на родной язык; – морфемный или словообразовательный анализ слова; – подбор синонимов и (или) антонимов; – элементарное определение понятия на родном и русском языках.

Слайд 12

Задания для формирования умения употреблять в речи многозначные слова, антонимы и синонимы

Слайд 13

Задания для формирования умения употреблять в речи многозначные слова Какое из данных слов ( летят, плывут ) можно вставить в оба предложения? По небу … облака. Корабли … к берегу. 2. Запиши предложения, заменяя слово идёт близкими по смыслу. Автобус идёт в парк. По дороге идёт мальчик. На улице идёт дождь. 3. Найди в словаре толкование слова розетка . Придумай такие предложения, чтобы это слово употреблялось в разных значениях.

Слайд 14

Задания для формирования умения употреблять в речи синонимы и антонимы 4. Соедини близкие по смыслу слова. огонь грязный чистый алый красный скакать бросать пламя прыгать озорник шалун кидать Какие слова остались без пары? Почему? 5. Спиши предложения, заменяя выделенные слова близкими по значению. Девочка искала книгу, которая исчезла со стола. На улице был холод , и мы остались дома. Приятели играли во дворе. На ветке сидела небольшая птичка.

Слайд 15

6. Узнай слово по его значению. Тот, кто сражается с врагом, - … . Сильная метель, снежная буря – это … . Маленькая собачка - … . Хлеб с маслом, сыром или колбасой - … . Загородный дом для летнего отдыха - … . 7. Из каждого предложения выпиши парами слова с противоположным значением . Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха. Труд кормит, а лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Мягко стелет, да жёстко спать. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни. 8. Соедини слова с противоположным значением. нашёл светло чистый поднял уронил грязный темно редкий восход потерял частый закат

Слайд 16

Групповая работа

Слайд 18

Задания для работы в группах Прочитайте пословицы. Объясните, как относятся друг к другу выделенные слова в каждом предложении. Являются ли они синонимами, антонимами, однокоренными словами, формами одного и того же слова или же тематически близкими словами? Не спеши языком, торопись делом. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. Пуганая ворона и куста боится . Лучше вода у друга , чем мёд у врага. Звать – зовёт , а адреса не даёт. Хорошие речи хорошо и слушать.

Слайд 19

Синквейн Правила составления синквейна Синквейн имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. и мя существительное и мя прилагательное и мя прилагательное глагол глагол глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

Слайд 20

Жизнь длинная счастливая течёт бежит учит Жизнь дана на добрые дела. дорога

Слайд 21

Использование метода « Синквейн » - придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; - закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; - стимулирует развитие творческого потенциала.

Слайд 22

Работа с фразеологизмами «Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением» С.И. Ожегов

Слайд 23

Цельность значения (склонить голову) Устойчивость (нельзя вставлять, заменять, убирать слова) Воспроизводимость (если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит заново) Выступает в роли одного члена предложения ( Мы заблудились в трех соснах .) Свойства фразеологизмов

Слайд 24

Задания при работе с фразеологизмами Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными. Хитер как... Белая… Труслив как... … лапчатый Изворотлив как... Надут как... Нем как... Упрям как... Голоден как...

Слайд 25

Фразеологический практикум Книга представляет собой своеобразный сборник заданий по фразеологии русского языка. Даны сведения о происхождении устойчивых выражений и описано их значение. Приведены типичные и необычные примеры употребления фразеологизмов в разговорной речи, в художественных произведениях. Задания способствуют осмыслению и усвоению фразеологизмов, расширению словарного запаса, развитию памяти и воображения, раскрытию творческих возможностей. Фразеологический практикум может быть использован для создания учебных проектов, а также во внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, викторинам. Авторы: Никитина Т. Г., Рогалева Е. И.

Слайд 26

Кот наплакал

Слайд 27

Не покладая рук Сидеть сложа руки В поте лица Засучив рукава Спустя рукава Рука об руку Оцените работу

Слайд 28

Работа с пословицами Обогащает речь учащихся Повышает грамотность Способствует воспитанию эстетического вкуса. Организационный момент. Психологический настрой. Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке; 2) определить содержательные рамки урока. Девиз урока. Без терпенья нет уменья. Языком не торопись, торопись делом. Каков мастер, такова и работа.

Слайд 29

Задания для работы с пословицами 1. Соотнесите пословицы со скрытыми в них мыслями. Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда…) Пословицы Скрытая мысль У короткого ума длинный язык. Глаза — зеркало души . 3. В своем болоте и лягушка поет. Дома , на родине, живется радостнее, веселее , чем в чужом краю. Болтливый человек обычно не бывает умным . По выражению глаз можно узнать о характере человека. 1. Рот не огород: не затворишь ворот 2. На чужой стог вилами не указывай 3. Рыбак рыбака видит издалека Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга. 2. Нехорошо заглядываться на чужое. Другому человеку не запретишь говорить.

Слайд 30

Задания для работы с пословицами 2. Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Пословица Ситуация Любишь кататься, люби и саночки возить. Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится. Девочка всегда помогает маме убирать в комнате после ухода гостей. Хорош садовник — хорош и крыжовник. Хорош крыжовник тогда, когда он созреет. У способного учителя дети могут многому научиться. У талантливого портного вся одежда красивая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с лексическими множествами на уроках иностранного языка как фактор обогащения словаря младших школьников (на примере тематических групп слов)

Обучение лексической стороне речи не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Нами рассмотрены этапы работы над лексикой...

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных....

Статья "Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами"

Статья содержит аннотацию, какое значение имееет употребление антонимов и синонимов в речи младших школьников, даны признаки правильной речи, этапы словарной работы, виды заданий....

Обогащение словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Словарный запас младших школьников с тяжелыми нарушениями речи продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы име­ет огромное значе...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Обогащение словаря младших школьников

Изучение лексики человеческих отношений даст больше знаний о языке, обогатит словарный запас, повысит навык правописания. Разнообразные задания можно использовать как  на уроке, так и на внекласс...

Статья на тему "Обогащение словаря младших школьников синонимами как средство развития речи"

Одной из важнейших задач на современном этапе образования является развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, совершенствование их речевой культуры. Активизация словаря – одно...