Конспект урока -путешествия по русскому языку Изменение глаголов по временам 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Светлана Николаевна Близнецова

Изменение глагола по временам. Урок-путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс.

Учитель Близнецова Светлана Николаевна,

АНО СОШ «Академическая гимназия».

Урок-путешествие.

Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цель: Формирование представления об изменении глаголов по временам.

Задачи:

1) создать условия для формирования навыка определения времени у глаголов;

2) создать условия для развития умений ставить вопросы к глаголам в разных временных формах;

3) актуализировать знания о глаголе, как части речи;

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, презентация урока в слайдах; карточки красного, желтого  и зеленого цвета.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для чего люди путешествуют? (Узнать что-то новое). Вот и мы, отправляемся в путешествие в поисках нового знания. Выполнив задание, мы точно узнаем тот вид транспорта, на котором будем путешествовать. Отгадаем загадки, отгадки запишем в столбик (запись с комментированием орфограмм):

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Листья клена пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи! (Август)

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал. (Шар)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Всю жизнь ходят в обгонку,

         А обогнать друг друга не могут. (Ноги)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит)

- А, теперь сложив первые буквы, вы получите новое слово (машина). (Слайд с изображением машины времени).

- Разве бывают такие машины? Для чего они нужны? (Ответы детей).

2. Актуализация знаний.

- Да, эта машина похожа на  машину времени. Значит, мы будем путешествовать во времени. Отправимся в гости к одной части речи, которая про себя говорит так: Что для меня предметы? Лишь названия.

       А я приду – все в действие придет.

       Летит ракета, люди строят здания.

       Цветут сады, а хлеб в полях растет. (Глагол).

- Страна, где живут глаголы, называется Глаголия. Отправляясь в путешествие по ней, нам понадобятся знания об этой части речи. (Обобщение знаний о глаголе).

- А, побывав в гостях, возможно, мы узнаем что-то новое об этой части речи. В добрый путь!

3. Основная часть.

- Чтобы машина заработала, (Слайд, на экране машины появляется просьба прочитать  текст скороговорки трижды) прочитайте и повторите скороговорку «Шла машина, шинами шурша. Шинами шурша, шла машина шла».  Какой звук встречается во всех словах? Какой буквой обозначается? (Характеристика буквы и ее звуков).

Чистописание.

-  Изобразим наш путь на доске Шли  и шли… (с горки, в горку…)

- Машина остановилась. Приехали. Вот она страна Глаголия! (Слайд) Перед нами три замка. В них живут братья-глаголы. Постучим в первый замок. (Слайд. Появляется текст загадки, и дети ее отгадывают.):

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи

В дом свой улей, пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, то знает

Когда это бывает? (Весной)

- Машина  утверждает, что сейчас на дворе весна, вы согласны с ней? (Да). 

- Назовите признаки весны.

Солнце (что делает?) светит ярко, ласково.

(Что делает?) Растет молодая травка.

(Что делает?) Дует теплый ветерок. (Запись предложений с вопросами глаголов).

- Когда происходят события, в какой момент времени? (В настоящий момент, т.е. сейчас и мы можем это наблюдать).

- Значит, какие глаголы здесь живут? (Глаголы настоящего времени).

- Что вы о них узнали? Вывод делают дети (Слайд со схемой: время совершения действие, вопросы, название времени глаголов).

- (Слайд с заданием). Образуйте глаголы настоящего времени: думать - думаю, пить, писать, идти, шить, нести, вязать, ехать, есть, лететь.  

- Молодцы, хорошо выполнили задание, не разу не ошиблись!

- Отправляемся во второй замок, приговаривая скороговорку, выполняя круговые движения руками.

- Постучим во второй замок. (Слайд с  текстом загадки, и дети ее отгадывают):

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла … (зима)

- Машина утверждает, что наступило время года зима. Согласны ли вы с ней? (Нет, т.к. на дворе весна, а зима закончилась).

- Вспомните, что было зимой?

Стояли морозы. Падал пушистый снег. Дул холодный ветер. По полям гуляла вьюга. (Запись предложений с вопросами глаголов).

- Когда происходили события, в какой момент времени? (Это все было раньше  и уже прошло).

