Конспект урока - Составляем развёрнутое толкование значения слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока - Составляем развёрнутое толкование значения слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Составляем развёрнутое толкование значения слова»

        Цели деятельности учителя: формирование знаний о развёрнутом толковании значения слова; формирование умения работы с поиском информации в тексте, формирование умения давать развёрнутое значения слова при помощи текста.

        Планируемые результаты

        Предметные: 

-знать: отличия развёрнутого толкования слова от сжатого.

-уметь: соотносить (восстанавливать) текст по смыслу.

        Личностные: 

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

        Тип урока: «открытие» нового знания.

        Оборудование: «Русский родной язык» Александрова О.М., Вербицкая Л.А., учебник 2 класс, МЭШ, раздаточный материал

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

Учителя и учащихся

I. Этап мотивации

Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.

Мы тихонечко вздохнём 

Родной русский язык начнём.

II. Актуализация

знаний 

Чистописание

Повторение ранее изученной темы

 МЭШ

 

1) -Мои любители русского языка. Я рада видеть ваши радостные лица. Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме. Напишите число и классная работа.

-Перед тем как отправиться в удивительный мир русского языка, давайте вспомним правильное написание букв и их соединений.

На доске: В каждом слове есть сила.

- Напишите красиво это предложение.

- Как понимаете эту фразу? (Слово может передать добро или зло, пользу или вред, радость или горе)

2) – Ребята, возьмите карточку №1.

-  Давайте прочитаем слова и фразы на карточке.

- Подумайте, какая сила в этих словах? (Это вежливые слова)

- Выберите из этого списка словарные слова, которые мы прошли. Давайте вспомним, как они пишутся.

Словарь: здравствуйте, до свидания, извини, спасибо.

- Прочитайте ниже задание, что нужно сделать с этими высказываниями?

       Задание: используя вежливые слова, составьте диалоги.

-Здравствуйте!                  - Спасибо тебе за помощь!

- Добрый день!                  -Пожалуйста!

- До свидания!                     - Приятного аппетита!

- Встретимся завтра!          - Спасибо!

- Ты мне наступил на ногу!

- Извини!

- Давайте вспомним прошлый урок, что такое диалог? Дайте лексическое значение этого слова (Разговор между двумя или несколькими собеседниками).

- А как называется каждое высказывание собеседника в диалоге? (Реплика)

III. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Формулировка темы и цели урока.

- Переверните листок. Перед вами карточка №2.

Прочитаем задание. Подумайте, о чём в нём говорится?

         И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок да пеночек. И под тот перезвон, под глухое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.

        И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.

 - О чём говорится в тексте? (О грибах)

- Как называются грибы? (Строчки и сморчки)

- Дайте толкование слова, что такое сморчки? (Это грибы)

- Как думаете, у нас краткое или развёрнутое получилось толкование? (Получилось краткое толкование слова)

- Посмотрите на экран, так выглядит сморчок.

-Давайте по внешнему виду попробуем описать его.

- На что похожа шляпка? (На пчелиные соты)

- Цвет шляпки? (Коричневый)

- А ножка какая? (Белая трубочка)

- Как думаете съедобный гриб? (Съедобный)

- А где растут сморчки? (В лесу)

- Давайте запишем, что у нас получилось:

       Сморчок - это съедобный гриб, который растёт в лесу, шляпка коричневого цвета, похожа на пчелиные соты, ножка белая.

- Какое толкование мы записали? (Более подробное, развёрнутое)

- Как думаете, какая тема нашего урока? (Развёрнутое толкование слов)

- Поставьте цель нашего урока. (Цель: научиться давать развёрнутое толкование слов)

- Откройте стр.115. Давайте прочитаем название темы.

- Прочитаем важную информацию ниже.

- Как понять значение незнакомого слова? (Можно перечитать текст. Если не помогло, то можно заглянуть в толковый словарь)

Физкультминутка

                  «Грибы»

Вырос гриб на тонкой ножке
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Гриша шёл, шёл, шёл
И грибок нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Положил их в кузовок.
Мы тихонечко вздохнём,
Вновь грибы учить начнём.

