Упражнения правописания слов с изученными орфограммами 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Соколова Наталья Николаевна

конспект урорка закрепления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспекть урока 115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа 21 век»

Тема урока: «Упражнения правописания слов с изученными орфограммами»

Тип урока:  систематизации  и обобщения знаний

Цели: - Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным в корне слов, 

Планируемые результаты Предметные:  вспомнить знакомые орфографические правила  написания слов - учиться применять знакомые орфографические правила ,объяснять написание пропущенных букв в корне слова. ; получат возможность научиться писать правильно слова на изученные орфограммы .

Метапредметные Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют морфемный анализ слов.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в материализованной громкоречевой и умственной форме; овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Оборудование урока: - презентация на интерактивной доске , кластеры конверт с письмом, заметка  из газеты

                                        - карточки для парной работы, для групповой, маршрутный лист

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели: мотивировать  к учебной деятельности

Перед вами маршрутный лист ученика. Прочитайте пожелания.

Сколько правил! Правил сколько! 
С непривычки бросит в дрожь. 
Будь старательным и только! 
Будь внимательным и только! 
Все запомнишь, все поймешь!                                                                                                                                                                Вас прошу мне помогать,                                                                      

Руки чаще поднимать,                                                                                                                                      

На вопросы отвечать.

- О чем это стихотворение.

- Правила живут вокруг нас. – а для чего нужны правила (чтобы быть грамотным, быть успешным, приносить пользу обществу)

 - О каких качествах идет речь в стихотворении- старание, внимательность. Я предлагаю взять эти качества с собой

Или Какие качества нам понадобятся на уроке Правила успешной работы если всё понятной ! , если нужна помощь ладонь, если не понятно?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 

1.Минутка чистописания.

Словарь

 

 Словарь : выглянуло солнышко, но вдруг набежала тучка и закрыла солнышко. пошёл снег. Давайте поможем солнышку нам осветить дорогу к знаниям.

Вам надо с тучки взять снежинку и поставить  в слова

Б.рёза, горо. , д.ревня,  ин.й,  д.рога,  ска.ка,  моро. ,  лес.ница.

Молодцы справились с заданием. Пусть нам всем на уроке светит солнышко. Давайте подарим всем улыбки.

- посмотрите на слова скажите, что мы делали? (вставляли буквы) предположите,  что будем повторять на уроке

 - К какому блоку относится урок?

Этот урок относится к блоку «Правописание». Правописание или «Орфография» – наука о правописании слов.

 Посмотрите на слова, которые у нас получились. - А что такое сказка? (жанр устного народного творчества) а какие сказки вы знаете? Каждая сказка чему-то учит, и мы сегодня будем учиться правописанию орфограмм.

 

 Для того, чтобы перейти к теме урока я, предлагаю взять ручки и вспомнить те знания, которые вы получили на предыдущих уроках русского языка.  Я читаю вопрос, а вы графически обозначаете часть слова.

Вопрос1

Укажите часть слова, стоящую перед корнем, служащую для образования новых слов.

Вопрос2

Укажите часть слова, стоящую после корня, служащую для образования новых слов, без которой нельзя назвать предмет ласково.

Вопрос3

Укажите часть слова, которая помогает изменять его форму и служит для связи слов в предложении.

Вопрос4

Укажите главную часть слова, без которой невозможно образовать однокоренные слова.

Вопрос5

Часть слова без окончания…

- кто выполнил без ошибок, поставьте+, кто допустил ошибку, где ошибка? А что такое…

Укажите «лишнее» слово. Обоснуйте свой выбор:

СНЕЖНЫЙ

СНЕЖИНКА

НЕЖНЫЙ

СНЕГОВИК

-Какие умения мы с вами сейчас вспомнили (выделять корень) – Что такое корень? А почему другой корень, другой смысл

Слова написаны на доске  с пропусками, нужно взять снежинку с нужной буквой и вставить

На доске открываю кластеры Правописание орфограмм

Проверка по слайду

III.Определение темы и постановка учебной задачи

- Что мы смогли повторить, отвечая на вопросы? (Части слова)

- Правописание орфограмм каких частей слова вы учили?

-- Предположите, что будем повторять сегодня на уроке? (Правописание частей слова)

Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием изученных орфограмм в словах. 

- Предлагаю посмотреть на экран и отгадать загадку.( слайд№)

По квартирам и домам

Много писем, телеграмм

Он приносит адресатам

Как зовут его, ребята?