- Значит, какие глаголы здесь живут? (Глаголы прошедшего времени).

- Что вы о них узнали? Вывод: (Слайд со схемой: время совершения действия, вопросы, название  времени глаголов)

- Найдите глаголы прошедшего времени в тексте:

Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов.

Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов. (Ответы детей)

- Умницы, очень внимательно слушали предложения и результат хороший.

- Отправляемся в третий замок, приговаривая скороговорку, выполняя наклоны в стороны.

- Пришли, постучим в замок. (Появляется строка с записью ЬНЕСОЬНЕСОЬНЕСО). Разгадайте, что здесь написано? (Повторяется слово ОСЕНЬ, написанное справа налево).

- Да, а наша машина желает поспорить, что после весны обязательно наступит осень. (Нет, лето).

- А что же будет летом?

Летом на лугу вырастут цветы. Поспеют ягоды. Вырастут грибы. Наступят теплые деньки. (Запись предложений с вопросами глаголов).

- Когда произойдут события, в какой момент времени? (Это все скоро будет,  и действие когда-нибудь совершится, наступит).

- Значит, какие глаголы здесь живут? Вывод: (Слайд со схемой: время совершения действия, вопросы, название времени глаголов).

- Глаголы – ужасные непоседы, они очень любят путешествовать во времени. Прочитайте текст, все ли в нем правильно?

Начинаю жить по плану.

Завтра я послушным стал,

Послезавтра так и быть,

Перестал я грубить.

Хорошо себя вести на уроках был.

И в квартире пол мести тоже не забуду…

Все я сделал честь по чести:

План висит на видном месте.

Пункты бабушка читает…

Подметает и вздыхала… (ответы детей)

- Чтобы все встало на свои места, что нужно сделать? (Изменить время глаголов).

- Пора возвращаться, закроем глаза и трижды произнесем скороговорку, четко проговаривая каждый звук.

4. Закрепление материала.

- Мы уже в классе. Но машина времени не желает с вами прощаться. Она желает услышать, что вы узнали нового в путешествии? (Ответы детей). Машина времени предлагает поиграть, проверить, как вы, путешествуя, научились отыскивать глаголы, задавать к ним вопросы и даже определять время (применяя схемы). Слайд с заданием:

Задания:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Мы пойдем лесной тропинкой,

За грибами, за малинкой.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила, 

И на санках прокатила. (Зима)

- Молодцы, отлично справились с заданием.

5. Творческая работа (возможна работа в парах)

- А теперь машина времени предлагает, используя схемы, составить интересные предложения с отгадками из первого задания. (Дети выполняют задания, а лучшие предложения записывают; можно предложить выполнить часть этого задания самостоятельно.)

Зимой медведь спит (н.в.). Август закончился (п.в). и т.д. 

- У вас получились замечательные предложения.

6. Итог урока

- Что мы сегодня узнали нового?

- Для чего нам это нужно? Где нам это может пригодиться? (Ответы детей).

7. Домашнее задание.

- Для закрепления знаний выполните упражнение в учебнике №274

8. Рефлексия.

- Молодцы вы справились со всеми заданиями очень хорошо. Машина времени хотела бы узнать и обработать полученную от вас информацию, (Слайд) понравилось ли вам путешествие, было ли оно познавательным для каждого из вас? Для этого вам нужно выбрать и показать карточку определенного цвета: красный – я понял все; желтый – я понял достаточно много; зеленый – мне нужно еще поработать по этой теме. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам" 3 класс

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и приложение по теме "Изменение глаголов по временам" 3 класс. В конспекте представлена работа с электронными ресурсами....

Конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по временам" во 2 классе для детей с ТНР

Конспект урока по русскому языку  "Изменение глагола по временам" во 2 классе для детей с ТНР...

Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временамПланируемые результаты:Предметные:- Знать определение глагола;- Уметь определять время глагол;- Уметь изменять глаголы по вре...

Конспект урока по русскому языку: Изменение глаголов по временам практическая(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Изменение глаголов по временам практическая(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от  другой по вопросу. Планируемые результаты.Предметные:Уметь: распознавать времена и лица глаголов; изме...