IV. Этап решения поставленной проблемы

Работа в парах

V. Этап коррекции

- Прочитайте упражнение 3 на странице 117. Что нужно сделать?

- На какой вопрос надо ответить?

- Прочитаем первый текст.

- Какое у него заглавие?

- Что мы узнали из заголовка?

- Кто такие звери? Назовите их признаки. (У них четыре лапы, тело покрыто шерстью. Они кормят детёнышей молоком)

- Прочитаем текст.

- Почему посетители не могут увидеть монала? (Потому что его перья похожи на куст, он сидит тихо и маскируется)

-Мы сейчас поработаем в парах.

Ваше задание: прочитать первый текст и тоненько подчеркнуть слова, которые описывают птицу. Затем попробовать при помощи выделенных слов дать развёрнутое толкование слову «монал».

- Давайте проверим, что у вас получилось и запишем?

(Монал – это птица с чёрным хохолком на голове, крылья серые с жёлтыми пятнами)

VI. Этап систематизации

МЭШ

- Давайте с вами поработаем с лексическим значением слов. Попробуем соотнести развёрнутое толкование значения слова с картинкой.

- А попробуйте дать краткое толкование каждого слова.

VII. Этап объяснения домашнего задания

- На дом вам идёт цифровое домашнее задание. Вам нужно будет соотнести развёрнутое толкование значения слова с картинкой. Точно так же как мы работали на уроке.

VIII. Этап подведения итогов

- Какова тема урока?

- Чему мы научились на уроке?

- В каком словаре можно узнать значение слов?

IX. Этап рефлексии

«Эмоциональные грибочки»

- Выберите себе сейчас один эмоциональный грибочек, который соответствует вашему состоянию.

1. Грибок довольный:  Мне всё понятно. Я молодец!

2. Грибок задумался: У меня не всё получилось, но я          старался!

3. Грибок расстроен:  На уроке мне было трудно, нужно быть внимательнее!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №1

Задание:  используя вежливые слова, составьте диалоги.

Карточка №2

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

        И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок да пеночек. И под тот перезвон, под глухое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.

          И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.

Рефлексия

                 

            1.                      2.                     3.

                                       

       Это представитель очень интересного семейства. Это тенрек. Чтобы понять, кто это, нужно его рассмотреть, зверёк выглядит очень забавно. Сидит тихонечко, с иголками. Может это ёж? А может землеройка? На неё он тоже похож. Тенрек небольшой с иголками. Иглы в центральной части спины могут вибрировать. Мордочка покрыта мягким серым мехом. По бокам на мордочке торчат усы.

       Это представитель очень интересного семейства. Это тенрек. Чтобы понять, кто это, нужно его рассмотреть, зверёк выглядит очень забавно. Сидит тихонечко, с иголками. Может это ёж? А может землеройка? На неё он тоже похож. Тенрек небольшой с иголками. Иглы в центральной части спины могут вибрировать. Мордочка покрыта мягким серым мехом. По бокам на мордочке торчат усы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

Конспект урока русского языка УМК Перспектива Слова с несколькими значениями

Урок  соответствует  ФГОС НОО, построен на системно-деятельностном подходе....

Конспект урока русского языка "Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы"

Урок русского языка по теме : Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы. Урок разработан по ФГОС с элементами Сингапурской системы....

Конспект урока русского языка на тему: "Слова, близкие по значению" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «слова-синонимы»; формирование умения находить синонимы в тексте, использовать в речи.Планируемые результатыПредметные:знать понятие &laq...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

Конспект урока русского языка по теме: "Слово и его значение", 3 класс, УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование словарного запаса учащихся словами разных тематических группПланируемые результатыПредметные: - расширяют словарный запас словами разных тематических...

Конспект урока родного языка (русский) 2 класс. Тема: "Составляем развёрнутое толкование значения слова".

Конспект урока родного языка (русский) 2 класс. Тема: "Составляем развёрнутое толкование значения слова"....