МУЛЬТФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТОПОНИМАМИ
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В статье рассматривается использование мультфильма в качестве средства обогащения словаря младших школьников топонимами. Представленный материал демонстрирует возможность применения мультипликации на занятиях или во внеурочное время с целью развития речи обучающихся. Ключевые слова: топонимы, обогащение словаря, мультипликация, развитие речи. Статья опубликована в сборнике "Проблемы филологического образования".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 537.51 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372. 881.
МУЛЬТФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТОПОНИМАМИ
Юлия Олеговна Бронникова Саратовский университет Екатерина Эдуардовна Медведева Саратовский университет
В статье рассматривается использование мультфильма в качестве средства обогащения словаря младших школьников топонимами. Представленный материал демонстрирует возможность применения мультипликации на занятиях или во внеурочное время с целью развития речи обучающихся.
Ключевые слова: топонимы, обогащение словаря, мультипликация, развитие
речи.
CARTOON AS A MEANS OF ENRICHING THE DICTIONARY OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH TOPONYMS
Yulia O. Bronnikova Saratov State University
Ekaterina E. Medvedeva Saratov State University The article presents the use of the cartoon as a means of enriching the dictionary of primary schoolchildren with toponyms. The presented material demonstrates the possibility of using animation in the classroom or after school hours in order to develop students' speech.
Key words: toponyms, dictionary enrichment, animation, speech development.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.
© Бронникова Ю.О., Медведева Е.Э., 2023
Применение топонимического материала на уроках русского языка способствует формированию не только культуроведческой, но и лингвистической компетенции. Присутствие географических названий на начальном этапе обучения имеет большое значение, так как употребление топонимов в устной и письменной речи помогает учащимся не только сформировать вдумчивое, творческое отношение к фактам языка, но и обогатить словарный запас.
Топонимика не изучается в начальной школе как отдельная тема, но топонимы (без введения термина) включены в разделы «Заглавная буква в словах», «Имена собственные», а также представлены как языковой материал в упражнениях. Их использование не только расширяет кругозор, благотворно сказывается на коммуникативной компетенции обучающихся, но и активизирует интерес к географическим названиям родного края, его истории. Более того, правила произношения и написания топонимов развивают орфоэпические и орфографические умения и навыки.
Как известно, одним из самых результативных способов обогащения словаря является чтение, но большинство современных детей предпочтет мультфильм книге. Следовательно, мультфильм, знакомящий младших школьников с топонимами, будет им интересен и поможет в расширении лексического запаса.
Мультипликация как одна из форм экранного искусства представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра и танца. Выразительно- изобразительные средства каждого из этих видов по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала.
«Комплекс факторов: сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение – заставляют зрителя сопереживать, проживать происходящее вместе с героями, а у ребенка вызывают сильную эмоционально-чувственную реакцию» [Алдошина 2010 : 83].
С помощью мультипликации, помимо обогащения словаря, можно решить такие задачи, как:
- совершенствование связной грамматически правильной речи;
- повышение уровня общей культуры;
- воздействие на эмоциональную сферу;
- развитие познавательных процессов и творческих способностей;
- воспитание умения работать в коллективе [Бурухина 2012].
Структура занятия с использованием мультфильма включает три части:
- организационный момент (предполагает формирование интереса у детей и настрой на работу);
- основная часть (просмотр мультфильмов; беседа по содержанию мультфильмов; составление различных типов рассказов и др.);
- итог занятия (обмен впечатлениями; анализ высказываний детей, подведение итога занятия) [Грошенкова 2014].
Работу с мультфильмом можно использовать не только как просмотр уже готового варианта, но и как создание своего собственного видеоролика. Личностный смысл деятельности ученика повышает его мотивацию к обучению и развивает творческий потенциал. Дети намного лучше усвоят новую информацию, потому что будут активными участниками процесса.
С целью обогащения словарного запаса младших школьников географическими названиями был создан мультфильм «Потерянный подарок, или Что такое топонимы». Сюжет его построен просто: главные герои, мальчик Славик и Топонимайзер, путешествуя в поисках подарка, оказываются в разных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Саратове), узнают об их истории, знаменитых улицах и памятниках. В каждой из локаций им необходимо выполнить задания появляющихся второстепенных персонажей.
Рис. 1 – Главные герои мультфильма
Нами был разработан комплекс интерактивных заданий, включенных в мультфильм и соответствующих траектории путешествия: 1 город – 1 тематическое задание.
Задание 1. Герои (с помощью учащихся) должны разгадать несколько ребусов на топонимическую тему. Помимо развлекательной функции ребусы несут в себе немалую пользу для интеллектуального развития: они расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, тренируют логику, мышление и интуицию.
Рис. 2 – Задание 1
Задание 2. Предлагается оформить таблички с названиями улиц города, вспомнив при этом правила написания «ча-ща», «чу-щу», «жи- ши», следовательно, помимо обогащения словаря топонимами, решаются и орфографические задачи.
Рис. 3 – Задание 2
Задание 3. Необходимо поймать рыбок, позволяющих составить название улицы города. Данное задание направлено не только на ознакомление с топонимами, но и фокусирует внимание детей на делении слова на слоги, развивает аналитическое мышление, навыки анализа и синтеза.
Рис. 4 – Задание 3
В конце мультфильма проверяются усвоенные знания с помощью итогового задания (направленного на закрепление пройденного материала), где необходимо разграничить топонимы и слова, которые ими не являются.
Рис. 5 – Итоговое задание
Представленные задания способствуют включению топонимов в речь учащихся, увеличению их словарного запаса, как активного, так и пассивного.
На наш взгляд, использование мультфильма как средства обогащения словаря младших школьников топонимами является эффективным, так как он соединяет в себе разные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Такой способ подачи материала обеспечивает наиболее качественное усвоение новых слов, а также элементов их правописания и произношения.
Мультипликация может помочь привлечь внимание к топонимике родного края, повысить интерес к предмету, что благотворно скажется не только на патриотическом и нравственном воспитании учащихся, но и на повышении их речевой культуры.
Список литературы
Алдошина О. А. Удивительная роль мультипликации // Искусство в школе. 2007. № 6. С. 83–84.
Бурухина А. Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ. 2012. № 4. С. 64–67.
Грошенкова В. А. Мультипликационные фильмы как средство развития связной речи дошкольников с ОНР // Специальное образование. 2014. № 5. С. 40–43.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность и формирование навыков экспериментальной работы как средство обогащения словаря и развития навыка говорения в рамках реализации ФГОС на уроках обучения английскому языку (Городская НПК АППО СПб 9 апреля 2014)
В прошлом году в Лицей № 244, который является экспериментальной площадкой по апробации внедрения новых технологий обучения, поступило оборудование для проведения уроков дополнительного образова...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

«Применение пословиц и поговорок в урочной и внеурочной деятельности как средство обогащения речи и развития логического мышления у младших школьников»
Описание педагогического опыта учителя начальных классов....

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников
в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....
Статья «Речевые разминки как средство совершенствования техники чтения и обогащения речи школьников»
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых с...

Мультфильмы как средство развития лексической стороны речи у младших школьников с системным недоразвитием речи
Данная статья предназначена для учителей-логопедов работающих в детских садах и школах, учителей начальных классов, а также студентов педагогических колледжей и ВУЗов.В настоящее время младшие школьни...

Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников.
Задания для диагностики уровня словарного запаса детей....
