Занимательное путешествие в страну падежей
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мухина Ирина Алексеевна

Повторить падежи имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnoe_puteshestvie_v_stranu_padezhey.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Тема урока: «Занимательное путешествие в страну падежей»

Тип урока: урок-сказка.

Цель: обобщить знания о системе падежей русского языка, закрепить умения и навыки, повторить падежи имен существительных.

Формируемые УУД:

Личностные результаты: формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации.

Предметные результаты: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.

Метапредметные результаты: делают выводы в результате совместной деятельности класса, развивают навыки грамотного письма, развивают мышление и память (познавательные); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные); умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и аргументируют его, работают в паре, в группах, участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные).

Оборудование урока:

Презентация «Падежи имен существительных», тренажер «Падежи», презентация «Физминутка для глаз «Вовка в тридевятом цартсве»»

                     

Ход урока

  1. Оргмомент.                  
  2. Введение в тему.                        

- Ребята! Сегодня нас с вами ждёт необычное путешествие в сказку – в Страну невыученных уроков. Один  наш старый знакомый попал в беду и просит нас о помощи. Вот его видеописьмо: «Памагите вернуца из скаски. Спасите. Вовка».

- Нельзя оставлять товарища в беде. Давайте отправимся к нему. Но попасть туда можно, только  исправив Вовкины ошибки.

III. Словарно-орфографическая работа.

- Найти слова, в которых наш друг допустил досадные ошибки: 

ПОМОГИТЕ – ПОМОЩЬ, ПОМОЩНИК

СКАЗКИ - СКАЗОЧНЫЙ

- Какие существительные встретились в письме? Какие грамматические признаки этих существительных мы можем назвать?

(Из сказки – нариц., неодушевл., ед.ч., ж.р., Р.п.; Вовка – собст., одушевл., ед.ч., м.р., И.п.)

- Все падежи нам встретились в письме?

(не хватает Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

- А теперь отгадайте загадку:

Запомни правило простое:

Без них мы никуда.

Не будешь в языке героем,

Отличником не станешь никогда.

Они нам в речи помогают,

Слова их слушают всегда.

И все, конечно, их названья знают,

Скажите хором: «Верно?» - «Да». (Падежи)

- Как вы думаете, закрепление какой темы ждет нас в тридевятом царстве?

(Падежи имен существительных)

- Так как нас ждут непростые испытания, чтобы не заплутать и ничего не забыть, сделаем запись в наших бортовых журналах.

(Запись числа, классной работы)              

IV. Проверка теоретических знаний        

- Начнем путешествие по следам ошибок Вовки. И первые, кто нам встретился на пути, - Василисы Премудрые. Попробуем ответить на их вопросы.

- Проверим, как вы знаете вопросы падежей

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Презентация «Тренажер падежи»

V. Практическая работа.                  

- Мы – молодцы. Правильно ответили на все каверзные вопросы Василис. Пора идти дальше.

 (ученик читает слова царя с интонацией)

- В какую сказку нас направил царь? Кто ее написал?

(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

1) Согласование глагола с существительным

(ученик читает слова старухи с интонацией)

Задание старухи: Соедини глагол с существительным при помощи предлога и определи падеж существительного.

(РАБОТА В ПАРАХ)    КАРТОЧКИ
Говорить (с) брат (ом) Т.П.
Растет (в) сад (у) П.П.
Стоять (у) дверь (и) Р.П.

Подъехать (к) дом (у) Д.п.

Положил (на) земля  В.п.

Появился (на) ветка  П.п

Бежал ( по) снег   Д.п.

Стоит  (под) окно Т.п.

- Мы справились, мы – молодцы! Нам помогли наши знания.

(ученик читает слова старухи с интонацией)

- Старуха осталась довольна, и нам предстоит встреча с золотой рыбкой.

 

(ученик читает слова рыбки с интонацией)

- Придется решить задачу рыбки.  

2) «Узелки» из предлогов и окончаний. Зачеркнуть неподходящий вариант. Определить падеж существительного.        (РАБОТА В ГРУППАХ)        

На рассвете у/над реки тянут сети рыбаки. (Р.п.)

В уголк е/а сидит паук – восемь ног ../а, а может рук.(П.п., Р.п.)

Я волновался от/до страха, как на веревк е/у рубаха. (Р.п., П.п.)