- А кто знает, как  зовут этого почтальона? (Печкин) он герой, из  какой сказки, а кто автор?

- А что он держит в руках (конверт) что такое письмо? (текст – сообщение  посылаемый кому-нибудь)

Ребята,  он очень спешил доставить письмо от дяди Федора Коту Матроскину и Шарику, что не заметил, как снежинки попали в конверт и растаяли. Из-за этого некоторые буквы исчезли. Помогите героям прочитать письмо .  Работаем в паре (конверт лежит на столах)

 - ребята в тексте содержатся слова и с непроверяемыми орфограммами,  но сейчас мы работаем со словами, которые можно проверить.

- Вставьте буквы на месте пропущенных орфограмм. Выделите части слов, в которых они встретились.

«Здра*ствуйте,  мои д*рогие друзья!  В горо* пришла зима . Покрыл сне* землю. Белые  шу*ки недели д*ревья.  Я скоро приеду в Простоквашино .Ждите.

 Ваш Дядя Фёдор.»

Давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием. Молодцы. Быстро и всё правильно!

-- В каких частях слова встретились нам  орфограммы?   ОТКРЫВАЮ КЛАСТЕР «в корне слова»

 -Какие орфограммы встретились в ваших текстах?

Какова же тема урока? Правописание орфограмм в корнях слова»  Чему мы будем учиться реализовывая, все ваши знания касающиеся того, что мы сейчас повторили(вспомнить известные орфографические правила и научиться их применять на практике) научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком)

 Как всегда, сумка почтальона полна корреспонденции. Кажется, он обращается к нам с просьбой.

Первое задание от Печкина: «Уважаемые второклассники! Помогите разобрать корреспонденцию. Печкин»

Чтобы вспомнить корневые орфограммы, я предлагаю поработать в группах.

Вам нужно вставить пропущенные  буквы. Одна группа будет отбирать письма и газеты для Шарика у них на  маршрутных листах фото Шарика. Другая для Матроскина. Третья для дяди Федора.

  1.  Распределите обязанности в вашей группе:
  • Чтец (читает задания для группы);
  • Исследователь (находит нужные слова в упражнении);
  • писарь (оформляет материал);
  • Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)

1группа :лесок, деревья, денёк, снежинки, поют

2 группа: холод, лёд, снег,  сугроб, берёзка

3 группа: участник, местность, поздним, солнце, звездный.

Работа в парах. Восстанавливают письмо, вставляя пропущенные буквы.

Слайд проверки

Открываю вторую часть названия темы в корнях слова

ВСПОМНИМ

УЗНАЕМ

НАУЧИМСЯ

IV.Построение проекта выхода из затруднения

- Теперь попробуем в маршрутном листе обобщить способы проверки орфограмм в корне слова. составить  единый алгоритм проверки орфограмм в корне

1 найти  место орфограммы 

2. определить  корень слова

3.выбрать  способ проверки

4.сравнить проверяемое слово и проверочное

Записывают в маршрутный лист единый алгоритм

V. Реализация построенного проекта

А теперь я предлагаю  прочитать заметку в газете, которую принес Печкин, но к сожалению газета настолько старая, что слова расплылись, а только некоторые остались. по «почтовым ящикам». Только ящики сегодня не совсем обычные. Это наши орфограммы. Нам необходимо «спрятать слово» в тот ящик, на котором обозначена часть слова с орфограммой.

 ( перед учеником на желтом листочке)

 Прочитай оставшиеся слова,  поработайте в парах и выпишите их  в три столбика , выделите корень.

 Утро в Простоквашино.

В небе задрожал первый луч солнца. Он осветил знакомую местность. Березки надели  белые  шубки.

Физминутка.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А теперь предлагаю поработать по карточкам самостоятельно.                                                                                 Карточки разных цветов, задания на них разные.

  • Всем понятны задания?

Выбери ту карточку, с которой ты точно справишься . ваши работы мы проверим. Мне будет интересно, какой уровень вы выбрали

Помни карточка зеленого цвета- 1 уровень- простая

 карточка жёлтого цвета – 2 уровень – среднего уровня

карточка красного цвета- 3 уровень- повышенной сложности                                                            

Помоги Шарику на охоте

 Вставь пропущенные буквы и поставь ударение

Г_ра - горы,   р_ка - реки,  л_са – лес,  в_да- воды,  

со_ нце – солнышко, д_ревья – дерево, ду_  - дубы.

Помоги Галчонку

Выбери букву. Выдели корень. Соедини стрелкой  начало пословицы с концом.