Лапк ой/у уши мыла кошк а/у на скамейке у окошка. (Т.п., И.п.)

Возле ёлк и/ой, как из пушки, разом грянули хлопушк и/ой. (Р.п., И.п.)

На земл е/ю  лежит мягкий ковёр …/а  из хвои.  (П.п.,  И.п)

VI. Физминутка.      

Презентация «Физминутка для глаз «Вовка в тридевятом царстве»»

VII. Самостоятельная работа.

- Наконец-то, мы добрались до главных «помощников» тридевятого царства. Это двое из ларца. Как вы помните, они не только не могут оказать нужную помощь, но и двух слов связать не могут. Поэтому просят это сделать за них.

3)  Дан текст. Запишите его в тетрадь, определите падеж имен существительных. (раздать листочки с заданиями)

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка. 

Взаимопроверка

Индивидуальная работа (карточки)          

1.Поставьте  и  напишите  в  скобках  вопрос  и  определите     падеж   существительного.

1.Катались  ( на  …..    )  на  машине. (…      падеж).

2.Шли   ( по  …    )  по  площади . (  …    падеж).

3.Отплыл  ( от …   )  от  причала. (   …..     падеж).

4.Подбежал  ( к   ….  )  к  кровати. (  …     падеж).

5.Прыгает  (  ….   )  белка. (   …     падеж).

6.Достали   (  …    ) мяч. (   …    падеж)

7.Гуляли   (  за    …  )  за  школой. (   …   падеж).

8.Написал  ( в  …..    )  в  тетради. (  …    падеж).

9.Кружились  ( в  …   )  в  воздухе.(  …   падеж).

10. Мылись    (  …    )  шампунем. (  .. .     падеж).

2. Просклоняй им. сущ.

И. п. кто? Белка

Р.п. кого? ____________

Д.п. кому? ___________

В.п. кого? ___________

Т.п. кем? _____________

П.п. о ком? ___________

СТИХИ О ПАДЕЖАХ

Весенние падежи                  

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной            
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

- Ну вот, ребята, мы и помогли Вовке вернуться домой, исправив допущенные им ошибки, но наше путешествие по Стране невыученных уроков не закончено. Вас ждут еще много приключений впереди.

VIII. Рефлексия.                

- Я читаю утверждения. Кто согласен – поднимайте смайлик красного цвета

  • Я знаю падежи
  • Я умею определять падеж имени существительного
  • Я умею ставить существительное в нужный падеж
  • Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
  • Я умею определять падеж имен существительных в тексте

ОЦЕНИТЕ   СВОЮ   РАБОТУ (смайлики)

  • - белый  цвет: удовлетворительно - много ошибок, необходимо повторить тему.
  • - желтый цвет: хорошо - работал и  неплохо, но есть ошибки.
  • - красный цвет: отлично - работал отлично, можешь оказать помощь другим ребятам.

Что понравилось на уроке?

Какое задание было интересным?

Какое задание было трудным?

-Ребята, мне очень понравился наш урок. Работали все сегодня хорошо, показали свои знания. Но больше всех отличились…….(выставление оценок)  

IX. Домашнее задание. Стр. 135 упр. 250


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну занимательной математики

Путешествие в страну занимательной математики...

Игра-путешествие "В стране занимательной Математики"

Сложный и скучный предмет математики можно сделать увлекательным  и интересным с помощью игры. Через игру учащиеся закрепляют навык табличного умножения и деления, отрабатывают навыки решения зад...

Игра – путешествие В стране занимательной Математики 3 класс

Игра – путешествиеВ стране занимательной  Математики 3 класс         Тема: Закрепление табличного умножения и деления....

Путешествие в страну Лингвию «Секреты речи». Падежи и спряжение.

Краткий обзор, интересные факты из истории появления падежей в русском языке.Большинство грамматических терминов русского языка так или иначе отражает соответствующие обозначения греческих грамматик д...

Самоанализ + конспект урока по математике. Тема: «Заниматика - занимательное путешествие в страну юных математиков».

Цели: сплочение классного коллектива; развитие речи, кругозора учащихся; развитие внимания, навыков устного счёта, абстрактного мышления;  развитие логики; повышение интереса к математике.Задачи:...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Занимательное путешествие в страну падежей"

Открытый урок по русскому яэыку в 3-А классе "Занимательное путешествие в страну падежей"...