Б(и,е)реги но(с,з)  в

слёзы улыбается

З(е,и)мой со(л,-)нце  сквозь

б(о,а)льшой моро(с,з)

Вор(о,а)бей под (а,о)кном чирикает

к оттепели  

                        Помоги Матроскину написать письмо дяде Фёдору.

 Вставь пропущенную букву, в скобочках запиши проверочное слово. Выдели корень

Дорогой , дядя Фёдор! Вчера ст_ял(_________) тёплый  д_нёк (________). Наш Шарик х_дил(_________) на охоту.  Зимний лес очень краси_ (_______________). Ду_ (_______) ст_ит(________) под снежной ша_кой(______________).

У нас здесь вес_ло(___________). Мы ждём тебя в Простоквашино.

 -Поднимите руку кто выбрал зелёную карточку, а почему? тебе было легко или испытал затруднение, надеюсь в следующий раз ты возьмешь карточку более сложного уровня.

- желтую, красную. 

- ребята, маршрутные листы останутся у вас, если захотите вы можете дома попробовать сделать и другие карточки.

Дифференцированная работа в маршрутном листе

 VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь предлагаю поработать самостоятельно, чтобы  потренироваться в применении изученных правил.

-Выполним творческое задание,  составим текст о весне.

-На экране текст с пропущенными словами, вставьте подходящие по смыслу слова. (Разбираем)

Весна.

           Наступила теплая _________.  Ярко светит ____________.   Кругом тает ________. Звонко ____________  птицы.

 

- Проверим себя. (Слайд  оцените себя.

Проверка по слайду

Рефлексия. 

- теперь мы проверим, насколько продуктивным был наш урок.

- кто может сказать ,я  выполнил задание без ошибок, подчеркните в четверостишье слова из первой строчки все понятно

- кто может сказать ,я  допустил 1-2 ошибку, подчеркните в четверостишье слова из второй строчки чуть-чуть неясно

кто может сказать ,я  допустил много ошибок, значит вам еще придется потрудиться

-Какая тема урока была сегодня на уроке?

- Вспомните, какую цель мы ставили?

- Посредством чего мы это добились? Повторите алгоритм, который мы вместе составили

– Какие задания вы выполнили с легкостью? А какие вам показались трудными?

 Печкин и я приготовили вам подарок. Мы хотим подарить вам в класс книги сказки что вы помнили , что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! 

Инструкционная карта для 1 группы

  1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень .
  2. Л…сок, д…ревья, д…нёк, сн…жинки, п…ют
  3. Подготовьте отчет о работе группы.

Карточка - помощник

Наша группа работала над правописанием ___________________________________________.

Пропущенная буква стоит в  _________________ слова.

Чтобы правильно обозначить буквой надо …..

Инструкционная карта для 2 группы

         

  1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень .
  2. Холо…, лё…, сне…,  сугро…, берё…ка

  1. Подготовьте отчет о работе группы.

Карточка - помощник

Наша группа работала над правописанием _______________________ согласных.

____________________ согласные встречаются в ___________________ слова

Чтобы правильно обозначить буквой  надо ….

Инструкционная карта для 3 группы

  1. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень .
  2. Учас…ник, мес…ность, поз…ним, со…нце, звез…ный.
  3.  Подготовьте отчет о работе группы.

Карточка - помощник

Наша группа работала над правописанием _________________ согласного.

____________________ согласные встречаются в ___________________ слова

Чтобы правильно обозначить буквой  надо ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс тема: Упражнения в написании слов с изученными орфограммами. ИКТ

Урок построен с учетом требований ФГОС с использованием ИКТ (презентация)...

Урок русского языка 3 класс тема: Упражнения в написании слов с изученными орфограммами. ИКТ

Урок построен с учетом требований ФГОС с использованием ИКТ (презентация)...

Правописание слов с изученными орфограммами

Цели:Образовательная: Закреплять понятие: «орфограмма», виды орфограмм. Развивать умение находить и исправлять орфографические ошибки, грамотно писать слова с изученными орфограммами, видеть в словах ...

Конспект урока русского языка "Правописание слов с изученными орфограммами"

Тема: «Правописание слов с изученными орфограммами»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся изученных орфограмм;Планируемые результатыПредметные:- знать разбор предложения по ч...

Контрольный диктант №3 с грам.заданием «Части речи. Правописание слов с изученными орфограммами»

Контрольный диктант №3 с грам.заданием  «Части речи. Правописание слов с изученными орфограммами»...